Использование Метафорических ассоциативных карт (МАК) в работе педагога-психолога ДОУ
консультация по психологии

Минина Алена Сергеевна

МАК -  как инструмент работы со всеми участниками образовательных отношений

Консультации педагогов и родителей (Законных представителей), работа с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_16.11.22g._mak_v_rabote_pedagoga-psihologa.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

МАК в работе педагога-психолога ДОУ

Дата проведения: 16 ноября 2022 года.

Цель: представить новый метод работы педагога-психолога ДОУ со всеми участниками образовательного процесса, с помощью МАК (метафорических ассоциативных карт).

Задачи:

  1. Предоставить педагогам информацию о МАК:
  • Что это такое?
  • История возникновения.
  • Характеристика МАК.
  • Польза работы с МАК.
  • МАК в работе с детьми и родителями.
  1. Показать на практике упражнения:
  • «Давай познакомимся»;
  • «Какое я дерево»;
  • «Начало и конец учебного года»;
  • «Мой путь в профессии»;
  • «Каким меня видят другие»;
  • «Ищем поддержку».

Аудитория: воспитатели СП МАДОУ «ДС №45 г. Челябинска» и воспитатели старших групп: гр. №3 «Алёнушка», гр. №11 «Буратино» МАДОУ «ДС №45 г. Челябинска».

Регламент и техническое оснащение:

  • Длительность: 1 час – 1 час 20 минут.
  • Оборудование: проектор, ноутбук, используемая для практической части колода МАК «Дерево, как образ человека», ручки и листы для записи.

Подготовил и провел семинар-тренинг:

педагог-психолог МАДОУ «ДС №45 г. Челябинска» Минина А.С.

Квалификационная категория: высшая.

Педагогический стаж: 9 лет.

Приветствие:

Добрый день, уважаемые педагоги. Я рада приветствовать Вас.

Сегодня я хочу представить Вам, набирающий популярность, новый метод работы педагога-психолога со всеми участниками образовательных отношений – МАК (метафорический ассоциативные карты).

Вступление:

Новые федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед нами высокие цели по сохранению и укреплению физического, и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

Требует от ОУ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, мы с Вами должны обеспечить условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; в процессе своей работы мы должны способствовать формированию общей культуры личности детей, развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности;

Программы ДО должны быть вариативными и разнообразными по содержанию. А также вся структура ДОУ призвана обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Для выполнения этих требований в своей работе я всегда ищу что-то новое, интересное, современное, но в тоже время удобное и эффективное средство по основной цели своей работы «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса ДОУ».

Так что же такое МАК и как они пригодятся нам в нашей работе в детском саду?

Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.

Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картин создает игру смыслов, обогащающуюся при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для клиента в настоящее время.

История возникновения МАК.

Метафорические ассоциативные карты (иногда их еще называют ОН-карты, проективные карты) имеют уже более чем 20-тилетнюю историю. Первая колода карт была создана в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения. Он хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям. Колода карт получила название «OH» (междометие в английском языке обозначающее удивление). 

Совместно с психотерапевтом Джо Шлихтером были разработаны правила и принципы использования карт как психологического инструмента. В 1983 году Эли Раман познакомился с Моритцом Эгетмейером, который разглядел в картах «О» столь долго искомый инструмент, с помощью которого можно было бы подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах.

Это проективная психологическая методика, в которой важен не заложенный изначально смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные ассоциации и реакция на них будет также абсолютно разной у каждого.

Описание и характеристика МАК.

Метафорические ассоциативные карты являются психологической ПРОЕКТИВНОЙ методикой.

Иногда, кажется, что мы уже и так все знали, но почему-то не могли разрешить конфликт, противоречие или изменить стратегию своего поведения, потому что ЗНАТЬ – это уровень интеллекта, а на уровне подсознания логика не действует.
Сколько бы мы не убеждали себя в том, что так нельзя и что-то надо менять, у нас ничего не получалось, потому что бессознательно мы блокировали все наши попытки изменить ситуацию или решить проблему. МАК-карты это эффективный инструмент, который позволяет выйти из замкнутого круга при помощи психолога.

Почему эти карты называются – метафорические и ассоциативные?

Метафорические, - потому что это не просто картинки, а они нарисованы или созданы так, что их образы многослойны, имеют много смыслов и возможностей для интерпретации.

