Эмоциональная готовность ребенка к школе
консультация по психологии

Булгакова Оксана Борисовна

Консультация для родителей содержит информацию об одном из компонентов психологической готовности к шокле, а также описание игр, способствующих развитию эмоциональной готовности к кшоле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsionalnaya_gotovnost_k_shkole.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональная готовность ребенка к школе

Консультация для родителей

Каждый из родителей, готовя своего ребенка к школе,  считает, что он готов к обучению. Но каждый из них оценивает ребенка, исходя из своих, субъективных показателей. Для одного родителя это умение ребенка читать, писать и считать; для другого — сообразительность, способность хорошо решать мыслительные задачки, начитанность; для третьего — способность сосредоточится на определенном  деле и выполнять его по инструкции, выполнять все требования взрослых; для четвертого — контактность ребенка, самостоятельность, хорошее развитие двигательных качеств, ручной умелости.  Конечно все это важно. Но это одна сторона: ребенок и его особенности развития. Давайте рассмотрим, что же такое психологическая готовность ребенка к школе и из каких компонентов она состоит.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной  программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школе состоит из ряда компонентов:

  • интеллектуальная готовность
  • социально-психологическая готовность
  • физическая готовность
  • эмоциональная готовность
  • волевая готовность.

В данной консультации хотелось бы более подробно рассмотреть эмоциональную готовность к школьному обучению

Эмоциональная готовность ребенка к школе предполагает:

  1. радостное ожидание начала обучения в школе;
  2. достаточно развитые высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические;
  3. сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.).

путь в мир прекрасного начинается очень рано, привитие эстетического вкуса обеспечивает семья. Красота во всем, что окружает ребенка дома, поддерживает у него радость, чувство уверенности, укрепляет уважение и  привязанности к родителям, заставляет гордиться ими, способствует созданию благоприятных отношений в семье.

Эстетический вкус развивается и в привлечении внимания ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего мира. Старшие помогают ребенку разобраться в том, что заслуживает положительной оценки, а что порицания. В таких оценках родители должны быть очень осторожны.

Как же еще родители могут способствовать развитию эмоциональной готовности ребенка к школьному обучению? В этом вам помогут игры.

Игра "Царевна Несмеяна"

Цель: развитие эмоциональной сферы, эмоциональной уравновешенности. Саморегуляции. Процедура игры. Один из играющих садится в центре круга, а остальные должны постараться рассмешить его. Игрок сидящий в центре, может условно называться "Царевной Несмеяной". Выигрывает тот, кто дольше других сумеет продержаться, не засмеявшись. Основные ограничения для царевны несмеяны: не закрывать глаза и не отворачиваться.

Игра «Угадай эмоцию»

Цель: развитие умения дифференцировать эмоции.

Процедура игры. На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция.

Игра «Король боровик»

Цель: развитие чувства сопереживания герою, регуляция эмоций.

Процедура игры. Взрослый читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.

Шел король Боровик через лес напрямик.

Он грозил кулаком,

Он стучал кублуком.

Был король Боровик не в духе.

Короля покусали мухи!

Игра «Тренируем эмоции»

Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.

Взрослый предлагает ребенку  потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

1. Радость. Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.

2. Гнев. Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

3. Испуг. Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.

Игра «Лото настроений»

Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Взрослые отгадывают изображенную эмоцию.

Игра «Продолжи фразу»

Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.

Ребенок ловит  мяч, который ему бросает взрослый, при этом продолжает фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность ребенка к школе- интеллектуальная, эмоционально-волевая, коммуникативная, общеличностная

Консультации для родителей, которые помогут оценить готовность ребенка к систематическому обучению в школе...

Консультация для родителей "Эмоционально - волевая готовность ребенка к школе"

Важная сторона готовности к школе относится к сфере самосознания личности ребенка. Замечено, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...