Тренинг для родителей воспитанников ДОУ "Темперамент ребенка"
методическая разработка по психологии

Мезенцева Ирина Игоревна

Формирование более адекватного представления о воспитании детей с разными типами темперамента. Развитие умения анализировать поведение и поступки детей, личностные особенности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temperament_rebenka_razrabotka.docx25.65 КБ
Файл https://youtu.be/ceXnjFzumK487.63 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа психолого-педагогического тренинга

педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ

 «Темперамент ребенка»

Подготовил:

педагог-психолог

МБДОУ № 41

И.И. Мезенцева

Цель:

  1. Создание в группе родителей сплоченности, дружеской атмосферы, доверия, эмоциональной свободы.
  2. Формирование более адекватного представления о воспитании детей с разными типами темперамента.
  3. Развитие умения анализировать поведение и поступки детей, личностные особенности.

Вступительное слово

Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с вами станем участниками тренинга, который посвящен теме темперамента. Прежде чем мы начнем, нам необходимо принять правила тренингового круга.

  1. ПРАВИЛО КОНФИНДЕЦИАЛЬНОСТИ (информация, которой делятся участники, не предназначена для выноса за пределы тренинга).
  2. ПРАВИЛО «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» (мы говорим о чувствах и событиях которые возникают в настоящий момент, не прибегая к прошлым и будущим).
  3. ПРАВИЛО «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЯ» (употребляем «Я считаю» вместо «мы считаем».
  4. ПРАВИЛО «ВЗАИМОУВАЖЕНИЯ» (слушаем и не перебиваем выступающего участника)
  5. ПРАВИЛО «БЕЗОЦЕНОЧНОСТИ»(не оцениваем и не критикуем людей и мнения отличные от наших)

Педагог-психолог: теперь, когда мы приняли правила, можно приступить к основной части нашего тренинга. Перед вами на столе находятся бейджи, предлагаю каждому взять один и написать, как бы вы хотели, чтобы к вам обращались участники круга.

Упражнение 1. «Общая фотография»

Цель: Актуализация представлений родителей о характерологических особенностях  детей.

Содержание. На флипчарте располагается большой лист бумаги, а перед ним лежат заготовки картинок людей с разным типом темперамента. Родителям предлагается выбрать из заготовленных картинок ту, которая наиболее точно передаст характерные свойства личности их детей и приклеить ее на лист. После чего следует обсуждение результатов.

Инструкция: Представьте, что ваших детей нужно сфотографировать на общее коллективное фото, но так как фотоаппарата в наличии нет, то вам предстоит выбрать из этих картинок ту, которая стала бы отражением вашего ребенка, но только не внешнего, а внутреннего.  Постарайтесь вспомнить, как ваш ребенок реагирует на разные жизненные ситуации, как чаще всего он себя ведет с другими людьми? Постарайтесь быть объективными!

Вопросы:

- Почему вы выбрали именно эту картинку?

Обсуждение результатов.

 (Приложение 2)

Педагог-психолог: теперь настало время поговорить о типах темперамента и характеризовать их особенности. Обратите внимание на экран.

Содержание презентации №1

Слайд 1. Типы темперамента и их характеристика.

Слайд 2. Темперамент – это природно-обусловленная склонность человека к определенному стилю поведения, т.е. совокупность индивидуальных психических и физиологических особенностей индивида.

Слайд 3.  Существует 4 типа темперамента:

  1. Холерик
  2. Сангвиник
  3. Флегматик
  4. Меланхолик

Слайд 4. Однако «чистые» типы темперамента встречаются редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного темперамента.

Слайд 5. Коротко познакомимся с признаками, характерными для детей разных темпераментов.

Слайд 6. Сангвиник. Такой ребенок подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое.

Слайд 7. Родители таких детей отмечают несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик и фантазер. Засыпает быстро, легко, так же и просыпается. Любят подвижные игры. Такие дети миролюбивы, не жадны, добры.

