воспитание ребенка-лидера
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Астановская Елена

В представленном материале раскрываются ключевые качества, которые важны для формирования лидерских способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ребенок-лидер20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание ребенка-лидера

 Очень часто родители, не добившиеся того жизненного успеха, о котором мечтали, перегружают эту задачу на ребенка. Порой не учитывая его склонности и характер, навязывают свою волю, а вместе с ней кучу развивающих кружков с раннего детства.   К школе такие дети испытывают перегруз и у них начинаются проблемы с усвоением информации, даже если до этого они обладали хорошими данными. Ребенок отказывается заниматься вовсе или начинает часто болеть. Что тогда делать родителям?

Хотите вырастить из ребенка   лидера —воспитывайте в нем определенные качества.

Переформулируем для пользы дела. Идея “сделать из ребенка лидера” — отдаёт фанатизмом, в то время как развивать в нем лидерские качества — разумно и полезно.

Выделяют три ключевых качества лидера, которые можно и нужно воспитывать в ребенке:

  • Инициативность
  • Ответственность
  • Планирование времени и целей

Инициативность

Лидеры отличаются от “обычных людей” тем, что не плывут по течению, а сами рулят своей судьбой. Одно из главных качеств, чтобы делать жизнь такой, как хочется — это инициативность.

Инициативность можно и нужно поощрять с ранних лет. Её формирование начинается с того, что вы поддерживаете импульсы ребенка сделать что-то самостоятельно: одеться, подмести пол, сходить в магазин. Если вы будете говорить ребенку: «Давай, я сама, так быстрее», то вряд ли вы способствуете формированию в нем инициативности.

Поощрять важно любые попытки, вне зависимости от результата, который они принесли. В такие моменты держите в фокусе, что вы развиваете в ребенке качество — инициативность, а не учите его конкретному навыку: чисто подметать или безукоризненно мыть посуду.

Поддержите инициативу ребенка — и снабдите инструкциями: как это работает, какие могут быть варианты и как сделать оптимально. Вместе обсудите результат и проговорите, что в следующий раз можно добавить, чтобы получилось лучше.

 Ответственность за выбор

Чтобы ребенок научился нести ответственность — необходимо ему эту ответственность передавать. Ответственность всегда идет “в комплекте” с выбором. Что это означает? Требовать ответственности с ребенка можно только за те решения, которые он выбрал самостоятельно.

Алгоритм формирования подобной ответственности такой:

На первом шаге мы предоставляем ребенку варианты выбора: «Ты будешь пирожное прямо сейчас или вечером? Мы пойдем в магазин или на детскую площадку?»

На втором шаге объясняем, что за каждым вариантом последует: «Ты можешь съесть своё пирожное сейчас — но тогда вечером, когда мы будем кушать все вместе, твоей порции там уже не будет»

Нести ответственность за выбранное решение - означает справляться с последствиями своего выбора. (Здесь родителям важно быть последовательными(!) и действовать по предложенному сценарию)

На третьем шаге объясняем ребенку, как обходиться с последствиями того выбора, который он сделал: «Если тебе вечером будет обидно и грустно, пока другие едят пирожное — скажи друзьям, что ты свою порцию съел днем и позови их поскорее играть с тобой».

Ответственность за случайности

В жизни, в основном, мы несем ответственность за наши осознанные поступки, но бывают ситуации, когда последствия наступают “случайно”:
“Я резко поставил стакан в раковину, и он треснул”

Как научить ребенка нести ответственность за ситуации, когда он случайно поступил плохо или нанес вред?

Часто “на автомате” родители воспроизводят такую последовательность: ругают-стыдят-винят ребенка+ исправляют последствия сами.

Результат для жизни: ребенок остается с чувством отвержения и стыда и не учится исправлять ошибки (нести ответственность)

Конструктивная последовательность:

  1. принимаем, ценим честность, если ребенок признался
  2. обсуждаем, почему так произошло, какие были мотивы, намерения
  3. проговариваем, как устранить последствия
  4. отправляем ребенка устранять последствия (если нужна помощь, помогаем) — ответственность

В примере с разбитой дверью со стаканом: “Молодец, что рассказал правду, теперь ты знаешь, что стеклянные вещи — хрупкие и с ними надо быть осторожнее. Возьми мокрую тяпку  (можно помочь) и  собери осколки. Не трогай их руками, чтобы не порезаться. Пойдем, если тебе надо будет помочь, я буду рядом и помогу”. Если опасаетесь, что может порезаться, подождите, когда ребенок уберет крупные осколки и покажите, как быть с мелкими, но только так, чтобы он мог видеть и учиться.

