«Игры в адаптационный период по развитию сенсорики. Дары Фребеля №1. Волшебные мячики»
учебно-методическое пособие по психологии (младшая, средняя, старшая группа)

Щеголева Алевтина Владимировна

Актуальность

Упражнения с мячом активно применяются в различных сферах образовательной деятельности в дошкольном детстве. Это прежде всего связано с тем, что ведущей деятельность детей, по  мнению, Л.С. Выготского, является –игра. Кроме того мяч- это очень удобный  игровой инструмент, который разнообразен, а значит вариативен.

Для психолога, упражнения с мячом прежде всего входят в работу с высшими психическими функциями, так как здесь задействуются и внимание, и самоконтроль, и межполушарное взаимодействие и сенсомоторная координация, развиваются навыки саморегуляции.

Иногда уходит очень немного времени при фиксации нужного навыка в игре с мячом, чтобы ребенок усвоил необходимый ему опыт и перенес его в реальные условия жизни – это еще раз говорит нам об универсальности и нужности применения игр с мячом в дошкольном возрасте. Наряду со всеми этим мяч я очень активно использую в адаптационный период. Появление  «Волшебного» мячика из мешочка/коробки – это всегда радостно для детей. Так как его можно взять в руки, пощупать, а в моем варианте даже понюхать, ведь мячики обладают еще и запахом.

Речь идет о  Даре Фребеля №1 – текстильном мячике с веревочкой в виде петельки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад

«Игры в адаптационный период по развитию сенсорики.

Дары Фребеля №1. Волшебные мячики»

Подготовила: педагог-психолог МДОАУ №170

Щеголева А.В.

   

Актуальность

Упражнения с мячом активно применяются в различных сферах образовательной деятельности в дошкольном детстве. Это прежде всего связано с тем, что ведущей деятельность детей, по  мнению, Л.С. Выготского, является –игра. Кроме того мяч- это очень удобный  игровой инструмент, который разнообразен, а значит вариативен.

Для психолога, упражнения с мячом прежде всего входят в работу с высшими психическими функциями, так как здесь задействуются и внимание, и самоконтроль, и межполушарное взаимодействие и сенсомоторная координация, развиваются навыки саморегуляции.

Иногда уходит очень немного времени при фиксации нужного навыка в игре с мячом, чтобы ребенок усвоил необходимый ему опыт и перенес его в реальные условия жизни – это еще раз говорит нам об универсальности и нужности применения игр с мячом в дошкольном возрасте. Наряду со всеми этим мяч я очень активно использую в адаптационный период. Появление  «Волшебного» мячика из мешочка/коробки – это всегда радостно для детей. Так как его можно взять в руки, пощупать, а в моем варианте даже понюхать, ведь мячики обладают еще и запахом.

Речь идет о  Даре Фребеля №1 – текстильном мячике с веревочкой в виде петельки.

Ф. Фребель  - немецкий педагог, создатель понятия «детский сад». Именно он впервые задумался о том, что ранний возраст - это нужный и необходимый этап развития ребенка. «Дары Фрёбеля – это первые в мире – систематизированные дидактические игры с предметами. Система развития ребенка по Фрёбелю – это игры с «дарами».

Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). С их помощью ребёнок учится различать цвета и получает первое представление о форме. Ощущения очень приятные – мячики уютные, теплые, живые, яркие, вязаные. И с ними действительно хочется играть!

Первое впечатление при знакомстве с Даром Фрёбеля №1 – оказывается, действительно, нужно для каждого движения с мячом совершенно по-особому вести руку, причем эти движения и различия между ними очень тонкие, едва заметные даже для меня! И для ребенка это очень важное упражнение, которое развивает сенсомоторную координацию.

Могу сказать, что совершенно необязательно покупать готовые мячики Фрёбеля. Вполне можно связать крючком разноцветные шарики. Причем играть с мячиками детям в ДОУ довольно безопасно.  Что способствует более легкому взаимодействию детей с педагогом и друг другом, а в период адаптации это очень важно.