Слайд 8. Меланхолик. В его поведении много непонятного, но оно вытекает из богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще всего бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, то плачет долго и горько.

Слайд 9. С трудом включается в игры других детей, но, преодолев себя, способен почувствовать радость. Пугается чужих людей, но с теми кому доверяет, добр, мягок, открыт. Часто ведет себя как «маленький взрослый».Не играет в «жестокие» игры. Разборчив в еде, быстро устает, долго переключается на другой вид деятельности. Ложится поздно, встает плохо. Любит тепло, боится спорта.

Слайд 10. Холерик. Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. С трудом идет на компромисс. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен.

Слайд 11. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В поведении часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, крикун, драчун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в «грубые» игры. Игры подходят подвижные, соревновательные.

Слайд 12. Флегматик. Медлительный молчун, спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, не шумно. Мало двигается, поспать любит, в еде неразборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок.  

Слайд 13. Пьет и ест только из своей персональной посуды. Играет своей игрушкой. Разговаривает медленно, не любит быстрые игры. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Новое не любит, выполняет с удовольствием известное. Для других детей он скучен, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть в ролевые игры с ним. Редко ошибается.

Слайд 14. Важно помнить, что к темпераментам нельзя подходить с оценочными критериями!

Слайд 15. Спасибо за внимание!

Педагог-психолог: Наверное каждый из вас смог проанализировать информацию из презентации и уже предполагает, какой из типов темперамента имеется у ваших детей. Чтобы окончательно в этом убедиться, я предлагаю вам пройти тест, но для начала, хотелось бы узнать ваши предположения. Кто хочет поделиться?

2. Тест «Определение типа темперамента»

Цель: Определение типа темперамента.

Инструкция:  Возьмите каждый себе лист и фломастер. Начертите на листе бумаги горизонтальную ось и напишите у левого ее конца «замкнутость», а у правого «общительность», поставьте в центре нулевую точку и отметьте на этой оси место, которое ребенок, по вашему мнению, на ней занимает (с учетом того, что у левого конца оси находятся действительно замкнутые дети, а у правого – очень открытые и общительные, а центр – это статистическая норма).

Затем проведите через центр горизонтальной оси вертикальную. Напишите у нижнего ее конца «эмоциональная стабильность», а у верхнего - «невротизм» и поставьте на этой оси точку, соответствующую вашим представлениям о душевном спокойствии ребенка (с учетом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые дети, а вверху – ребята с повышенной нервозностью и неустойчивыми эмоциями).

Теперь осталось провести перпендикуляры от точек на осях до их пересечения и определить, к какому же именно типу относится ребенок. Точка пересечения перпендикуляров, оказавшаяся в левом верхнем секторе свидетельствует о холерическом темпераменте, ее попадание в правый верхний сектор – меланхолическом; если она оказалась в левом нижнем секторе, это говорит о флегматичном типе; а если опустилась в правом нижнем секторе – о сангвинистическом.

Обсуждение результатов теста.

Педагог-психолог: Познакомясь с описанием типов темперамента и проведя тест, вы глубже разобрались в природных качествах личности своих детей и наверняка поняли, что многое малышу в его поведении можно простить зная, что это его природа! Сейчас я постараюсь вам представить наиболее продуктивные способы учета темперамента детей.

Посмотрим на экран

Содержание презентации №2

Слайд 1. Как вести себя с детьми, учитывая особенности темперамента?

Слайд 2. Сангвиники. Частая снисходительность к «мелким» на первый взгляд, нарушениям принятых правил способствует разрушению полезных привычек (не убрал игрушки, отсутствие контроля за поведением, действиями). Следите за выполнением правил!

Слайд 3. Податливость и пластичность нервной системы, оборачиваются отрицательной стороной: ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов. Очень важно с малых лет учить ребенка внимательно относиться к сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений и не допускать вытеснения старых привязанностей.

