Индивидуальный план занятий педагога-психолога с ребенком с РАС
календарно-тематическое планирование по психологии (старшая группа)

Хавак Инга Михайловна

В данном материале вы можете ознакомиться с планом занятий педагога-психолога с ребенком с РАС I группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_zanyatiy_psihologa_s_rebenkom_s_ras.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 «СОЛНЫШКО» Г. ШАГОНАР

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «УЛУГ-ХЕМСКИЙ КОЖУУН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

Индивидуальный план занятий педагога-психолога с ребенком с РАС

на 2022-2023 учебный год

Педагог-психолог:

Хавак И.М.

Шагонар

2022


Индивидуальный календарно-тематический план занятий педагога-психолога с ребенком с РАС (I группа)

Месяц

Неделя

Тема

Содержание

Цель

Октябрь

2-я неделя

Просьба о повторении действия

Поиграйте с ребенком в юлу. Каждый раз, перед тем как завести юлу, произнесите «еще», либо «заведи еще». Когда ребенок привык к ходу игры, положите свою руку на ручку юлы, но не заводите ее. Смотрите на ребенка и ждите, когда он попросит повторить действие. Если ребенок затрудняется самостоятельно выразить просьбу о повторении игрового действия, дайте ему подсказку

Формирование умения попросить повторения

действия, добавки

3-я неделя

Умение попросить предмет в ситуации выбора

Положите на стол перед ребенком два предмета: первый – с которым ребенок любит играть (например, веревка), второй – с которым ребенок не любит играть (например, кубик). Задайте ребенку вопрос: «Что ты хочешь, веревочку или кубик?». Затем сделайте паузу, чтобы ребенок мог сделать выбор. Зная предпочтения ребенка, в случае затруднения, окажите ему помощь в виде вербальной («веревочку» или «я хочу веревочку») или невербальной подсказки (направляя руку ребенка в сторону предпочитаемого предмета). Постепенно уменьшайте количество подсказок.

Формирование умения попросить предмет в

ситуации выбора

4-я неделя

Просьба поесть/попить

Уберите любимые ребенком чипсы или сок на полку так, чтобы они находились в поле зрения ребенка, но в то же время оставались вне зоны досягаемости. После этого, посмотрите на ребенка и подождите его реакцию. Если ребенок не может самостоятельно попросить чипсы, дайте ему вербальную подсказку: «чипсы», «дай чипсы», «дай сок». Если ребенок мутичен, помогите ему указать на пакет с чипсами, либо на фотографию с изображением чипсов. Выполняйте подобные упражнения в течение длительного времени, до тех пор, когда ребенок сможет самостоятельно использовать данный навык в повседневных ситуациях.

Формирование умения попросить поесть/попить

5-я неделя

Требование предмета/игрушки

Надуйте шарик и держите его в руках, не передавая ребенку. Смотрите на него и ждите, когда он выразит

просьбу. Если ребенок затрудняется, дайте ему подсказку: «дай шарик», «кидай шарик». Когда ребенок выразил просьбу, сразу же отдайте шарик, поощряя его коммуникативное высказывание. Повторяйте аналогичное упражнение большое количество раз с различными предметами, уменьшая количество подсказок.

Формирование умения попросить предмет/игрушку

Ноябрь

3-я неделя

Требование любимой деятельности

Каждый раз, перед тем как дать ребенку любимый  журнал, положите его на стол, комментируя действия «хочу посмотреть журнал», либо покажите на фотографию с его изображением. После этого посмотрите вместе с ребенком журнал. Когда подобная последовательность событий станет для ребенка привычной, положите перед ним журнал и подождите, когда он произнесет «хочу посмотреть журнал»; либо подведите его к столу, на котором находится карточка с изображением данного журнала, и подождите, когда ребенок покажет на нее, либо прочтет его название. Если у него возникли трудности, окажите помощь. Повторяйте этого упражнения на протяжении длительного промежутка времени, пока ребенок не начнет выражать требование самостоятельно.