Ассоциативные, – потому что, когда мы смотрим на картинку, возникает связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в вашем сознании и закреплённые в вашей памяти.

Метафоры вызывают ассоциации, связанные с ситуациями или людьми из вашей жизни, с теми внутренними состояниями или процессами, которые происходят внутри нас. Эти ассоциации отражают наши проблемы или ситуации, даже если мы про них уже давно забыли и не вспоминаем. Может всплыть то, что мы давно вытеснили в подсознание, какая-то травмирующая ситуация, в том числе и из раннего детства. И карты помогут ее безопасно и экологично проработать.

Чем хороши метафорические карты?

Использование карт для обращения к психотравмирующей ситуации через метафору создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения.

Работа с МАК даст доступ к своей проблеме настолько, насколько вы готовы ее проработать на данном этапе. И затем, снимая слой за слоем, можно будет двигаться дальше.

С помощью МАК можно безопасно получить доступ к нашему бессознательному, потому что именно образы и метафоры – «язык» нашего подсознания.

Используя метод свободных ассоциаций, мы можем понять то, что недоступно для логики и рационального понимания.

Карты предоставляют возможность увидеть наглядную картину любых межличностных отношений, или взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности.

Метафорические карты — это чудесный инструмент, который помогает тонко и чётко осознать то, что лежит в подсознании, минуя внутреннее сопротивление и сознательные установки и представления, создавая атмосферу доверия.

За счёт этого возможно безопасно и легко:

• Посмотреть "в корень" проблем и безошибочно определять, где их истоки и причины;
• Находить правильные решения, надёжно опираясь на интуицию и подсознание;
• Не тратить время на второстепенные вещи и длинные интеллектуальные размышления.
• Методика отличается простотой, экологичностью и эффективностью.

Метафорические ассоциативные карты:

 - это быстрый и эффективный путь к своему подсознанию.

 - они запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из трудной ситуации.

- позволяют моделировать и исследовать процессы в прошлом и будущем.

Изменения, которые происходят с помощью метафорических ассоциативных карт становятся возможными, потому что есть корреляция между внутренним миром и внешним. Внутренние процессы нашей психики коррелируют с событиями внешнего мира. Меняя что-то внутри, мы как - бы притягиваем изменения во внешнем мире.

Это происходит благодаря феномену синхронистичности - беспричинной связи между событиями, когда происходит то, что не должно произойти, но это вдруг случается. Мы постоянно сталкиваемся с этим феноменом в жизни - когда мы "притягиваем" какие-то события или случайным образом избегаем нежелательных, или просто идем куда-то и встречаем нужных нам людей, в магазине находим нужную вещь, просто случайно зайдя туда, или происходят нужные для нас события.

Этот феномен лежит в использование проективных методов в психологии и в том числе в работе с метафорическими картами, когда доставая карту, мы иногда, неожиданно для себя, понимаем, что именно эта карта отражает наше состояние или ситуацию!!!

И тогда мы полностью оправдываем название самой первой колоды «ОН» - «О!» возглас удивления!


Практическая часть

В работе использованы МАК «Дерево, как образ человека» (автор Марина Королёва»

Содержание:

  1. Упражнение «Давайте познакомимся»;
  2. Упражнение «Какое я дерево»;
  3. Упражнение «Начало и конец учебного года»;
  4. Упражнение «Мой путь в профессии»;
  5. Упражнение «Каким меня видят другие»;
  6. Упражнение «Ищем поддержку».
  7. Рефлексия – обсуждение и подведение итогов.

  1. Упражнение «Давайте познакомимся»

Цель: знакомство участников.

Описание упражнения:

 Перед Вами лежат карты. Предлагаю Вам выбрать три карты и не открывать их, пока все участники не выберут карты, и не займут свои места.

 После этого по очереди, Вы открывает по одной карте и глядя на каждую, что-то говорите о себе, о тех ассоциациях, которые у Вас возникают.

В завершении, прошу ответить Вас на следующие вопросы:

  • Удалось ли Вам узнать что-то о других?
  • Было ли сложно рассказывать о себе?
  1. Упражнение «Какое я дерево»

Цель: описать Ваше состояние и Ваши ощущения здесь и сейчас.

Описание упражнения:

Вам необходимо выбрать дерево, которое символизирует Вас.

Затем, по очереди, показать дерево и продолжить фразу: «Я дерево, которое …» (мудрое, веселое, которое устало, готовое помогать и т.д.).