Слайд 4. Сангвиники быстро устают от однообразия. Во всех подобных случаях следует добиваться, чтобы начатое дело было завершено, обращать внимание на качество, не допускать небрежного выполнения задания.

Слайд 5. Холерики. Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые, любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдерживают его подвижность. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры воздействия на таких детей – окрики, шлепки, угрозы. От этого возбуждение только усиливается.  С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров.

Слайд 6. «Неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничивать все, возбуждающее нервную систему, особенно во второй половине дня перед сном.

Слайд 7. Ребенку-холерику трудно выполнять правила общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать. При воспитании волевых черт характера у детей возбудимого типа темперамента следует развивать сдерживающие механизмы: умение ждать, отсрочить свои желания, сдерживать свой импульс.

Слайд 8. Меланхолики. В воспитании ребенка-меланхолика следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей.  Круг знакомств следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника.

Слайд 9. Такие дети с трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, долго плачут. Подобные ситуации требуют особой чуткости и внимания со стороны взрослых.

Слайд 10. На детей-меланхоликов нельзя повышать голос, это обязательно вызовет слезы, замкнутость, повышенную тревожность. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.

Слайд 11. Детям этого типа темперамента легче проявить себя в художественной деятельности. Позвольте ребенку творческое самовыражение.

Слайд 12. Флегматики. Частой ошибкой взрослых является проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью флегматиков.  Окрики, угрозы оказывают на таких детей тормозящее действие.  Позвольте ребенку работать в своем темпе.

Слайд 13. Другой ошибкой является стремление отстранить ребенка от всего, что требует усилий, немедленно придя ему на помощь. Так ребенок не станет подвижным и уверенным в себе, не лишайте его возможности самостоятельного выполнения заданий, даже если на это ему понадобиться больше времени.

Слайд 14. Флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни, их адаптация к ним затруднена (смена воспитателя, расставание с родителями, знакомство с новыми детьми). Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям полезно ходить в гости с ребенком, давать поручения, требующие общения с детьми и взрослыми.

Слайд 15. Спасибо за внимание!

 Педагог-психолог: теперь вы ознакомлены с основной информацией о типах темперамента и сможете пользоваться рекомендациями для более качественного воспитания своих детей с учетом особенностей их личности. И в заключении хотелось бы сказать: помните, что темперамент каждого из нас определен с рождения. Не пытайтесь «ломать и  переделывать» ваших детей, от этого может стать только хуже. Если начать учитывать очень важные потребности детей (определенные темпераментом), есть большая вероятность воспитать гармоничного, счастливого и успешного ребенка!

Перед тем, как мы закончим, я хотела бы поделиться с вами рекомендациями по организации развивающей деятельности наиболее подходящей вашим детям. (Приложение 1)

 И теперь попрошу вас поделиться своими впечатлениями о пройденном мероприятии, задать вопросы, написав на листах и положив их в коробку.

Спасибо за вашу активность и искренность! Всего доброго!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Слайд 2

ЭТО ПРИРОДНО-ОБУСЛОВЛЕННАЯ СКЛОННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА К ОПРЕДЕЛЕННОМУ СТИЛЮ ПОВЕДЕНИЯ, Т.Е. СОВОКУПНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДА. ТЕМПЕРАМЕНТ

Слайд 3

СУЩЕСТВУЕТ 4 ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ХОЛЕРИК САНГВИНИК ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК

Слайд 4

ОДНАКО «ЧИСТЫЕ» ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ВСТРЕЧАЮТСЯ ДОВОЛЬНО РЕДКО. ЧАЩЕ ВСЕГО У ЧЕЛОВЕКА СОЧЕТАЮТСЯ ЧЕРТЫ РАЗНЫХ ТИПОВ, ХОТЯ ПРЕОБЛАДАЮТ СВОЙСТВА КАКОГО-ТО ОДНОГО ТЕМПЕРАМЕНТА !