Формирование умения попросить/потребовать

любимую деятельность

4-я неделя

Просьба о помощи

Дайте ребенку плотно закрытую банку с его любимыми конфетами. Когда ребенок сделал несколько неудачных попыток самостоятельно открыть банку, протяните руки ладонями вверх так, чтобы ребенок передал вам коробку, и дайте ему подсказку: «помоги», «помоги открыть». Когда ребенок выразит просьбу, сразу же откройте ее и отдайте обратно. Повторяйте аналогичные упражнения много раз, уменьшая подсказки.

Формирование умения попросить о помощи

5-я неделя

Отклик на свое имя

Выберите момент, когда ребенок не обращает на Вас внимания и возьмите пакет с его любимыми сухариками, подойдите к ребенку на достаточно близкое расстояние и спокойным голосом произносите его имя. Если ребенок не реагирует, повторите его имя и одновременно дотроньтесь рукой до его плеча. Когда ребенок повернулся, отдайте ему пакет. Подобное упражнение выполняйте ежедневно на протяжении длительного промежутка времени. Когда ребенок начнет откликаться в ответ на свое имя, постепенно сокращая использование подкреплений.

Формирование умения реагировать на свое имя

Декабрь

1-я неделя

Отказ от предложенного предмета/деятельности

Предложите ребенку тот вид деятельности (предмет), к которому он относится отрицательно. Например, покажите

на коробку с кубиками или на пиктограмму с изображением кубиков и предложите, называя ребенка по имени: «… давай поиграем в кубики». Если ребенок затрудняется выразить отказ адекватным способом (например, молчит или проявляет вспышку дезадаптивного поведения), дайте ему подсказку: «нет», «не хочу», «не хочу играть в кубики» и т.д. Усиливайте значение высказывания с помощью интонации недовольства, жестов (отрицательного покачивания головой). Когда ребенок

выразит отказ, сразу же уберите кубики, вознаграждая коммуникативное высказывание. Повторяйте аналогичные

упражнения много раз, пока ребенок не сможет самостоятельно выражать отказ адекватным способом.

Формирование умения выразить отказ

2-я неделя

Ответ на приветствия других людей

Каждый раз перед началом занятия приветливо здоровайтесь с ребенком, называя его по имени (например, «Здравствуй, Егор», «Привет, Егор»), и протягивайте ему руку для рукопожатия или поднимайте ее вверх так, чтобы ладонь была обращена в сторону ребенка (для хлопка). Если он не реагирует, либо повторяет за Вами, подскажите ему: «Здравствуйте, (имя педагога)». Здоровайтесь с ребенком при каждой встрече, сокращая подсказку

Формирование умения выразить приветствие

3-я неделя

Выражение согласия

(Пример) Вместе с ребенком подойдите к качелям и пронаблюдайте за его реакцией. Если Вы видите, что он хочет

покачаться на качелях, тогда спросите, называя его по имени: «…, ты хочешь покачаться на качелях?». Если ребенок затрудняется ответить на Ваш вопрос, тогда дайте ему подсказку: кивните головой и скажите «Да», «Да, хочу», «Да, я хочу покачаться» и т.д. Когда ребенок повторит Ваше высказывание и жест, помогите ему залезть на качели и покачайте его. Повторяйте аналогичные упражнения много раз, сокращая подсказки, до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно выразить согласие.

Формирование умения выразить согласие

4-я неделя

Комментарии в ответ на неожиданное событие

В процессе совместной игры с ребенком, незаметно проколите шарик, либо опрокиньте игрушечную чашку с водой или спровоцируйте любое другое неожиданное событие. Когда шарик лопнет, либо разольется вода из чашки, слегка отскочите назад и произнесите «Ой!». Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок имитировал Ваши действия и высказывания. Периодически провоцируйте аналогичные ситуации, (например, уроните какойлибо предмет) до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно давать комментарий в ответ на неожиданное событие.

