Психолого- педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми
консультация по психологии (старшая группа)

Сафонова И.В.

 Одаренность сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.

Целостный подход к рассмотрению одаренности был заявлен как приоритетный в «Рабочей концепции одаренности» (Д. Б. Богоявленская (отв. ред.), В. Д. Шадриков (науч. ред.), 2003).

Данный подход предполагает, что при изучении и развитии одаренности недопустимо ограничиваться лишь анализом когнитивной сферы - необходимо изучать и развивать личность одаренного ребенка в целом. Именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют то, как будет реализовано индивидуальное дарование. Приоритетной становится задача воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого- педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми

Воспитатель ВКК

Сафонова И.В.

 Одаренность сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.

Целостный подход к рассмотрению одаренности был заявлен как приоритетный в «Рабочей концепции одаренности» (Д. Б. Богоявленская (отв. ред.), В. Д. Шадриков (науч. ред.), 2003).

Данный подход предполагает, что при изучении и развитии одаренности недопустимо ограничиваться лишь анализом когнитивной сферы - необходимо изучать и развивать личность одаренного ребенка в целом. Именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют то, как будет реализовано индивидуальное дарование. Приоритетной становится задача воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.

На сегодняшний день, наряду с тенденцией выявлять и поддерживать одаренных детей, у взрослых, которые их воспитывают, сложились некоторые не совсем адекватные представления о специфике детской одаренности, особенно в ранние периоды развития ребенка.

Наиболее распространенные «мифы» в восприятии взрослыми детской одаренности таковы:

-        одаренный ребенок должен очень успешно учиться;

-        определяющий момент одаренности - это высокий интеллект и хорошая память;

-        одаренному ребенку все дается легко;

-        трудности поведения, социализации в целом, - неотъемлемый признак одаренности.

Эти и другие «мифы» нередко не позволяют родителям и педагогам распознать истинную одаренность и оказать одаренному ребенку поддержку на пути взросления. Зачастую одаренным ребенком считают способного, сообразительного, имеющего высокие успехи в обучении, а проявления одаренности принимают за гиперактивность, отчужденность, рассеянность, «вредность», лень ребенка.

Каково же объективное понимание детской одаренности?

        Современные психологические исследования одаренности (Е. С. Белова, В. С. Юркевич, А. М. Матюшкин, А. И. Савенков), идеи, отраженные в «Рабочей концепции одаренности» демонстрируют важные для образования одаренных детей аспекты. Наши наблюдения и практика работы с одаренными дошкольниками позволяют составить реалистическое представление об одаренности, проявляющейся в дошкольном возрасте.

Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

К важнейшим критериям одаренной личности относят такие ее качества, как увлеченность (мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий.

Одаренность не идентична способностям. Их можно рассматривать как компоненты одаренности, которые у каждого отдельно взятого одаренного ребенка вступают в уникальное сочетание, а также как первый этап развития одаренности. Однако далеко не все способности переходят в одаренность как таковую. Одаренность - это качественно своеобразное сочетание способностей, отличающееся у каждого конкретного ребенка. Один одаренный ребенок совершенно не похож на другого, что выдвигает в качестве основного момента принцип индивидуализации образовательного процесса в работе с такими детьми.

Ядром одаренности является не высокий уровень интеллекта сам по себе, а способность к творческой деятельности, то есть креативность. Умственные способности (хорошая память, сообразительность, высокая концентрация внимания, интеллектуальная мобильность) далеко не всегда приводят к проявлениям творчества, креативности.

Креативность, в свою очередь, не тождественна воображению. Креативность - это особое отношение ребенка к миру, которое применительно к дошкольному возрасту можно назвать эмоционально-поэтическим, исследовательски дерзким, безудержно вдохновленным. Такое отношение к миру создает у одаренного ребенка уже в дошкольном возрасте особое восприятие окружающего, оригинальные интерпретации воспринятого, порождая «ураган» идей и замыслов.

По емкому определению П. Торренса, быть креативным - это значит «копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Способность генерировать нестандартные идеи, видеть необычное в обычном, «перешагивать» стереотипы и не замечать преграды - все это ориентирует направленность деятельности одаренного ребенка в будущее, неизвестное.

Классификация типов одаренности по основанию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:

-        общие интеллектуальные способности;

-        конкретные академические способности;

-        творческое или продуктивное мышление;

-        лидерские способности;

-        художественные и исполнительские искусства;

-        психомоторные способности.