Слайд 5

КОРОТКО ОЗНАКОМИМСЯ С ПРИЗНАКАМИ, ХАРАКТЕРНЫМИ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ ТИПОВ

Слайд 6

САНГВИНИК ТАКОЙ РЕБЕНОК ПОДВИЖЕН. СЛЕЗЫ ПОЯВЛЯЮТСЯ МГНОВЕННО, НО ОН БЫСТРО УТЕШАЕТСЯ. БЫСТРО ПЕРЕКЛЮЧАЕТСЯ С ОДНОГО ЗАДАНИЯ НА ДРУГОЕ.

Слайд 7

РОДИТЕЛИ ТАКИХ ДЕТЕЙ ОТМЕЧАЮТ НЕСОБРАННОСТЬ, РАССЕЯНОСТЬ, НЕСЕРЬЕЗНОСТЬ, НЕАККУРАТНОСТЬ, НО РЕБЕНОК ВСЕ ЖЕ ПРИЯТЕН В ОБЩЕНИИ, ЗАВОДИЛА, ВЫДУМЩИК И ФАНТАЗЕР. ЗАСЫПАЕТ БЫСТРО, ЛЕГКО, ТАК ЖЕ И ПРОСЫПАЕТСЯ. ЛЮБЯТ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ТАКИЕ ДЕТИ МИРОЛЮБИВЫ, НЕ ЖАДНЫ, ДОБРЫ.

Слайд 8

МЕЛАНХОЛИК В ЕГО ПОВЕДЕНИИ МНОГО НЕПОНЯТНОГО, НО ОНО ВЫТЕКАЕТ ИЗ БОГАТОГО ВНУТРЕННЕГО МИРА. КОГДА ОН НЕ ИГРАЕТ, ТО БЫВАЕТ ЧАЩЕ ВСЕГО ЗАДУМЧИВЫМ И ГРУСТНЫМ. ЕСЛИ РАССТРОИТСЯ, ТО ПЛАЧЕТ ДОЛГО И ГОРЬКО

Слайд 9

С ТРУДОМ ВКЛЮЧАЕТСЯ В ИГРЫ ДРУГИХ ДЕТЕЙ, НО, ПРЕОДОЛЕВ СЕБЯ, СПОСОБЕН ПОЧУВСТВОВАТЬ РАДОСТЬ ПУГАЕТСЯ ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ, НО С ТЕМИ КОМУ ДОВЕРЯЕТ ДОБР, МЯГОК, ОТКРЫТ. ЧАСТО ВЕДЕТ СЕБЯ КАК «МАЛЕНЬКИЙ ВЗРОСЛЫЙ». НЕ ИГРАЕТ В «ЖЕСТОКИЕ» ИГРЫ. РАЗБОРЧИВ В ЕДЕ. ЛЮБИТ ТЕПЛО, БОИТЬСЯ СПОРТА ДОЛГО ПЕРЕКЛЮЧАЕТСЯ НА ДРУГОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Слайд 10

ХОЛЕРИК РЕБЕНОК ВСЕГДА ЗНАЕТ, ЧЕГО ХОЧЕТ, НАСТОЙЧИВ, РЕШИТЕЛЕН, БЕССТРАШЕН. ЛЮБИТ РИСК И ПРИКЛЮЧЕНИЯ. С ТРУДОМ ИДЕТ НА КОМПРОМИСС. ИЗЛИШНЕ САМОСТОЯТЕЛЕН, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ СВОЕГО, БЫВАЕТ ВСПЫЛЬЧИВ И АГРЕССИВЕН.

Слайд 11

СПИТ МАЛО, ПРОСЫПАЕТСЯ РАНО. В ЕДЕ НЕРАЗБОРЧИВ , ЛЮБИТ «ХВАТАТЬ КУСКИ». В ПОВЕДЕНИИ ЧАСТО ОТСУТСТВУЕТ ЭЛЕМЕНТ ОБДУМЫВАНИЯ. ИМПУЛЬСИВЕН, КРИКУН, ДРАЧУН, НО ЗАТЕМ МОЖЕТ ПРИТИХНУТЬ И СТАТЬ «ЗОЛОТЫМ» РЕБЕНКОМ. ИГРАЕТ В «ГРУБЫЕ ИГРЫ. ИГРЫ ПОДХОДЯТ ПОДВИЖНЫЕ, СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ.

