Методики изучения сформированности и развития словесно-логического мышления старших дошкольников
методическая разработка по психологии (старшая группа)

Аннотация

           Методик, с помощью которых можно изучить сформированность и развитие словесно-логического мышления старших дошкольников множество, но именно при использовании дидактических игр достигается высокая степень охвата знаний обследуемых детей. В данной статье рассматриваются методики изучения мышления детей и даются рекомендации по использованию дидактических игр на развитие словесно-логического мышления старших дошкольников, для того чтобы работа воспитателя была научно грамотной, эффективной, доступной для детского понимания.

           Ключевые слова:  мышление, методика, тест, дидактическая игра, последовательность.

 

Методики изучения сформированности и развития

 словесно-логического мышления старших дошкольников

         Существует достаточно много методик для изучения сформированности словесно-логического мышления старших дошкольников. Из этой массы, для практической работы с детьми было отобрано 4 методики. Они были опробованы на детях старшей группы, с успехом прошли испытания и показали себя как наиболее успешные. Предлагаю их вашему вниманию. С их помощью можно быстро и качественно провести диагностику сформированности словесно-логического мышления, оценить его и подобрать дидактические игры для его развития.

1. Методика «Последовательность событий». (Н.И.Гуткина)

2. Методика «Раздели на группы». (В.М.Коган)

3. Тест для оценки словесно-логического мышления. (Д.Я.Райгородский)

4. Тест «Обобщение понятий». (В.Б.Шапарь)

           Следует помнить, что методики должны предъявляться детям в первой половине дня, после проведения подгрупповых занятий, индивидуально.

                       1. Методика «Последовательность событий».

Цель

Определение уровня развития словесно-логического мышления, а также изучение понимания детьми логики событий и установление причинно-следственных связей.

Материалы

Три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности, на которых изображены этапы, какого-либо знакомого ребенку действия.

Содержание

Методика представляет собой задание на понимание смысла сюжета, изображенного на картинках, предъявленных испытуемому в неправильной последовательности. Она позволяет исследовать такие качества мышления, как процесс обобщения и способность устанавливать причинно-следственные связи, а также выявляет уровень речевого развития, произвольного внимания, произвольной регуляции деятельности и кругозор ребенка.

Инструкция

Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития способности к обобщению и понимания причинно-следственных связей.

Обработка результатов

При интерпритации обращать внимание насколько верно ребенок понимает причинно-следственные связи, смысл изображенного, насколько развита его речь.

«Высокий» уровень развития мышления

Наблюдается при правильном расположении картинок ребенком и правильном описании изображенных событий. Не считается ошибкой изменение последовательности картинок, если оно разумно обосновано ребенком.

«Средний» уровень развития мышления

 

Ребенок логично выстраивает последовательность событий, но не может ее обосновать.

«Низкий» уровень развития мышления

 

Описание картинки путем перечисления отдельных предметов.

                             2. Методика «Раздели на группы» (В.М.Коган).

Цель

Исследование схематического мышления, выявление способностей детей к обобщению, к выделению общих признаков предметов.

Материал

Отдельные карточки с разными геометрическими фигурами, разных цветов.

Инструкция

Попросите ребенка внимательно посмотреть на карточки и разделить представленные на них фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу могут входить фигуры, выделяемые по одному, общему для них признаку. Ребенок называет все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены.

Обработка результатов

Если ребенок выделил все группы фигур: треугольники, круги, квадраты, ромбы, фигуры черного цвета, заштрихованные, незаштрихованные, большие фигуры, малые фигуры – это высокий уровень. Для детей со средним уровнем характерно наличие затруднений и незначительных ошибок, например, путаница некоторых цветов при общем правильном раскладе фигурок, при систематизации картинок на матрице. Все дети одного возраста должны справляться с заданием, и отказ ребенка раскладывать карточки, так же как и грубые ошибки, кладет карточки бессистемно, путает фигуры, помещая например, квадраты в клеточки предназначенные для кругов, складывает карточки в кучки вместо того чтобы разложить их по клеточкам, при условии правильного проведения теста, говорят о низком интеллектуальном уровне, наличии интеллектуального дефекта.

3. Тест для оценки словесно-логического мышления (Д.Я.Райгородский)

Цель

Оценка уровня сформированности словесно-логического мышления.

Материал

Тест из 19 вопросов.

Инструкция

Прежде чем оценить правильность ответа, необходимо убедиться, что ребенок понял смысл вопроса.

п.п.

Ребенок отвечает на вопросы/Предполагаемые правильные ответы:

1

Какое из животных больше – лошадь или собака? - Больше лошадь.

2

Утром люди завтракают. А вечером?  - Вечером ужинают.