По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:

  • теоретическая (для детей - познавательная);
  • практическая;
  • художественно-эстетическая;
  • коммуникативная;
  • духовно-ценностная.

На основе критерия «степень сформированности» выделяют три типа одаренности:

  • актуальная (явная), характеризующаяся наличием достижений, высоким уровнем выполнения деятельности в конкретной области или нескольких областях;
  • потенциальная (скрытая), характеризующаяся наличием потенциала, возможностей для высоких достижений, не реализующихся в настоящее время в деятельности в силу каких-либо причин;
  • актуализированная, то есть переведенная из потенциальной в актуальную.

Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

На основе критерия «широта проявлений в разных видах деятельности» выделяются два типа одаренности:

  • общая, которая проявляется в разных видах деятельности, являясь основой их продуктивности. Важнейшим аспектом общей одаренности является умственная активность и ее саморегуляция;
  • специальная, которая проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.) и связана с так называемыми «специальными» задатками, например музыкальный слух, гибкость пальцев и т. д.

По критерию «особенности возрастного развития» дифференцируется ранняя и поздняя одаренность.

Различные подходы к классификации типов одаренности позволяют рассматривать одаренность как сложное, многоаспектное явление, выделять отдельные грани, качества и уровни ее проявлений.

Инструментальный аспект деятельности описывается следующими признаками, характеризующими особенности познавательной сферы психики одаренных детей:

  1. Наличие специфических стратегий деятельности, проявляющихся в контексте:
  • быстрого освоения деятельности и успешности ее выполнения;
  • использования и изобретения новых способов деятельности в условиях поиска решения проблемы, выдвижения новых целей деятельности за счет более глубокого владения предметом, что ведет к новому видению ситуации и проявляется в выдвижении нестандартных идей и решений.

Психологическую базу для образования специфических стратегий деятельности составляют высокая концентрация внимания, высокоразвитая память; легкость ассоциирования, связанная с умением находить аналогии там, где они традиционно не усматриваются; ярко проявляющиеся интуиция и способность к прогнозированию.

  1. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, связанного с высоким уровнем саморегуляции.
  2. Особый тип организации знаний: структурированность знаний, их обобщенность и систематизация, оперативность в использовании знаний, гибкость их применения для решения широкого круга задач, способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться для поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер знаний (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Кроме того, проявляется способность к быстрому схватыванию и усвоению информации, соответствующей направленности интересов одаренного ребенка. Данные особенности организации знаний обеспечивают легкость генерирования идей одаренными детьми (продуктивность мышления).

Поскольку знания могут иметь разное строение в зависимости от того, испытывает ли человек интерес к соответствующей предметной области, особые характеристики знаний одаренного ребенка могут обнаружить себя в большей степени в сфере его доминирующих интересов.

  1. Своеобразный тип обучаемости, связанный с высокой способностью к самообучению, ярко выраженной целенаправленностью деятельности, проявляющейся в раннем возрасте. Он может выражаться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект деятельности проявляется в следующих показателях, характеризующих личность одаренного ребенка:

  1. Повышенная избирательная чувствительность к разным аспектам действительности, чувствительность к новизне.
  2. Повышенная познавательная потребность, проявляющаяся в ненасыщаемой любознательности и выходе за пределы исходных требований деятельности.
  3. Увлеченность каким-либо предметом/делом, характеризующаяся трудолюбием и упорством по отношению к этому предмету/делу; постоянство и широта интересов, что определяет наличие устойчивой внутренней мотивации.
  4. Неприятие стандартных условий, правил, заданий и готовых ответов; предпочтение неопределенной информации, сверхчувствительность к парадоксам, противоречиям, умение замечать несоответствия, проблемы; проявления новаторства в деятельности, независимость и самостоятельность, проявляющиеся в том числе в общении.
  5. Высокая требовательность к результатам своей деятельности, стремление ставить сверхтрудные цели, настойчивость в их достижении; проявления перфекционизма, то есть стремления добиться совершенства в выполнении деятельности, соответствия результата и замысла; способность к оценке, обеспечивающая самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренных детей в своих способностях.

Данные признаки одаренности вариативны, могут не проявляться одновременно или с одинаковой интенсивностью. Но наличие одного из них уже должно привлечь внимание специалиста.

