Приобщение детей к нейройоги, как компоненту здоровьесберегающей среды в ДОУ
статья по психологии (подготовительная группа)

Демидова Елена Валерьевна

Занимаясь нейройогой, ребёнок познает окружающий мир, формируются его двигательные умения и навыки; движения и положительные эмоции благотворно влияют на состояние его здоровья: физического, психического, нравственного.Здоровьесберегающая среда в ДОУ, обеспечивает каждому воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, формирует необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учит использовать их в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konkurs_demidova_e.v._mbdou_detskiy_sad_no_150.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение  детей к нейройоги,  как компоненту

здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Демидова Е. В., педагог - психолог

 МБДОУ город Иркутск

детский сад № 150

В настоящее время здоровью детей уделяется все больше внимания и времени. Занимаясь нейройогой, ребёнок познает окружающий мир, формируются его двигательные умения и навыки; движения и положительные эмоции благотворно влияют на состояние его здоровья: физического, психического, нравственного. В ДОУ в  основе оздоровительно – воспитательной работы  лежит междисциплинарное научно – практическое направление – педагогика оздоровления.

Здоровьесберегающая среда в ДОУ, обеспечивает каждому воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, формирует необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учит использовать их в повседневной жизни.

Используя рекомендации ведущих ученых, работающих в области здоровьесбережения, а также технологию развивающего обучения, мы постарались создать в каждой возрастной группе такую развивающую среду, которая будет содействовать реализации программы и включать в себя зоны ближайшего развития.

В ДОУ имеются дополнительные площади, которые педагоги используют для обогащения двигательной сферы своих воспитанников. Это музыкальный, физкультурные залы, где дети могут расслабиться, снять психомоторное напряжение. В группах созданы условия для организации, так и самостоятельной, а так же отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей. Большей популярностью у наших воспитанников пользуются физкультурные уголки, оснащенные нетрадиционным физкультурным оборудованием, которые изготовили родители (кольца с лентами, нестандартные дорожки с различным покрытием для профилактики плоскостопия, и т.д.). Дети эти тренажеры могут использовать в самостоятельной деятельности, организовывать с их помощью игры различной подвижности.

Большая работа была проделана со специалистами детского сада: совместно с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и психологом были подобраны и разработаны комплексы дыхательной гимнастики, динамических пауз, релаксации, танцтерапии.

Введены в воспитательно - образовательный процесс пальчиковые игры «Минутки шалости» и «Минутки тишины» стали достоянием всего коллектива. Теперь в каждой возрастной группе подобраны картотеки пальчикового игротренинга, танцтерапии, динамических пауз, а также психогимнастики и нейройогу, глазодвигательные упражнения, и артикуляционная гимнастика, упражнения по правильному дыханию.   Изучение программы В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления» помогло нам внедрить в работу такие формы оздоровления детей, как психогимнастика, самомассаж, нейройога, мимическая гимнастика, что значительно обогатило режимные моменты, а использование нетрадиционных форм и методов оздоровления явилось средством обогащения развития личности каждого нашего воспитанника. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребёнка, но и то своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий: своевременное проветривание помещений, ежедневные прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе. Гибкое выполнение режима дня, соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку позволило нам разработать модель оздоровления детей в ДОУ, представляющий фундамент для организации нейройогой работы и воспитательно – образовательного процесса в режиме здоровьесбережения.

Работу по оздоровлению детей мы проводим по нескольким направлениям.

Профилактическое направление

  1. Обеспечение благоприятного течения адаптации под контролем медицинского работника, педагога – психолога и воспитателя.
  2. Выполнение санитарно – гигиенического режима – создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания его в детском саду.
  3. Предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической профилактики (самомоссаж, использование дорожек с различным покрытием для укрепления свода стопы, заливание носоглотки, введение ароматерапии и т.д.).

Организационное направление

  1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
  2. Диагностика физического развития, двигательной подготовленности детей.
  3. Применение нетрадиционных форм и методов в оздоровительной работе с дошкольниками (дыхательная гимнастика по Стрельниковой, психогимнастика и т.д.).
  4. Организация двигательной активности в зависимости от уровня двигательной активности каждого воспитанника.
  5. Обеспечения психологического комфорта.