Формирование умения дать комментарий в ответ на неожиданное событие

5-я неделя

Умение называть/показывать различные предметы

Внимательно наблюдайте за ребенком в повседневной жизни. Называйте предметы, которые вызывают его интерес так, чтобы ребенок запоминал их названия. Старайтесь сделать так, чтобы он повторял за Вами. Когда ребенок привыкнет к такому способу взаимодействия, привлеките его внимание к какому-либо интересному предмету и спросить «Что это?». Если ребенок затрудняется, дайте подсказку. Когда он ответит,

похвалите его и дайте этот предмет (если это возможно). Повторяйте эту процедуру, постепенно увеличивая количество называемых предметов

Формирование умения называть/показывать различные предметы

Январь

2-я неделя

Умение называть различных персонажей из книг,

мультфильмов

Включите ребенку его любимый мультфильм «Дядя Федор, пес и кот», записанный на DVD-диск. Каждый раз, когда на экране появится очередной персонаж, нажмите на кнопку «пауза» и назовите его (напр., «дядя Федор», «кот Матроскин» и т.д.). Когда ребенок понял принцип Ваших действий, в очередной раз нажмите на «паузу» и посмотрите на ребенка, ожидая ответа, либо задавая вопрос «Кто это?» Если он самостоятельно не отвечает на вопрос, тогда дайте подсказку. Как только ребенок ответил, продолжите просмотр мультфильма. Продолжайте проводить игру до тех пор, пока ребенок не сможет сам называть персонажей, изображенных на экране.

Формирование умения называть различных персонажей

3-я неделя

Определение принадлежности собственных вещей

Разложите перед ребенком (на столе, на полу) несколько его личных вещей и попросите убрать их в рюкзак. Протягивайте ребенку по очереди каждый предмет. Каждый раз, когда ребенок берет какую-либо вещь, комментируйте от его имени: например, «моя футболка», «мои носки», «моя машинка» и т.д. Когда ребенок повторит фразу, отдайте ему эту вещь. Постепенно сокращайте подсказки, давая ребенку возможность

продолжить высказывание: например, «моя …» – «… шапка».

Формирование умения определить принадлежность собственных вещей

4-я неделя

Комментирование действий, сообщение информации о действия

Каждый раз комментируйте различные действия с различными предметами: «я режу (бумагу)», «я пью», «я леплю», «я играю в конструктор». Повторяйте подобную процедуру много раз, сокращая подсказку. Например, произнесите «я …» и дайте ребенку время продолжить высказывание.

Последовательность формирования умения комментировать действия и сообщать информацию о действиях:

 комментирование собственных действий;

 сообщение информации о собственных действиях;

 комментирование действий окружающих людей, животных, предметов;

 сообщение информации о действиях окружающих людей, животных, предметов;

 комментирование действий, изображенных на картинках;  сообщение информации о действиях, изображенных на картинках

Комментирование действий, сообщение информации о действиях

5- я неделя

Описание местонахождения предметов, людей

Разложите на столе перед ребенком (по горизонтали) фотографии кухни, коридора, ванной и комнаты так, чтобы

ниже можно было положить другие картинки. Дайте возможность ребенку рассмотреть все изображения. Покажите и назовите все перечисленные помещения. Указывая на каждую фотографию, спрашивайте у ребенка «Что это?». Когда ребенок самостоятельно назовет все помещения, начните работу с изображениями различных бытовых предметов.