В завершении, прошу ответить на вопрос:

  • Какие трудности вызвало данное упражнение?
  1. Упражнение «Начало и конец учебного года»

Цель: анализ актуального эмоционального состояния педагогов.

Описание:

Предлагаю Вам выбрать две карты: первая карта – это ваше состояние на начало учебного года, вторая карта – это Ваше состояние на конец учебного года.

Опишите, пожалуйста, с помощью выбранных карт Ваше внутреннее состояние.

Подводя итог, ответьте, пожалуйста, на вопрос:

  • Какие сложности возникли при выборе карт и/или описании состояния?
  • Как сохранить состояние «на начало учебного года» на протяжении и к концу учебного года?
  1. Упражнение «Мой путь в профессии»

Цель: проанализировать свой путь в профессии «воспитатель».

Описание:

Предлагаю Вам выбрать несколько карт. Каждая карта символизирует определённый период в профессии.

Вы выбрали карты, предлагаю Вам поделиться своими мыслями и рассказать о себе в разных этапах Вашего профессионального пути.

О каких этапах будете рассказывать Вы решаете сами.

В завершении упражнения, прошу Вас ответить на следующие вопросы:

  • Сложно ли было говорить?
  • Удалось ли вам в ходе рассказа сделать вывод о своём профессиональном пути? Если да, что это за вывод?
  1. Упражнение «Каким меня видят другие?»

Цель: дать возможность педагогам посмотреть на себя глазами окружающих.

Описание:

Вам необходимо выбрать дерево, которое символизирует Вас.

Затем Вы кладёте выбранные карты в центр круга лицевой стороной вниз.

После этого карты перемешиваются и участники берут себе любую карту.

Далее все по очереди рассказывают о человеке, которому принадлежит эта карта.

Рассказ нужно начинать со слов: «Мне кажется это человек….» или «Я думаю, эта карта принадлежит человеку….».

Когда рассказ закончен участники предполагают кому она может принадлежать и если они угадали, то карта возвращается хозяину.

Подводя итог, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Что вы чувствовали, когда слушали про себя?
  • Согласны ли вы с мнением окружающих о себе?
  • Было ли у вас желание исправить слова рассказчика, если вы были с ними не согласны?
  • Что нового вы для себя узнали, какие выводы сделали?
  1. Упражнение «Ищем поддержку»

Цель: создание ситуации, когда педагог находит поддержку в окружающих людях, коллегах. Сплочение коллектива.

Описание:

Предлагаю Вам выбрать карту, которая олицетворяет Вас.

Затем все карты, которые выбрали все участники кладутся в центр лицевой стороной вниз и перемешиваются.

Далее, каждый из участников берёт любую карту из центра.

Ваша задача посмотреть внимательно на выпавшую карту и подумать, какую поддержу, помощь можно попросить у этого дерева.

В завершении, ответьте пожалуйста на вопросы:

Было ли сложно увидеть поддержку в другом?

Готовы ли вы дать поддержку, которую увидели в вас другие? Есть ли у вас этот ресурс?

Завершение работы и подведение итогов:

Вопросы для обратной связи.

1. Ваши впечатления от мастер-класса в целом?

2. Содержание мастер-класса в целом для вас было …

3. Работа ведущего мастер-класса …

4. Ваше личное участие на мастер-классе…

5. Возможность применения на практике техники МАК для Вас?

Большое спасибо за участие в мастер-классе, надеюсь мне удалось справится со своими задачами познакомить вас с метода МАК.

До свидания. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт

Образ дерева в культуре и психологии часто сравнивают с человеком и его жизнью. Это не случайно, потому что между человеком и деревом много общего — в характера...

Конспект НОД с использованием метафорических ассоциативных карт по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.

Структура НОД.1.      Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.2.      Мотивационно-ориентировочный этап. Игра «Волшебный мешочек эм...

Мастер-класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»

Цели тренинга:способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию,снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.Количество человек...

«Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста, как инструмент всестороннего развития»

laquo;Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста, как инструмент всестороннего развития»...

Мастер - класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога

Данный мастер-класс поможет  самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания...

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ

Педагоги редко говорят о своих личных проблемах. Это плохо сказывается на их работе, общении с детьми и коллегами. Как им помочь? Используйте метафорические ассоциативные карты. Они помогут "разг...

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ"

Метафорические ассоциативные карты – это уникальный инструмент и помощник практического психолога....