3

Днем на улице светло, а ночью?  - Темно.

4

Небо голубое, а трава?  - Зеленая.

5

Черешня, груша, сливы, яблоки… - это что?  - Фрукты.

6

Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум? - Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.

7

Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?  - Города.

8

Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака – это…?  - Щенок.

9

На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу? - На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).

10

Для чего нужны автомобилю тормоза? - Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.

11

Чем похожи друг на друга молоток и топор? - Это инструменты.

12

Что общего между белкой и кошкой? - Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и т.д.

13

Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга? - Гвоздь – гладкий, винт – нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.

14

Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание? - Виды спорта (спорт).

15

Какие ты знаешь виды транспорта? - Как минимум ребенок должен назвать три вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет и т.д.)

16

Чем отличается старый человек от молодого? - Три существенных признака как минимум: «Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т.д.».

17

Для чего люди занимаются спортом? - Чтобы быть здоровым сильным, красивым и т.д.

18

Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать? - Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и т.д.

19

Для чего на конверт необходимо наклеивать марки? - Так платят за пересылку письма.

 

Обработка результатов

При анализе ответов, которые дает ребенок, следует иметь ввиду, что правильными ответами могут считаться не только ответы, соответствующие приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.

Высокий уровень развития словесно-логического мышления

если ребенок ответил правильно на 15-16 вопросов.

Средний уровень развития словесно-логического мышления

если ребенок ответил правильно на 12-14 вопросов.

Низкий уровень развития словесно-логического мышления

если ребенок ответил правильно на 9-11 вопросов.

    

              4. Тест «Обобщение понятий» (В.Б.Шапарь)

Цель

Исследование логичности мышления, а также владения понятийным аппаратом.

Материал

Набор близких понятий.

Инструкция

Детям дается задание на обобщение – предлагается «назвать одним словом» 10 рядов конкретных понятий.

Близкие понятия

Шкафы, кровати, стулья.

Вороны, голуби, утки.

Футболки, брюки, куртки.

Смородина, малина, клубника.

Сапоги, туфли, тапочки.

Картошка, морковь, помидоры.

Васильки, ландыши, розы.

Яблоки, груши, мандарины.

Дубы, елки, березы.

Моряки, летчики, артиллеристы

Обработка результатов: выполнение задание выше 50% результата соответствует высокому уровню развития логичности мышления. Дети с низким уровнем развития логики мышления, ниже 50% чаще всего приводят обобщения на интуитивно-практическом уровне. Дети с речевыми нарушениями при обобщении допускают ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков.

   

           После проведения диагностики, выяснения проблем и проведения анализа, необходимо провести практическую работу по развитию словесно-логического мышления. Основной формой работы, несомненно, является дидактическая игра.

           Дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предполагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики. Рекомендую использовать в работе следующие дидактические игры, они хорошо зарекомендовали себя при развитии мышления у детей старшего дошкольного возраста.

1. Игры с цифрами и числами.

«Какой цифры не стало?»

«Сколько?»

«Чудесный мешочек»

«Исправь ошибку»

«Путаница»

«В магазине игрушек»

«Убираем цифру»

«Что прибавилось?»

«Что убавилось?»

«Сколько нас?»

«Кто первый назовет которой игрушки не стало?»

2. Игры путешествие во времени.

«Живая неделя»

«Назови пропущенное слово»

«Не ошибись»

«Двенадцать месяцев»

«Наш день»

 «Когда это бывает?»

3. Игры на ориентирование в пространстве.

«Найди игрушку»

«Найди похожую»

«Художник»

«Скажи наоборот»

«Расскажи про свой узор»

 

4. Игры с геометрическими фигурами.

«Геометрическая мозайка»

5. Игры на логическое мышление.

«Найди лишнюю картинку»

«Чем отличается?»

    

 

           Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Если с раннего возраста периодически, хотя бы 2 раза в неделю заниматься с детьми играми на развитие мышления, подбирать интересный материал, чтобы увлечь детей, постоянно варьировать задания, контролировать детей и поощрять их самостоятельностью, то можно добиться впечатляющих результатов.

 

Список литературы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.

2. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. «Игры для детей от трёх до семи лет». Санкт-Петербург,  2008.

3. Дзюба П.П. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.

4. Коноваленко С.В. Карточки и дидактические игры для дошкольников. – М.: Гном и Д, 2003.

5. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2009г.

6. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.;

7. Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М.2003 г.

8. Тихомирова Л.Ф. Логика.5-7 лет.- Ярославль: Академия,2000.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

           Методик, с помощью которых можно изучить сформированность и развитие словесно-логического мышления старших дошкольников множество, но именно при использовании дидактических игр достигается высокая степень охвата знаний обследуемых детей. В данной статье рассматриваются методики изучения мышления детей и даются рекомендации по использованию дидактических игр на развитие словесно-логического мышления старших дошкольников, для того чтобы работа воспитателя была научно грамотной, эффективной, доступной для детского понимания.