Формирование умения описывать местонахождение предметов, людей

Февраль

1-я неделя

Описание свойств предметов

Положите на стол перед ребенком панно с нарисованными разноцветными шарами. У верхней стороны панно разложите в ряд цветные картонные круги. Возьмите первый круг, назовите его цвет и положите на нарисованный шар соответствующего цвета. Когда ребенок начнет понимать последовательность действий, дайте ребенку один круг и подождите, когда он назовет его цвет. Если ребенок не называет цвет, тогда дайте подсказку. Повторяйте игру до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно называть все цвета

Формирование умения описывать свойства предметов

2-я неделя

Умение привлекать внимание

Понаблюдайте за ребенком в повседневной жизни – к кому из ближайшего окружения он проявляет наибольший интерес. Попросите этого человека притвориться спящим. Затем, вместе с ребенком подойдите к этому человеку, произнесите его имя и дотроньтесь до его плеча. В этот момент он должен повернуть голову в сторону ребенка и начать «заигрывать» с ним, выражая свою радость. Через некоторое время повторите аналогичную ситуацию, но не называйте имя спящего, а подождите, когда его назовет ребенок. Если он молчит, дайте подсказку. Продолжайте игру до тех пор, пока ребенок не научится привлекать внимание самостоятельно.

Формирование умения привлекать к себе внимание

3-я неделя

Выражение радости

Встаньте напротив ребенка примерно на расстоянии трех шагов и запустите в воздух его любимую игрушку – вертолет. Когда он взлетел, выразите радость с помощью соответствующих высказываний, интонаций, мимики и жестов: например, улыбаясь, воскликните «Ура!» и похлопайте в ладоши. Когда вертолет приземлился, продолжайте выражать радость, так чтобы ребенок имел возможность имитировать Ваши действия. Затем, глядя на ребенка, произнесите: «Весело!». Когда ребенок повторил Ваше высказывание, продолжите игру. Моделируйте аналогичные ситуации до тех пор, пока ребенок не 57 научится адекватно выражать собственные эмоции и сообщать о них.

Формирование умений выразить радость, сообщить о радости

4-я неделя

Выражение удовольствия/недовольства

В процессе занятий предлагайте ребенку различные виды деятельности, которые вызывают у него чувство удовольствия. Например, спойте песню «Мы едем, едем, едем в далекие края». Обратите внимание на реакцию ребенка. Если ему понравилось, тогда прокомментируйте его эмоциональное состояние: «нравится», «нравится петь», усиливая значение сказанного с помощью интонации, мимики, жестов. Следите за тем, чтобы ребенок повторил Ваше высказывание, затем продолжите игру. Повторяйте аналогичную процедуру много раз так, чтобы ребенок лучше осознал значение слова «нравится». Затем предлагайте ребенку различные виды деятельности, которые ему не нравятся. Например, положите перед ним на стол фломастеры и лист бумаги. Обратите внимание на реакцию ребенка. Если он выражает недовольство, прокомментируйте его эмоциональное состояние: «не нравится», «не нравится рисовать», усиливая значение сказанного с помощью интонации, мимики, жестов. Когда он повторит комментарий, сразу же уберите фломастеры и бумагу. Повторяйте аналогичное упражнение много раз.

Формирование умения выразить

удовольствие/недовольство

5-я неделя

Просьба поиграть вместе

Возьмите игру, в которую обычно играете вместе с ребенком (например, набор игрушечной посуды). Повернитесь спиной к ребенку так, чтобы он не смог дотянуться до посуды самостоятельно. Когда ребенок начнет тянуться к посуде, посмотрите на него и дайте подсказку: «Давай играть вместе». Как только он повторит, разверните набор посуды так, чтобы он тоже смог поиграть с ней. Многократно создавайте аналогичные ситуации, 62 пока ребенок не начнет самостоятельно выражать просьбу поиграть вместе.