Кроме этого, разработан алгоритм проведения взбадривающей гимнастики после дневного сна, который включает:

- общеразвивающие упражнения, лежа сидя на кровати;

- элементы оздоровительного самомассажа;

- закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различными покрытиями и наполнителями);

- купание в бассейне, воздушные ванны;

- танцевально – ритмическую гимнастику, включающую несколько танцев различного ритмичного рисунка и темпа;

- питье воды комнатной температуры, что является своеобразным закаливающим средством.

Двигательная гимнастика помогает ребёнку постепенно проснуться и включиться в рабочий ритм, способствует поднятию мышечного тонуса, профилактике сколиоза  и плоскостопия.

Введение нетрадиционных форм оздоровления позволило вовремя снимать мышечное напряжение, увеличить плотность занятий и работоспособность дошкольников. Кроме этого, вводя каждый раз что – то новое (текст, музыку и т.д.), мы способствуем не только повышению заинтересованности детей, но и развитию у них, познавательных способностей.

В ДОУ активно внедряются инновационные образовательные программы, современные технологии. Основной деятельностью коллектива исследователей и педагогов было внедрение новой методики формирования двигательных умений и навыков детей с младшего дошкольного возраста в процессе организованных и целенаправленных занятий оздоровительной гимнастикой. В детском саду создана хорошая материальная база – спортивное оборудование и оснащение. Проводятся занятия, развлечения, досуги с привлечением родителей.

Физическое развитие ребёнка тесно связано с его познавательно – речевыми и художественно – эстетическим развитием. Использование различных форм оздоровления детей не только на занятиях, но и вне организаторской деятельности развивает у них все психические процессы. Регулярное применение нетрадиционных форм оздоровления способствует развитию у детей координационных способностей и подготовки руки к письму, а использование элементов психогимнастики помогает снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, способствует предупреждению утомляемости детей и повышению их работоспособности, развитию творческих способностей. Эффективность любой деятельности определяется, прежде всего её результатом. Систематическое занятия на свежем воздухе, введение разнообразных форм оздоровления детей дали положительные итоги. С каждым новым занятием посещаемость значительно увеличивается, и это очень радует всех преподавателей детского сада. Значит, такие занятия приносят нашим воспитанникам радость и неоценимую пользу. Так же проводятся вечера встреч с родителями, которые становятся соратниками друзьями по работе. Вместе проводятся: «Веселые старты, «День здоровья», «А ну-ка девушки», «Спортивная робинзонада», «Мы ловкие и сильные», «Самая спортивная семья» и т.д. Благодаря введению  новых форм работы и синтезу их с игровой деятельностью происходит гармонизация взаимоотношений детей. Ребята становятся более доброжелательными друг к другу, проявляют больше уверенности в организации совместной деятельности. В связи с этим снижается уровень тревожности, и наоборот идет повышение уровня коммуникативных навыков, овладения речью как средством общения. Кроме этого произошла активизация двигательной активности, что позволило не только укрепить, но и сохранить здоровье дошкольников.

Благодаря проведению работы по данному направлению у многих воспитанников детского сада появились интерес и любовь к занятиям нейройогой. После выпуска в школу они продолжать заниматься в спортивных секциях и кружках. Организация здоровьесберегающей среды, а так же введение модели оздоровления детей помогли нам максимально снизить заболеваемость, а так же способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребёнка, его всестороннему психофизическому развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонент здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения».

Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонентздоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения». Здоровье детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополуч...

"Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание здоровьесберегающей среды"

Консультация для педагогов "Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание здоровьесберегающей среды"...

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ДОУ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ СЕВЕРА

На современном этапе  перед дошкольными образовательными учреждениями определены задачи полихудожественного образования, формирования высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви ...

« Приобщение детей дошкольного возраста к системе культурных ценностей посредством использования регионального компонента – казачества»

Отчет по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность дошкольников среднего возраста группы №12 «Казачок»...

Реализация регионального компонента в ДОУ путём приобщения детей к родной культуре, родному языку

Реализация регионального компонента в ДОУ путём приобщения детей к родной культуре, родному языку...

Консультация на тему: " Игры с водой как компонент здоровьесберегающей среды ДОУ"

Здоровье детей их физическое ,психическое и эмоциональное благополучие относится к категории абсолютных ценностей человечества. Здоровье - основа жизни человека. Большую часть времени дошкольник ...

Семинар - практикум «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды ДОУ»

Семинар - практикум «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды ДОУ»...