           Ключевые слова:  мышление, методика, тест, дидактическая игра, последовательность.

Методики изучения сформированности и развития

 словесно-логического мышления старших дошкольников

         Существует достаточно много методик для изучения сформированности словесно-логического мышления старших дошкольников. Из этой массы, для практической работы с детьми было отобрано 4 методики. Они были опробованы на детях старшей группы, с успехом прошли испытания и показали себя как наиболее успешные. Предлагаю их вашему вниманию. С их помощью можно быстро и качественно провести диагностику сформированности словесно-логического мышления, оценить его и подобрать дидактические игры для его развития.

1. Методика «Последовательность событий». (Н.И.Гуткина)

2. Методика «Раздели на группы». (В.М.Коган)

3. Тест для оценки словесно-логического мышления. (Д.Я.Райгородский)

4. Тест «Обобщение понятий». (В.Б.Шапарь)

           Следует помнить, что методики должны предъявляться детям в первой половине дня, после проведения подгрупповых занятий, индивидуально.

1. Методика «Последовательность событий».

Цель

Определение уровня развития словесно-логического мышления, а также изучение понимания детьми логики событий и установление причинно-следственных связей.

Материалы

Три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности, на которых изображены этапы, какого-либо знакомого ребенку действия.

Содержание

Методика представляет собой задание на понимание смысла сюжета, изображенного на картинках, предъявленных испытуемому в неправильной последовательности. Она позволяет исследовать такие качества мышления, как процесс обобщения и способность устанавливать причинно-следственные связи, а также выявляет уровень речевого развития, произвольного внимания, произвольной регуляции деятельности и кругозор ребенка.

Инструкция

Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития способности к обобщению и понимания причинно-следственных связей.

Обработка результатов

При интерпритации обращать внимание насколько верно ребенок понимает причинно-следственные связи, смысл изображенного, насколько развита его речь.

«Высокий» уровень развития мышления

Наблюдается при правильном расположении картинок ребенком и правильном описании изображенных событий. Не считается ошибкой изменение последовательности картинок, если оно разумно обосновано ребенком.

«Средний» уровень развития мышления

Ребенок логично выстраивает последовательность событий, но не может ее обосновать.

«Низкий» уровень развития мышления

Описание картинки путем перечисления отдельных предметов.

2. Методика «Раздели на группы» (В.М.Коган).

Цель

Исследование схематического мышления, выявление способностей детей к обобщению, к выделению общих признаков предметов.

Материал

Отдельные карточки с разными геометрическими фигурами, разных цветов.

Инструкция

Попросите ребенка внимательно посмотреть на карточки и разделить представленные на них фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу могут входить фигуры, выделяемые по одному, общему для них признаку. Ребенок называет все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены.

Обработка результатов

Если ребенок выделил все группы фигур: треугольники, круги, квадраты, ромбы, фигуры черного цвета, заштрихованные, незаштрихованные, большие фигуры, малые фигуры – это высокий уровень. Для детей со средним уровнем характерно наличие затруднений и незначительных ошибок, например, путаница некоторых цветов при общем правильном раскладе фигурок, при систематизации картинок на матрице. Все дети одного возраста должны справляться с заданием, и отказ ребенка раскладывать карточки, так же как и грубые ошибки, кладет карточки бессистемно, путает фигуры, помещая например, квадраты в клеточки предназначенные для кругов, складывает карточки в кучки вместо того чтобы разложить их по клеточкам, при условии правильного проведения теста, говорят о низком интеллектуальном уровне, наличии интеллектуального дефекта.

3. Тест для оценки словесно-логического мышления (Д.Я.Райгородский)

Цель

Оценка уровня сформированности словесно-логического мышления.

Материал

Тест из 19 вопросов.

Инструкция

Прежде чем оценить правильность ответа, необходимо убедиться, что ребенок понял смысл вопроса.

п.п.

Ребенок отвечает на вопросы/Предполагаемые правильные ответы:

1

Какое из животных больше – лошадь или собака? - Больше лошадь.

2

Утром люди завтракают. А вечером?  - Вечером ужинают.

3

Днем на улице светло, а ночью?  - Темно.

4

Небо голубое, а трава?  - Зеленая.

5

Черешня, груша, сливы, яблоки… - это что?  - Фрукты.

6

Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум? - Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.

7

Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?  - Города.

8

Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака – это…?  - Щенок.

9

На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу? - На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).

10

Для чего нужны автомобилю тормоза? - Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.