Формирование умения попросить поиграть вместе

Март

1-я неделя

Умение поделиться чем-либо с другим человеком

Попросите, чтобы ребенок дал вам печенье. Если он не передает печенье, попросите еще раз. Дайте ему съесть его печенье только после того, как он поделится с вами. Когда ребенок научился делиться с окружающими, переходите к следующему этапу. Проделайте аналогичное упражнение с одним пакетиком. Сначала сами делитесь с ребенком, потом просите поделиться его

Формирование умения поделиться с другим человеком

2-я неделя

Оказание помощи

Придумайте интересную для ребенка игру, например, строительство домика из игровых модулей. Подготовьте все необходимые материалы и положите их в стороне от места предполагаемой постройки. Каждый раз, когда

нужна следующая деталь, подходите к ней и просите ребенка помочь перенести ее, например, «(Имя ребенка) … помоги мне, пожалуйста». Затем продолжайте строительство. Можно просить о помощи ребенка в бытовых

ситуациях. Например, если ребенок хочет поесть, попросите его поставить на стол тарелки. Регулярно просите ребенка о помощи в игровых, учебных и бытовых ситуациях. Когда ребенок научится помогать в интересной для

себя ситуации, просите его о помощи при «нейтральных» обстоятельствах, когда у ребенка нет непосредственной заинтересованности в выполнении какой-либо работы.

Формирование умения оказать помощь

3-я неделя

Умение утешить другого человека

Наблюдайте за детьми из ближайшего окружения Вашего. Если кто-то заплакал (тихо), обратите внимание ребенка на эту ситуацию: «Смотри, мальчик плачет». Затем, вместе подойдите к плачущему мальчику, погладьте его по плечу со словами «не плачь». Повторяйте данные действия каждый раз, когда возникает похожая ситуация. Не просить этого делать, если кто-то из окружения плачет громко.

Формирование умения утешить другого человека

Апрель

2-я неделя

Умение называть цвета

Учить ребенка называть или показывать цвета (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый). Если есть успехи (серый, коричневый, розовый, фиолетовый и т.д.)

Формирование сенсорных эталонов (Цвет)

3-я неделя

Умение называть формы

Учить ребенка называть или показывать формы (треугольник, круг, четырехугольник, овал). Если есть успехи (ромб, куб, шар, пятиугольник и т.д.)

Формирование сенсорных эталонов (Форма)

4- неделя

Умение считать и знать цифры

Учить ребенка называть или показывать цифры (числа) до 10.

Формирование сенсорных эталонов (Цифры)

5-я неделя

Домашние животные

Учить ребенка называть или показывать домашних животных (кот, собака, лошадь, корова, коза, баран, гусь, утка, курица, петух).

Знать, иметь представление о домашних животных

Май

1-я неделя

Лесные животные

Учить ребенка называть или показывать лесных животных (медведь, лиса, волк, заяц, белка, ежик, олень.).

Знать, иметь представление о лесных животных

2-я неделя

Животные жарких стран

Учить ребенка называть или показывать животных жарких стран (слон, жираф, обезьяна, зебра, лев, тигр).

Знать, иметь представление о животных жарких стран

3-я неделя

Морские животные, рыбы

Учить ребенка называть или показывать морских животных (рыбы, акула, дельфин, кит, морской коней, морская звезда, краб).

Знать, иметь представление о морских животных

4-5 недели

Повторная диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы педагога - психолога на межаттестационный период с 2015 по 2020 год по повышению профессионального уровня

Индивидуальный план работы педагога - психолога на межаттестационный период с 2015 по 2020 год по повышению профессионального уровня...

Индивидуальный план работы педагога-психолога на межаттестационный период

Индивидуальный план работы на межаттестационный период 2016 - 2020 гг. по повышению профессионального уровня педагога-психолога Ханафиевой Г.Р....

Конспект индивидуального развивающего занятия педагога-психолога с ребенком 5-6 лет «Песочная страна»

Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений. Развитие эмоциональной сферы ребенка....

Индивидуальный план занятий педагога-психолога с ребенком с СДВГ (5-7 лет)

В данном материале вы можете ознакомиться с примерным индивидуальным планом занятий педагога-психолога с ребенком с СДВГ (5-7 лет)....

Индивидуальный план занятий педагога-психолога с ребенком с ТНР (5-7 лет)

В данном материале вы можете ознакомиться с примерным планом занятий педагога-психолога с ребенком с ТНР 5-7 лет....