Игра «Вязаные мячики» 

     В наборе разного цвета мячики, у них есть верёвочки и петелька, чтобы можно было надеть на руку. Далее мы говорим: «Ребята, а вы умеете играть в мячик?» «Да» — отвечают нам дети. «Тогда выберите любой мячик». Дети выбирают любой мячик и мы, все вместе, начинаем катать его в руках, по рукам, телу, ладоням, тем самым, развиваем мелкую моторику. «Давайте покажем мячики друг другу. Какие они?» (дети отвечают, какие шары по цвету, на ощупь) «Что же можно делать с мячиками»? (кидать, ловить…) «Давайте будем кидаться мячиками» (тем самым мы снимаем агрессию у детей, развиваем координацию движений). «Но вот наши мячики устали. Что же мы будем с ними делать?» (ответы детей) «Нам надо покачать мячики, чтобы они отдохнули». (Дети ложатся на ковёр, качают мячики, баюкают их.) «Наши мячики отдохнули и теперь мы можем устроить соревнование: кто забросит мячик в ведро». То есть, вязаные мячики выполняют роль заместителя.

2-3 года.

Последовательность работы с мячиками Фребеля такова:

1.Знакомство - манипуляции с мячом (сжимание мяча, подбрасывание,

метание, ловля и катание).

2.Знакомство с цветом: упражнения «Сортировка мячей по цвету»,

 «Найди мяч нужного цвета», «Какого мяча нет?»,

«Цветной мячик», «Путешествие цветных мячиков», «Подбери по цвету».

3.Знакомство со свойствами шара (через действия с мячами): упражнения

- «Мячик спит» - состояние покоя на горизонтальной поверхности

- «Мячик катится по дорожке» - движения по поверхности

- «Мячик катится с горы» - движения по горизонтальной поверхности

- «Мячик катится по тропинке» - движение по кривой поверхности

4. Знакомство с направлением движения: упражнения

- «Пила» (движения вперёд-назад)

«Я  пила, пила, пила,

Всё пилю, пилю, пилю,

Перепиливаю! Вперёд-назад, вперёд-назад»

-«Скачут мячики» (движения вверх-вниз),

- «Часики» (движения маятниковые),                                                                                                    

 - «Я весёлая лиса» (круговые движения вокруг себя)

 «Я весёлая лиса, мне вцепилась в хвост оса,

Я, бедняжка так вертелась, что на части разлетелась…»

 - «Рыбка» (плавательные движения),                                                      

 - «Голуби» (летательные движения)

5.Знакомство с окружающим:

6. Хороводы с использованием мячей

Каждое занятие с мячами Фрёбеля сопровождается  детьми маленькими стихами. А по окончании игры исполняется песенка:

Вот и кончается наша игра

Мячик, с тобой расставаться пора.

Мы, возвратимся снова домой,

Вспомним, где побывали с тобой.

Вот и закончилась наша игра,

Нам отдохнуть настала пора.

Скоро мы снова придём поиграть.

Будем о чём-то новом с тобой узнавать!

3-4 г.

 Задача даров Фридриха Фрёбеля, кроме углубления представлений ребёнка о геометрии – создать у него представление о целом и его частях и отношениях между ними. Таким образом, Фрёбель ставит перед собой очень амбициозную задачу – на практике работать с абстрактным мышлением детей.

 Отсюда возникает идея по работе с мячиками на развитие пространственных представлений, сенсомоторной координации, моторного планирования, межполушарного взаимодействия.

Для этого, заготавливаются специальные карточки  с заданиями.

1. Игра «Волшебное облако». (На основе игр по карточкам Домана).

Цель: развитие внимания, памяти, пространственного гнозиса, различения сенсорных эталонов- цвета.

Материалы: несколько наборов «Волшебных мячиков», схемы с заданием (карточки с маленькими облаками), поле для выполнения задания (большое облако).с пустыми круглыми проемами.

Проведение игры.

