Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Ковель Ульяна Федоровна

Исходя из деятельностного подхода, исследователи детского изобразительного творчества определили, что создание изображения требует наличия у детей отчетливых образных представлений о тех предметах и объектах, которые должны или хотят изобразить. Эти представления формируются на основе восприятия. Восприятие должно быть эмоционально эстетически окрашенным. Такое восприятие надо развивать в ребенке с раннего детства, сам он не может овладеть образным, эстетическим восприятием и без направленного руководства взрослого, как правило остается глух к красоте окружающего мира.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере развития и обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира. На этой основе у детей формируется эстетический художественный вкус.

В исследованиях Н.И.Стреляновой показано, что специальное обучение, построенное на знании законов психического развития ребенка- дошкольника позволяет развивать комбинаторную деятельность ребенка в изобразительной деятельности по линии создания новых образов, сюжетов, композиций детских работ [16]. Автором доказано, что обучение способно форсировать развитие воображения у ребенка в изобразительной деятельности в несколько раз.

Ю.А.Полуянов [13] придает большое значение самостоятельному анализу ребенком окружающей действительности, так как считает, что изобразительная деятельность ребенка должна максимально способствовать развитию его творческого воображения.

В исследовании Г.Д.Кирилловой [14] было выявлено, что значимость и устойчивость мотива изобразительной деятельности ребенка выступает в качестве механизма выявления возможностей его воображения, а также является важным условием его активизации.

В науке существуют различные взгляды на сущность творческого воображения. Так например, творческое воображение рассматривают как творческий компонент различных видов деятельности (генетические психологи); как одну из форм мышления (А.В.Брушлинский, В.А.Поликарпов); как самостоятельный психический процесс (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, З.Н.Новлянская, А.А.Мелик- Пашаев, О.М.Дьяченко).

Психологическая наука исходит из того, что творческое решение какой-либо проблемы не является изначально данной способностью, а подготавливается предварительной, нередко очень напряженной умственной работой, более или менее многочисленными поисками решения, носящими сознательный характер и является закономерным результатом весьма длительных усилий, что не отрицает значения интуиции и внезапных аналогий в процессе творческого воображения.

Необходимо уделять должное внимание организации самостоятельной изобразительной деятельности ребенка. Последняя должна не навязываться ребенку взрослым, а быть максимально разнообразной, способствовать всестороннему развитию и охватывать все основные сферы взаимодействия с окружающими людьми.

В изобразительной деятельности под техникой понимается совокупность способов, приемов, умений, которые используются для передачи образа. [7] Традиционными техниками изобразительной деятельности принято считать общепринятые материалы и способы, с помощью которого создается рисунок, изображение. Сюда относятся рисование карандашами и красками, лепка из пластилина, аппликации из бумаги. На сегодняшний день все больше появляется интерес к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности это - способы изображения необычными инструментами и материалами. Например, рисование с помощью частей тела, аппликация из крупы, пуговиц, лепка из соленого теста, из глины с использованием салфеток и т.д. [5]

Дошкольники с интересом пробуют рисовать на ткани, раздувать полой трубочкой краску, рисовать руками, нитками, свечой, создавать аппликации из крупы, пуговиц. Используя нетрадиционные техники, старшие дошкольники не боятся сделать что-то неправильно.

Дошкольник учится находить множество способов для создания творческого продукта, решать, какую технику лучше использовать. Они могут в полной мере проявить свое воображение, создать нечто уникальное, необычное. Использование большого количества разнообразных средств и способов способствует развитию воображения, творческого мышления, расширяет кругозор, развивает дошкольника. Очень важно учитывать возрастные особенности дошкольника и подбирать соответствующие техники [7].

Г.Н. Давыдова [2] отмечает, в современных детских дошкольных учреждениях не очень широко используются различные материалы для творчества, и деятельность дошкольника носит больше репродуктивный характер. Зачастую дошкольники копируют образец, который предлагает им воспитатель. Использование нестандартных техник и средств даст возможность дальнейшему развитию воображения и творческим успехам.

Т.Г.Казакова [5] так же утверждает, что зачастую воспроизведение в изобразительной деятельности тормозит развитие творческого воображение старшего дошкольника. Исследования показали, что обычно детям дается образец, как надо выполнить задание, из-за чего дошкольники не могут проявить инициативу, воображение.

К тому же обычно на занятиях ребенок пользуется стандартными материалами: обычными красками и кисточками. Использование различных материалов в изобразительной деятельности влияет на развитие воображения дошкольника, расширяет кругозор. Творческий процесс становится более интересным и захватывающим. Дошкольники с удовольствием начинают творить, им интересно использовать необычные инструменты и материалы.

Кудейко [6], Никитина [12] отмечали, что многообразие материала и использование различных техник развивает у дошкольников воображение, самостоятельность, оригинальность, творческие способности.

