Условия использования дидактических игр в формировании произвольной памяти старших дошкольников.
статья по психологии (старшая группа)

     Актуальность проблемы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память является важнейшим познавательным процессом, лежащим в основе развития и обучения, обеспечивающим целостность и развитие личности.

     Память ребенка формируется в активной деятельности, которая является ведущей на этапе развития. В дошкольном возрасте такая деятельность, игровая. В игре складываются благоприятные условия для развития памяти. На этапе развития, в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Ребенок начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, группировать материал в целях запоминания. На данном этапе  дидактическая игра является одним из основных средств, способствующих развитию произвольной памяти у старших дошкольников.

     В данной статье раскрываются условия использования дидактических игр в формировании произвольной памяти старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stattya.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация.

     Актуальность проблемы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память является важнейшим познавательным процессом, лежащим в основе развития и обучения, обеспечивающим целостность и развитие личности.

     Память ребенка формируется в активной деятельности, которая является ведущей на этапе развития. В дошкольном возрасте такая деятельность, игровая. В игре складываются благоприятные условия для развития памяти. На этапе развития, в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Ребенок начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, группировать материал в целях запоминания. На данном этапе  дидактическая игра является одним из основных средств, способствующих развитию произвольной памяти у старших дошкольников.

     В данной статье раскрываются условия использования дидактических игр в формировании произвольной памяти старших дошкольников.

Условия использования дидактических игр в            формировании произвольной  памяти  старших дошкольников

     В последнее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая с помощью игровой деятельности, игровых приемов обеспечивает максимальное включение ребенка в учебную работу.        Игра, являясь ведущим методом обучения детей дошкольного возраста, одновременно решает воспитательные задачи, которые сопровождаются позитивным эмоциональным откликом. Игры для старших дошкольников представляют особый интерес, так как, это игры, которые обучают, развивают способности ребенка, заставляют думать, предоставляют возможность соревноваться с другими сверстниками.

      Наибольшую значимость в старшем дошкольном возрасте, как средство

обучения и формирования процессов мышления, внимания, памяти, воображения, приобретает применение дидактических игр.

           Можно выделить основные причины для этого:

1. Формы и приемы дидактической игры – наиболее легкий и адаптивный путь для включенности ребенка в учебную деятельность, которая только начинает формироваться.

2. В старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, а элементарная форма произвольного внимания и памяти –

недостаточно устойчива  поэтому, дидактические игры в этом периоде влияют на развитие психических процессов.

3. Познавательная мотивация сформирована недостаточно. Для осознанной мотивации необходима эмоциональная зрелость, развитие волевой сферы, и т.п., но в старшем дошкольном возрасте психические процессы только формируются, также надо учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

  Требования по содержанию учебной деятельности, уровню знаний и подготовленности ребенка к школе с каждым поколением все выше. И эти требования не соответствуют степени мотивации детей в старшем дошкольном возрасте. На помощь, в этом случае, снова «приходит» дидактическая игра. Обучающие дидактические игры направлены на решение актуальных проблем по адаптации ребёнка, психолого - педагогической готовности к школе и др.

  Резюмируя, можно отметить, что особенность дидактической игры в опосредованном игровом мотиве, т.е. ребёнок в процессе игры не отслеживает процесс обучения.

    А результат игры – это решение игровой и дидактической задачи, путем выполнения определенных действий, опирающих на правила. Этот итог может быть материальным (составил картинку, выложил узор) и идеальным (выиграл, отгадал).

  С возрастом дети направляют все больше усилий на достижение идеального результата. Начиная со среднего дошкольного возраста, дети могут достигать поставленной цели коллективно. Поэтому, наибольшую результативность применение дидактической игры показывает в старшем дошкольном возрасте.

    Многочисленные исследования в области формирования произвольной образной памяти с помощью дидактической игры, позволяет выделить определенные требования.

1. Наглядность. Запоминание и воспроизведение сопровождаться использованием картинок (мнемокартинки), цвета, формы и т.д.

2. Осмысление запоминаемого материала (применение мнемотаблиц).

3. От простого к сложному. Постепенное усложнение дидактических игр, заключающееся в изменении количественных (уменьшении времени экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных (усложнение содержания, увеличение деталей у запоминаемых объектов) показателей материала игры, ее правил, следовательно, и самих показателей запоминания.

4. Мотивы и установки. Побуждающая деятельность, которая наиболее сильно мотивирует ребёнка на запоминание, это узнавание нового (любопытство), соревнование, получение поощрения.

5. Самоконтроль. Проверка результатов запоминания и анализ ошибок.

6. Повторение. Закрепление материала, путём повторения, но только при применении различных, интересных форм для заучивания материала для поддержания интереса к изучаемому материалу.

7. Степень включённости воспитателя. Рациональное сочетание руководства и самостоятельной деятельности детей в процессе игры.

8. Индивидуальные особенности видов памяти. Для эффективного развития произвольной памяти, необходимо учитывать          индивидуальные особенности процессов и видов памяти (использовать материал на включённость различных анализаторов – слуха, зрения, ощущения и т.п.).

     Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может

служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению

знаний, овладению способами познавательной деятельности, особенно это

значимо у старших дошкольников.

   Таким образом, дидактическая игра способствует развитию произвольной памяти. Формирует необходимую игровую мотивацию для овладения познавательной деятельностью и процессами запоминания, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не показывая открыто дидактическую позицию.

Список используемых источников:

1.Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологи: учебное

пособие / Ю. А. Афонькина. – Москва : Просвещение, 1995

2. Выготский, Л. С. Детская психология. Собрание сочинений в 6

томах. Том 4 : учебное пособие / Л. С. Выготский. – Москва : Говорящая

книга, 2014

3. Зак, А. З. «Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет». - М.: АРКТИ, 2003г.

4. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребеiнка в дошкольном

возрасте : учебное пособие / А. Н. Леонтьев – Москва : Просвещение, 1992

5. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А.,Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. –М.: Просвещение: Владос,1995

6. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей. – Ярославль: «Академия развития»,1997

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования по теме: «Использование интерактивных технологий в формировании произвольности ВПФ у дошкольников с ОВЗ» на 2015-2020 гг.

Использование интерактивных технологий в формировании произвольности ВПФ у дошкольников с ОВЗ ...

Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников

В статье описаны особенности развития внимания старших дошкольников, определена сущность дидактической игры, выделены наиболее значимые составляющие (компоненты)....

Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников

В статье описаны особенности развития внимания старших дошкольников, определена сущность дидактической игры, выделены наиболее значимые составляющие (компоненты)....

Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников

Ритм современной жизни, огромный поток информации, обновление многообразных форм массовой культуры привели к наращиванию объема знаний, необходимых современному человеку. Изменения, происходящие в общ...

Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников

Ритм современной жизни, огромный поток информации, обновление многообразных форм массовой культуры привели к наращиванию объема знаний, необходимых современному человеку. Изменения, происходящие в общ...

Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников

Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольниковПодготовила: воспитатель Поколюхина Юлия Олеговна Ритм современной жизни, огромный поток информации, обнов...

Условия использования дидактических игр в формировании произвольной памяти старших дошкольников.

   Актуальность проблемы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память ...