11

Чем похожи друг на друга молоток и топор? - Это инструменты.

12

Что общего между белкой и кошкой? - Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и т.д.

13

Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга? - Гвоздь – гладкий, винт – нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.

14

Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание? - Виды спорта (спорт).

15

Какие ты знаешь виды транспорта? - Как минимум ребенок должен назвать три вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет и т.д.)

16

Чем отличается старый человек от молодого? - Три существенных признака как минимум: «Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т.д.».

17

Для чего люди занимаются спортом? - Чтобы быть здоровым сильным, красивым и т.д.

18

Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать? - Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и т.д.

19

Для чего на конверт необходимо наклеивать марки? - Так платят за пересылку письма.

Обработка результатов

При анализе ответов, которые дает ребенок, следует иметь ввиду, что правильными ответами могут считаться не только ответы, соответствующие приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.

Высокий уровень развития словесно-логического мышления

если ребенок ответил правильно на 15-16 вопросов.

Средний уровень развития словесно-логического мышления

если ребенок ответил правильно на 12-14 вопросов.

Низкий уровень развития словесно-логического мышления

если ребенок ответил правильно на 9-11 вопросов.

4. Тест «Обобщение понятий» (В.Б.Шапарь)

Цель

Исследование логичности мышления, а также владения понятийным аппаратом.

Материал

Набор близких понятий.

Инструкция

Детям дается задание на обобщение – предлагается «назвать одним словом» 10 рядов конкретных понятий.

Близкие понятия

Шкафы, кровати, стулья.

Вороны, голуби, утки.

Футболки, брюки, куртки.

Смородина, малина, клубника.

Сапоги, туфли, тапочки.

Картошка, морковь, помидоры.

Васильки, ландыши, розы.

Яблоки, груши, мандарины.

Дубы, елки, березы.

Моряки, летчики, артиллеристы

Обработка результатов: выполнение задание выше 50% результата соответствует высокому уровню развития логичности мышления. Дети с низким уровнем развития логики мышления, ниже 50% чаще всего приводят обобщения на интуитивно-практическом уровне. Дети с речевыми нарушениями при обобщении допускают ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков.

           После проведения диагностики, выяснения проблем и проведения анализа, необходимо провести практическую работу по развитию словесно-логического мышления. Основной формой работы, несомненно, является дидактическая игра.

           Дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предполагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики. Рекомендую использовать в работе следующие дидактические игры, они хорошо зарекомендовали себя при развитии мышления у детей старшего дошкольного возраста.

1. Игры с цифрами и числами.

«Какой цифры не стало?»

«Сколько?»

«Чудесный мешочек»

«Исправь ошибку»

«Путаница»

«В магазине игрушек»

«Убираем цифру»

«Что прибавилось?»

«Что убавилось?»

«Сколько нас?»

«Кто первый назовет которой игрушки не стало?»

2. Игры путешествие во времени.

«Живая неделя»

«Назови пропущенное слово»

«Не ошибись»

«Двенадцать месяцев»

«Наш день»

 «Когда это бывает?»

3. Игры на ориентирование в пространстве.

«Найди игрушку»

«Найди похожую»

«Художник»

«Скажи наоборот»

«Расскажи про свой узор»

4. Игры с геометрическими фигурами.

«Геометрическая мозайка»

5. Игры на логическое мышление.

«Найди лишнюю картинку»

«Чем отличается?»

           Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Если с раннего возраста периодически, хотя бы 2 раза в неделю заниматься с детьми играми на развитие мышления, подбирать интересный материал, чтобы увлечь детей, постоянно варьировать задания, контролировать детей и поощрять их самостоятельностью, то можно добиться впечатляющих результатов.

 

Список литературы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.

2. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. «Игры для детей от трёх до семи лет». Санкт-Петербург,  2008.

3. Дзюба П.П. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.

4. Коноваленко С.В. Карточки и дидактические игры для дошкольников. – М.: Гном и Д, 2003.

5. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2009г.

6. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.;

7. Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М.2003 г.

8. Тихомирова Л.Ф. Логика.5-7 лет.- Ярославль: Академия,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления старших дошкольников на занятиях ФЭМП

Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления  старших дошкольников на занятиях ФЭМП   Целенаправленное развитие наглядного мышления должно осуществляться на протяже...

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников

Применение различных игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, в работе со старшими дошкольниками....

Игры для развития речи и мышления старших дошкольников.

quot; Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.    В.А.СухомлинскийМатериал предложен для детей старшего дошкольного возраста, на развитие логического мышления....

Презентация:"Кроссенс-технология в развитии предпосылок критического мышления старших дошкольников"

Кроссенс – технология в развитии предпосылок критического мышления у старших дошкольников КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены так, что каждая карт...