Используя нетрадиционные техники, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать с различными предметами, их свойствами. Рисуя пальчиками, дошкольники, например, узнают о свойствах краски. [12]

Преимущества нетрадиционных техник изображения заключаются в том, что ребенок, не опираясь на образец, создает уникальное изображение, передает свое видение объекта. Дошкольник не боится сделать что-то неправильно, он проявляет самостоятельность и воображение в процессе творческой деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения  у детей  старшего дошкольного возраста

Исходя из деятельностного подхода, исследователи детского изобразительного творчества определили, что создание изображения требует наличия у детей отчетливых образных представлений о тех предметах и объектах, которые должны или хотят изобразить. Эти представления формируются на основе восприятия. Восприятие должно быть эмоционально эстетически окрашенным. Такое восприятие надо развивать в ребенке с раннего детства, сам он не может овладеть образным, эстетическим восприятием и без направленного руководства взрослого, как правило остается глух к красоте окружающего мира.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере развития и обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира. На этой основе у детей формируется эстетический художественный вкус.

В исследованиях Н.И.Стреляновой показано, что специальное обучение, построенное на знании законов психического развития ребенка- дошкольника позволяет развивать комбинаторную деятельность ребенка в изобразительной деятельности по линии создания новых образов, сюжетов, композиций детских работ [16]. Автором доказано, что обучение способно форсировать развитие воображения у ребенка в изобразительной деятельности в несколько раз.

Ю.А.Полуянов [13] придает большое значение самостоятельному анализу ребенком окружающей действительности, так как считает, что изобразительная деятельность ребенка должна максимально способствовать развитию его творческого воображения.

В исследовании Г.Д.Кирилловой [14] было выявлено, что значимость и устойчивость мотива изобразительной деятельности ребенка выступает в качестве механизма выявления возможностей его воображения, а также является важным условием его активизации.

В науке существуют различные взгляды на сущность творческого воображения. Так например, творческое воображение рассматривают как творческий компонент различных видов деятельности (генетические психологи); как одну из форм мышления (А.В.Брушлинский, В.А.Поликарпов); как самостоятельный психический процесс (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, З.Н.Новлянская, А.А.Мелик- Пашаев, О.М.Дьяченко).

Психологическая наука исходит из того, что творческое решение какой-либо проблемы не является изначально данной способностью, а подготавливается предварительной, нередко очень напряженной умственной работой, более или менее многочисленными поисками решения, носящими сознательный характер и является закономерным результатом весьма длительных усилий, что не отрицает значения интуиции и внезапных аналогий в процессе творческого воображения.

Необходимо уделять должное внимание организации самостоятельной изобразительной деятельности ребенка. Последняя должна не навязываться ребенку взрослым, а быть максимально разнообразной, способствовать всестороннему развитию и охватывать все основные сферы взаимодействия с окружающими людьми.

В изобразительной деятельности под техникой понимается совокупность способов, приемов, умений, которые используются для передачи образа. [7] Традиционными техниками изобразительной деятельности принято считать общепринятые материалы и способы, с помощью которого создается рисунок, изображение. Сюда относятся рисование карандашами и красками, лепка из пластилина, аппликации из бумаги. На сегодняшний день все больше появляется интерес к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности это - способы изображения необычными инструментами и материалами. Например, рисование с помощью частей тела, аппликация из крупы, пуговиц, лепка из соленого теста, из глины с использованием салфеток и т.д. [5]

Дошкольники с интересом пробуют рисовать на ткани, раздувать полой трубочкой краску, рисовать руками, нитками, свечой, создавать аппликации из крупы, пуговиц. Используя нетрадиционные техники, старшие дошкольники не боятся сделать что-то неправильно.

Дошкольник учится находить множество способов для создания творческого продукта, решать, какую технику лучше использовать. Они могут в полной мере проявить свое воображение, создать нечто уникальное, необычное. Использование большого количества разнообразных средств и способов способствует развитию воображения, творческого мышления, расширяет кругозор, развивает дошкольника. Очень важно учитывать возрастные особенности дошкольника и подбирать соответствующие техники [7].

Г.Н. Давыдова [2] отмечает, в современных детских дошкольных учреждениях не очень широко используются различные материалы для творчества, и деятельность дошкольника носит больше репродуктивный характер. Зачастую дошкольники копируют образец, который предлагает им воспитатель. Использование нестандартных техник и средств даст возможность дальнейшему развитию воображения и творческим успехам.

Т.Г.Казакова [5] так же утверждает, что зачастую воспроизведение в изобразительной деятельности тормозит развитие творческого воображение старшего дошкольника. Исследования показали, что обычно детям дается образец, как надо выполнить задание, из-за чего дошкольники не могут проявить инициативу, воображение.

К тому же обычно на занятиях ребенок пользуется стандартными материалами: обычными красками и кисточками. Использование различных материалов в изобразительной деятельности влияет на развитие воображения дошкольника, расширяет кругозор. Творческий процесс становится более интересным и захватывающим. Дошкольники с удовольствием начинают творить, им интересно использовать необычные инструменты и материалы.

Кудейко [6], Никитина [12] отмечали, что многообразие материала и использование различных техник развивает у дошкольников воображение, самостоятельность, оригинальность, творческие способности.

Используя нетрадиционные техники, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать с различными предметами, их свойствами. Рисуя пальчиками, дошкольники, например, узнают о свойствах краски. [12]

Преимущества нетрадиционных техник изображения заключаются в том, что ребенок, не опираясь на образец, создает уникальное изображение, передает свое видение объекта. Дошкольник не боится сделать что-то неправильно, он проявляет самостоятельность и воображение в процессе творческой деятельности.