Слайд 12

ФЛЕГМАТИК МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ МОЛЧУН, СПОКОЙНЫЙ. ЛЮБИТ НЕСКОЛЬКО ИГРУШЕК, МАЛО ФАНТАЗИРУЕТ, ИГРАЕТ СПОКОЙНО, НЕ ШУМНО МАЛО ДВИГАЕТСЯ, ЛЮБИТ ПОСПАТЬ, В ЕДЕ НЕРАЗБОРЧИВ. ТЩАТЕЛЬНО СКЛАДЫВАЕТ ИГРУШКИ, ОДЕЖДУ, ЛЮБИТ ПОРЯДОК.

Слайд 13

ПЬЕТ И ЕСТ ТОЛЬКО ИЗ СВОЕЙ ПОСУДЫ, ИГРАЕТ ТОЛЬКО СВОЕЙ ИГРУШКОЙ. РАЗГОВАРИВАЕТ МЕДЛЕННО, НЕ ЛЮБИТ БЫСТРЫЕ ИГРЫ. ЭТО «НАДЕЖНЫЙ РЕБЕНОК, ПОСЛУШНЫЙ И ПУНКТУАЛЬНЫЙ. НОВОЕ НЕ ЛЮБИТ, ВЫПОЛНЯЕТ С УДОВОЛЬСТВИЕМ УЖЕ ИЗВЕСТНОЕ. ДЛЯ ДРУГИХ ДЕТЕЙ ОН СКУЧЕН, ОНИ НЕ ПРИГЛАШАЮТ ЕГО В СВОИ АКТИВНЫЕ ИГРЫ, НО ЛЮБЯТ ИГРАТЬ В РОЛЕВЫЕ ИГРЫ С НИМ. РЕДКО ОШИБАЕТСЯ.

Слайд 14

ПОМНИТЕ! НЕЛЬЗЯ ПОДХОДИТЬ К ТЕМПЕРАМЕНТАМ С ОЦЕНОЧНЫМИ КРИТЕРИЯМИ. ОНИ НЕ ДЕЛЯТСЯ НА ПЛОХИЕ И ХОРОШИЕ

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг с родителями воспитанников подготовительной к школе группы «Игры с мячом для развития речи детей»

Для многих людей мяч - одна из первых любимых игрушек. И не удивительно. Мяч незаменим для развития общей и мелкой моторики, координации движений, скорости реакции, ловкости, внимания, смекалки. С его...

Тренинг с родителями «Пойми своего ребенка»

В данном тренинге родителям предлагаются игры и упражнения такие, как "Воспоминания детства", "Ярлыки", "Ребенок моими глазами", которые помогают  родителям смотреть на мир глазами ребенка....

Тренинг для родителей "Как приучить ребенка к самостоятельности"

Формирование у рдителей потребности в воспитании у детей самостоятельности...

Игровой мини-тренинг для родителей воспитанников подготовительной группы

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из п...

Программа тематического тренинга для родителей дошкольников «Когда ребенок сводит взрослого с ума»

Программа тематического  тренинга    для  родителей  дошкольников«Когда  ребенок  сводит   взрослого  с  ума»Цели:Повысить родит...

Тренинг для родителей воспитанников младшей группы «Психологическое здоровье младших дошкольников»

психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны c типом семейного воспитания, и зависит от характера взаимоотношений родителей и детей....

Статья: "Игровой тренинг для родителей воспитанников и педагогов: «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности» "

В статье говорится о значении театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы ребёнка. О том, что самый короткий путь развития эмоциональной сферы ребенка - это путь через игру, фантазиро...