Что делать, когда дети лгут?
консультация

Чтобы период лжи был минимальным, пресечь его нужно в зародыше, распутав все узлы проблемы. Для этого надо разобраться, зачем ребенок лжет и почему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_delat_kogda_deti_lgut.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать, когда дети лгут?

До четырех лет дети не нуждаются во лжи. Она им не нужна. В ней нет необходимости: ребенок делает все то, что хочется ему, считая это правильным и честным. Он еще просто твердо не усвоил, в чем нравственность понятий правды и лжи. Малыш считает, что все думают, как он, поэтому не может быть иначе. До четырех лет дети еще не умеют смотреть на все, что происходит, глазами взрослого или другого человека.

И только после четырех лет ребенок начинает задавать себе вопросы: за что и почему его сегодня наказали, и можно ли было этого избежать; за что и почему сегодня поощрили, что надо сделать, чтобы это повторить.

Малыш задумался и ищет действенные способы, как сделать свою жизнь без осложнений, он ищет выходы и вдруг один находит - вранье и ложь. Он начинает пользоваться ложью не оттого, что плохой. Он просто еще несознательный. Сознательность приходит позже, после шести лет.

Ему ничего не стоит спутать, что было понарошку, а что всерьез. Фантазии его реальны. Реальность его фантастична. Малыш обожает розыгрыши. Он лишний раз стремится показать, что вырос и в чем-то даже превосходит вас. Но розыгрыш — не ложь. Это скорее фокус, преднамеренный трюк. А ложь обычно преднамеренна, и в этом ее отрицательное свойство. От взрослых зависит, чтобы период лжи был минимальным, пресечь его нужно в зародыше, распутав все узлы проблемы. Для этого надо разобраться, зачем ребенок лжет и почему. Какие выгоды он извлекает? Что заставляет его это делать? Осознанно ли он лжет? Его ложь - нападение или защита, он наступает или обороняется?

Ребенок утверждает, что не ел конфету, сжимая в ручках фантик от нее, не оттого, что лжет, а не воспринимая еще всерьез, что говорит неправду. Он этим способом заигрывает и приглашает принять правила игры.

Малыш разыграл, что сам ушел из дома, открыв входную дверь и спрятавшись под кровать. Этим ребенок хотел показать свою самостоятельность и взрослость, а возможно, желание остаться дома и не идти в детский сад. Такой обман - ход к тайным чувствам малыша.

Малыш наговорил на брата. И здесь не розыгрыш, здесь преднамеренная ложь. Такая ложь - крик о соперничестве, ревности. В каждом конкретном случае ребенок обманывал по-разному: от жульничества и проказ до настоящей лжи.

Как надо вести себя родителям, если ребенок лжет?

 Необходимо понять возможную причину лжи и проанализировать ее, ответив на ряд вопросов.

Малыш солгал безвинно или преднамеренно?

В чем виноваты взрослые?

У вас завышенные требования к ребенку или он только вам подражает?

Кто пострадал от лжи: сам ребенок, родители (один из них), посторонние?

Какую информацию предоставляет ложь?

Она – ложь - нападение или защита, ложь-поплавок или фантазия, ложь во спасение или соломинка?

Не чувствует ли малыш себя отверженным в семье?

Не сравниваете ли вы его с другими детьми в семье, высказывая недовольство?

Не занижаете ли вы его самооценку?

Не слишком ли его опекаете?

Не часто ли вы вторгаетесь в его интимный мир?

Не подражает ли ребенок своим ровесникам и сверстникам?

Не копирует ли он кого-то из взрослых, являясь неожиданным свидетелем лжи?

Не вызываете ли вы в нем враждебность своими наказаниями, боится ли он этих наказаний?

Если удастся почувствовать, что причина лжи найдена, старайтесь действовать и помогать ребенку. Если причина осталась неизвестной, не нападайте сгоряча на малыша.

Не раздражайтесь, не придумывайте способы расправы. Сегодня он узнал, что значит ложь. Поэтому не надо на него сердиться, а лучше объясните ему, что следует за ложью. И почему необходима честность. Объясните ему, что надо делать в подобных ситуациях.

Если ребенок сам сознался во лжи, то ни в коем случае его не наказывайте. Лучше ободрите, чтобы он поверил в собственные силы. Раз он мог сознаться, что сказал неправду, значит, он честный и больше не обманет никого.

Если малыш не хочет сознаваться, не заставляйте его это делать, а лучше расскажите ему сказку или занимательную историю о том, к чему приводит ложь и сколько доставляет неприятностей. Старайтесь сделать честность частью натуры малыша. Он должен понять, что всякая неправда чужда вашей семье. Даже умолчание о правде - тоже ложь. Говорить нужно любую правду, даже «невежливую». Как можно чаще поощряйте искренность ребенка. Он должен знать, что розыгрыш не так безвинен.

Важно принять меры, чтобы ребенок в семье не чувствовал себя отверженным. Протяните ему руку, станьте для него таким близким человеком, чтобы он не захотел вас обманывать.

Чаще поощряйте его, не скупитесь на похвалу, старайтесь, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.

Не разжигайте ревность и соперничество между детьми в семье.      Когда малыш обманывает, подражая сверстникам, необходимо вмешаться в его дружеские отношения и, если надо, прекратить.

Когда малыш своей ложью копирует взрослых, надо серьезно об этом задуматься. Чтобы научить ребенка честности, необходимо быть честным самим. Не лгите сами и не оправдывайте свою мелкую обыденную ложь.

Когда малыш старается посредством лжи избежать наказания, он должен знать, что наказание за ложь вдвойне сильнее.

Но еще важно запомнить правила, как не надо вести себя с лгунишкой.

Не выяснив причину лжи, быть обличителем ребенка, из наказаний сделав пытку, акт унижения его.

Стыдить ребенка бесконечно за самую безвинную ложь.

Следить за каждым шагом малыша, пытаясь уличить его, а уличив во лжи, радоваться. Рассказывать об этом всем.

Наказывать за самые малейшие провинности и культивировать страх наказания. Третировать бесконечными «нельзя».

Все время сравнивать с другими в чужую пользу.

Пытаться провоцировать ложь преднамеренными вопросами-ловушками, какими-то соблазнами.

Чрезмерно опекать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, КОГДА ДЕТИ ПЛОХО СЕБЯ ВЕДУТ (СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА).

Все мы склонны искать простые ответы на сложные вопросы, порой забывая, что в природе нет ничего более сложного, более загадочного, чем человек. Мы ищем какого-то особого учителя, который скажет...

Что делать, когда возникают трудности в адаптации

Родителям необходимо интересоваться, как ведет себя ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования. В чем ребенку надо помо...

"Болезни: что нужно делать, когда ребёнок заболевает?"

Прежде всего, ребёнку необходимо уделить больше внимания и любви. Нужно постараться находиться возле него всё возможное время.Во-вторых, необходимо быть готовым к тому, что больной ребёнок будет...

Консультация для родителей " Что делать когда ребенок не делится игрушками"

Ребенок двух лет не способен делиться своими игрушками искренне.Дети этого возраст, собственники по своей природе.Если кто-то покушается на его игрушку, то ребенок воспринимает это как угрозусобственн...

Что делать, когда дети с РАС или аутизмом ведут себя агрессивно?

Что делать, когда дети с РАС или аутизмом ведут себя агрессивно?  ...