В качестве распространенных причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности могут быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Поэтому одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Семья и развитие одаренности ребенка

Толерантное отношение к оригинальным идеям ребенка, поддержка его начинаний, создание в семье необходимой предметной среды для насыщения его разнообразных интересов, оказание поддержки в ситуациях неудач, формирование уверенности, передача жизненного опыта, обеспечение эмоциональной комфортности, признание личностной автономии, создание атмосферы творчества, то есть безопасной психологической базы, являются условиями развития одаренности ребенка в семье.

 

Социально-психологические трудности одаренных детей

Сфера отношения к самому себе. Одаренные дети обладают специфическими особенностями самосознания, которые могут привести к деформации образа «Я», повышенной тревожности, неадекватной самооценке, неуверенности, внутренней самоизоляции от реальной действительности: погружение в философские проблемы; стремление к совершенству (перфекционизм) и повышенная требовательность к себе, которая часто не соответствует реальным возрастным возможностям; стремление к постановке нереалистических (виртуальных) целей; сверхчувствительность к стимулам среды, в том числе социальным, что определяет их высокую уязвимость; недостаточно выраженная толерантность, выражающаяся как нетерпимость к окружающим; усиленная потребность в самореализации, нередко побуждающая одаренных детей нарушать общепринятые нормы и правила.

Нередко у одаренных детей проявляется неприязнь к систематическому обучению.

Взаимоотношения со взрослыми. Общение одаренных детей с родителями и педагогами может быть неконструктивным из-за повышенного уровня притязаний одаренного ребенка, его требовательности, критичности по отношению ко взрослым, стремления настоять на своем, разрушить сложившиеся социальные представления, переделать устоявшиеся правила.

Повышенная потребность в усиленном внимании взрослого, отсутствие чувства дистанции в общении в ряде случаев делают общение конфликтным.

Общение с одаренным ребенком может быть позитивным и продуктивным только в том случае, если взрослый откажется от назидательности, авторитарности, усомнится в своей непогрешимости и всезнании, обеспечит ребенку необходимый уровень самостоятельности. Важно понять, что одаренному ребенку нужен сомневающийся взрослый, который вместе с ним снова и снова открывает неизвестное в известном и испытывает от этого радость.

Взаимоотношения со сверстниками. До определенного времени одаренный ребенок мало интересуется сверстниками, так как максимально ориентирован на взрослого. Все же достаточно часто он адресует взрослому жалобы, что с ним «не играют», «притесняют», «не слушают» ровесники. Его идеи сверстникам часто непонятны, претензии на лидерство ими не признаются, игры кажутся сложными и неинтересными, серьезные размышления — смешными. Не комфортность, нарушение, пересмотр некоторых норм детского сообщества, стремление задавать тон и управлять другими приводят к высокой конфликтности или отчужденности от ровесников.

В адрес одаренного ребенка отпускаются насмешки, обидные прозвища. Попадая в «зону недооценки ровесниками», одаренный ребенок испытывает все нарастающие по мере взросления дискомфорт, напряженность, иногда переходящие в раздражительность, озлобленность.

В целом, следует подчеркнуть, что возникающие у одаренных детей проблемы не являются неизбежным спутником одаренности, а появляются как следствие неадекватных потребностям одаренных детей воздействий социальной среды.

При оказании необходимой психолого-педагогической поддержки эти трудности могут быть преодолены.

Одаренность человека- это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».

(В. А. Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по итогам исследовательской деятельности «Психолого-педагогические подходы обучения одаренных детей»

.В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных дете...

Психолого-педагогическая программа художественного развития детей 4-5 лет с признаками одаренности "Семицветик"

Творческие способности - безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: "Талант вс...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

laquo;ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ  ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»...

Статья "Одаренные дети. Работа с одаренными детьми"

        Определение, используемое федеральным правительством, гласит: "Под одаренными и талантливыми детьми имеются в виду дети, которые в дошкольных учрежден...

Педагогические подходы в развитии детской инициативы у детей дошкольного возраста

Дошкольник  –  это деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач....

Мастер-класс на тему:"психолого-педагогический подход к развитию связаной речи у детей дошкольного возраста.Инновационнные методы".

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольноговозраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложен...


 

Комментарии

Цыганова Татьяна Николаевна

Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. интересно было узнать из публикации о подходах к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности.