Развитие фантазии, воображения у детей старшего дошкольного возраста с помощью приёма коллажа и нетрадиционной техники рисования в изобразительной деятельности
консультация

Елена Несмеева

Изобразительная деятельность так или иначе тесно связана с развитием фантазии и воображения у человека. В рисовании ребёнок ищет, находит, осуществляет своё эмоциональное отношение к окружающему миру. Дети-прирождённые фантазёры. Просто им необходимо помочь сохранить, развить в себе ценное качество. Дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как вместо готового образца демонстрируется лишь способ действия с материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Такая работа вызывает у ребенка радостное настроение, снимает страх перед процессом творчества.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

К обучению детей традиционным видам рисования обращались такие исследователи как Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н. Б. Халезова, Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева. Существуют исследования по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду С. К. Кожохиной, С. Погодиной, А. Ярыгина. Использование нетрадиционных техник рисования с детьми разработаны у зарубежных педагогов, таких как Мери Энн –Кол.

Воображение представляет собой познавательный процесс, в результате которого должны появиться новые образы, позволяющие в дальнейшем появляться новым действиям и предметам.

В процессе рисования совершенствуются «наблюдательность – качество личности, выражающееся в умении наблюдать, т.е. концентрировать свое внимание на восприятии и познании одного объекта, в умении выделять в нем малозаметные, но важные свойства, эстетическое восприятие – «целенаправленный созидательный процесс, в результате которого происходит формирование творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты», художественный вкус - способность восприятия и оценки эстетических достоинств произведений искусства или объектов природы, творческие способности - способности, благодаря которым человек создаёт что-то новое, оригинальное.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы и помогают нетрадиционные способы рисования. Сейчас многие педагоги широко используют в работе с детьми технику коллаж.

Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов.

Коллаж «Берёзка». На первом этапе дети вручную на бумагу наносят заранее подготовленный раствор (клейстер, смешанный акварелью голубого цвета), делают отпечаток на гладкой поверхности. На такую поверхность, в дальнейшем, легко приклеивается любой материал. Гуашью изображают белоствольный ствол берёзки. Следующий этап - для кроны используют засушенные листья берёзы, а опавшую листву изображают мелкой пшеничной крупой.

Технику коллаж можно совмещать с нетрадиционной техникой рисования – монотопия. Монотипия — это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Монотипия очень нравится дошкольникам. Она помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственное мышление.

Такая графическая техника не требует от маленьких художников профессионально чётких линий. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками: смешивание красок, создание новых оттенков. Например, в работе «Бабочки» у детей получаются разнообразные бабочки. Дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. На первом этапе работы они подготавливают листы, сложив их вдвое, затем наносят на предварительно смоченную водой поверхность краску, складывают лист и разглаживают. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. А на следующем этапе с помощью взрослого вырезывают бабочек и наклеивают на подготовленный фон. Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными.

Пальчиковая живописьНазвание этого метода говорит само за себя. Для рисования используются подушечки пальцев, которые ребѐнок окунает в баночку с краской и отпечатывает краску на чистом листе бумаге. С помощью данной техники получаются забавные фигурки животных и оригинальные пейзажи. Пальчиковая живопись способствует лучшему тактильному восприятию ребенка – между ним и листом бумаги больше нет дополнительных приспособлений, он чувствует каждое прикосновение, а, значит, больше вовлечен в процесс. У детей это вызывает особое удовольствие, когда, намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги.

Для создания коллажа хорошо подходит и оригами. Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была открыта бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников. Оригами — это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами, и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага.

Оригами «Море, море». В начале в технике оригами, ребята создают разнообразных рыбок. Из бумаги зелёного цвета вырезают «водоросли». Дальше выполняют коллаж. На заранее подготовленную бумагу располагают рыбок, водоросли. Дно водоёма оформляют скорлупой кедрового орешка. Чтобы работа казалась более живой, юные художники добавляют с помощью отпечатков зубной пасты, пузырьки воздуха около рыб.

Дошкольникам очень нравится работать в технике коллаж, их привлекает нетрадиционная техника рисования. Фантазируя, они заменяют один материал на другой, содержание работ становится неповторимым и интересным. У них развивается фантазия, творчество, воображение, эстетическое чувство, навыки и умения, мелкая моторика, внимание, творческая активность. Создание работ в технике коллаж развивает пространственное воображение и неординарное мышление, воспитывают в человеке способность искать, думать, принимать самостоятельные решения. А эти черты всегда пригодятся. И пусть поделки пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

Система работы состоит из комплекса непосредственой образовательной деятельности (16 занятий), творческих игр, работы с родителями, работы с воспитателями, организации педметно – развивающей среды.Про...

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Исходя из деятельностного подхода, исследователи детского изобразительного творчества определили, что создание изображения требует наличия у детей отчетливых образных представлений о тех предметах и о...

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования...

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Исходя из деятельностного подхода, исследователи детского изобразительного творчества определили, что создание изображения требует наличия у детей отчетливых образных представлений о тех предметах и о...