Планирование

  Хорошо, если у самих родителей есть эта привычка — в таком случае ребенок перенимает её органично и без особенных усилий.

Самое важное в планировании времени — это составление распорядка дня. Что важно:

  1. составляйте распорядок вместе с ребенком, обсуждайте, сколько времени на какое дело потребуется, что включить в план обязательно.
  2. не делайте жесткий поминутный график. Достаточно прописать последовательность действий и обозначить закрепленные точки: время начала занятий, кружков, отхода ко сну и прочее.
  3. В выходные дни с самого утра проговаривайте с ребенком план на день: что и когда вы хотите сделать, чтобы с самого утра у него была перспектива дня.
  4. Научите ребенка засекать время, сколько он тратит на то или иное занятие. Договаривайтесь о примерном количестве времени на каждое дело. Начал делать уроки — засек 30 минут. Сел играть — засек час. Время вышло — таймер зазвенел — сигнал к смене деятельности. Здесь важный момент: таймер лучше должен быть механический, а не встроенный в телефон или планшет. Не усугубляем привязанность к гаджетам.

Планирование целей — задача, которую можно ставить детям, начиная с 10-12 лет. Что это такое? Прежде чем взяться за какое-то дело, проговаривайте, какой результат вы хотели бы получить. Показывайте им пример на своих делах, озвучивайте для них свои планы, помогайте ребенку сформулировать собственные: “Я сейчас сяду писать отчет, и к вечеру планирую закончить ”, “папа сегодня на тренировке планирует пробежать 10 км”. Вы проговариваете, какие действия необходимо сделать, чтобы получить желаемый результат, и распределяете эти действия по времени: сколько задач тебе надо прорешать, чтобы чувствовать себя уверенно на контрольной? В какие дни ты найдешь на это время?

Хорошо, если получается превосходить запланированный результат

Важно стимулировать  проявлять творчество, когда средний результат достигнут, задавать вопросы, придумывать вместе: как можно было бы улучшить-углубить, сделать результат более интересным.

  Родителям, безусловно, нужно закладывать ресурс сил и времени на особое внимание к формированию этих качеств у ребенка. Имейте в виду, лучше всего дети учатся, наблюдая за родителями: эффективными, которые ценят и рационально используют своё время, планируют и достигают цели.

Воспитание этих качеств могут и не сделать из ребенка сверхчеловека, но точно помогут ему в решении жизненных задач. При условии, что в первую очередь родители принимают и безусловно любят своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок - лидер: психологические особенности и воспитание.

Как воспитать лидера? Советы родителям и не только им.   ...

Статья "Воспитываем ребенка - лидера"

Хвалит ребенка  публично, а критекуйте ребенка без посторонних лиц. Публичная похвола повышает авторитет ребенка в глазах сверстников....

10 правил воспитания ребенка лидера

1 ЛЮБИ РЕБЕНКА.2 ОХРАНЯЙ РЕБЕНКА3 БУДЬ ДОБРЫМ ПРИМЕРОМ ДЛЯ РЕБЕНКА4 ИГРАЙ С РЕБЕНКОМ5ТРУДИСЬ С РЕБЕНКОМ6 ПОЗВОЛЬ РЕБЕНКУ ПРЕОБРЕСТИ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, ПУСТЬ ДАЖЕ НЕ БЕЗБОЛЕЗНЕННО7 ПОКАЖИ РЕБЕНКУ ВОЗМОЖНО...

Ребенок-лидер

В обществе развивающейся рыночной экономики успех во многом зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и на ее осн...

Ребенок лидер

Ребенок - лидер....

Статья "Ребенок-лидер"

Формирование лидерских качеств – это сложный, трудоемкий аспект организации процесса формирования лидерских качеств дошкольника, т. к. требует реальной консолидации усилий всех субъектов этого п...

Когда ваш ребенок лидер... «Легко ли быть первым?»

Как обращаться с ребенком, который по натуре лидер? Нельзя же его только превозносить и пропускать вперед! ...