Посмотри на наше облако. Что с ним не так? Верно, оно прохудилось, давай мы с тобой сделаем его волшебным, добавим ему немного цвета. (В начале игры, советую разрешить малышу самостоятельно заполнить поле.)  Затем предъявляются карточки-схемы и добавляется инструкция: вверху ряда, внизу ряда, в середине ряда – выложи как на схеме.

«Веселая гусеница».

Цель: развитие внимания, памяти, пространственного гнозиса, различения сенсорных эталонов- цвета, счет.

Материалы: несколько наборов «Волшебных мячиков», схемы с заданием (карточки ), поле для выполнения задания гусеница, с пустыми круглыми проемами.

Ход игры.

Педагог предлагает детям рассмотреть карточки-гусеницы. Что с ними не так? Давайте поможем гусенице стать красивой. Нарядим ее в разноцветные шарики. Посмотрите на схему, выложите так же.

Игра «Ладушки».

Вначале игры хлопаем в обе ладоши, затем по очереди левой и правой. Когда ребенок усвоил эти движения добавляем мяч.  Далее усложняем ход игры - при каждом соприкосновении обмениваемся мячиками, передавая их друг другу. Упражнение проигрывать возможно сопровождая стихотворением, тем самым развиваем еще одну регуляторную функцию – речь.

Игра «Лягушка-хохотушка».

Цель: развитие взаимодействия с ребенком- налаживание контакта, развитие ВПФ: памяти, активного внимания, межполушарного взаимодействия, моторики рук.

Материалы: Мячики Фребеля по количеству пар детей

Ход игры.

Рассаживаем детей в пары сначала учим их  передавать мяч из рук в руки, повторяем несколько раз. Усложняем задание: перекрещиваем руки, во время передачи мяча. И добавляем речитатив:

Лягушка-хохотушка

Весёлая лягушка чечётку танцевала
И пузыри пускала по вечерам в реке.
Днём она смеялась, шутила, кувыркалась
И даже умудрялась стоять на голове.

Игры с мячом  Фребеля для развития навыков саморегуляции.

Для развития навыков саморегуляции возможно использовать различные психологические игры. «Беги –стоп», «Солнце и дождь» и многие другие.

Но есть игры с мячом, которые очень часто я использую когда необходимо помочь ребенку, быстро усвоить навыки саморегуляции.

Игра «День –ночь».

Цель: развитие навыков саморегуляции.

Индивидуально.

Я буду читать тебе стихотворение,  рассказ, сказку, а ты  каждый раз, когда услышишь слово «день» или слово «ночь» подкидывай мяч вверх.

В группе.

Возможно играть в эту игру и в группе, только тогда разбиваем детей на пары, и каждому из них даем по мячику. Каждый раз когда вы услышите слово «день» или слово «ночь» обменивайтесь мячами. Я для этой игры использую  «Дары Фрёбеля» - вязаные мячики. Для первоначальной игры используем короткие рассказы и стихи,  счасто встречающимися словами-активаторами, далее усложняем и все реже даем слова-активаторы. Таким образом увеличивая время – (Выдержку).

Литература

1.Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».2019

2. Мухаматулина Е., Михеева Н. «Попробуй повтори! Нейропсихологическая игра», Издательство: Генезис, 2021 год.

3. Баум Х. «Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха.», Издательство Теревинф, 2020 г., с.-144.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры в адаптационный период с детьми 2-3х лет

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мам...

«ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Рекомендации педагогам работающим с детьми младшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации "Игры в адаптационный период с детьми 2 - 3 лет"

Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых...

НОД во 2 младшей группе с использованием «Даров Фребеля» Тема: «Волшебная страна»

Занятие во 2 младшей группе с использованием "Даров Фрбеля"...

Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста «Игра-помощник» (2-3 года).

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю....

Познавательное развитие с Дарами Фребеля

Познавательное развитие с Дарами Фребеля...

Консультация для родителей "Игры для детей раннего возраста по технологии Дары Фребеля"

Фридрих Фрёбель признал, что мяч - это первая и любимая игрушка младенцев. Он легкий и простой для захвата и удержания. Ребёнок формирует свои первые впечатления о физическом мире во время игры -...