«Граттаж - одна из техник Изотерапии»
методическая разработка по психологии

Мастер -класс на тему "Граттаж-одна из техник Изотерапии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grattazh.docx96.16 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Админ\Desktop\СТЕНДЫ\ГВОЗДИЧКА ЭМБЛЕМА\ЭМБЛЕМА 37-min.png

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад компенсирующего вида №37 «Гвоздичка» Муниципального

образования городской округ Симферополь

 Республики Крым

 «Граттаж -  одна из техник Изотерапии»

Составитель:

педагог-психолог

Шереметьева Елена Валериевна

г. Симферополь, 2023 г.

Арт-терапия — это самостоятельная область теоретических знаний и практической работы, которая имеет собственный научный «язык» — понятийный аппарат.

Арт-терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году. Прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством. Основная цель арт - терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребѐнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.

Арт-терапия – упражнения для детей – это:

  • знакомство со своим внутренним «я»;
  • формирование представления о себе, как о личности; создание позитивного самовосприятия;
  • обучение выражению своих чувств и эмоций; снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности.

Наиболее часто к методу арт-терапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. У такого человека нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир, как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Влиять на такую ситуацию можно по-разному.

Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь ребенку побороть робость, развеять страхи, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми.

Арт-терапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознании. Каждое упражнение, снимая маски и зажимы, возвращает вас к сути, к корням, к сердцу, к первопричинам.

Преимущества метода арт-терапии в том, что он:

  • предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере: рисование, живопись, лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
  • ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;
  • позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми;
  • помогает укрепить взаимоотношения между участниками;
  • способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
  • развивает и усиливает внимание к чувствам;
  • усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.

Одним из видов арт – терапии является изотерапия – коррекция изобразительным искусством.

ИЗОТЕРАПИЯ

  • психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства;
  • опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях;
  • создаѐт благоприятные условия для эмоционально – личностного развития ребѐнка.

В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие является важнейшим достижением в развитии личности, поэтому эмоциональное раскрепощение в процессе художественного творчества особенно актуально для детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ, помимо трудностей в интеллектуальном развитии, испытываю трудности в выражении своих чувств. Эти дети чаще замкнуты, эмоционально неустойчивы и двигательно- расторможены.

Граттаж — это метод выполнение рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции.

Граттаж техника рисования очень необычная. Имеет эффект арт-терапии для тех деток, которые любят делать рисунки черным цветом. Граттаж позволяет снять напряжение и перевести акценты в позитивное русло. Линии оживают, приобретают характер, малыш учится руководить толщиной и нажимом при рисовании. Ребенок не просто рисует, он развивает свое мышление, включается творческий анализ.

Рисование в технике граттаж приносит массу пользы дошкольникам:

1.        Развиваются мелкая моторика и зрительно-моторная координация.

2.        Совершенствуется умение применять графические средства выразительности для передачи желаемого образа: линии, штрихи, контраст.

3.        Активно развивается фантазия.

4.        Ребёнок чувствует себя смелее, раскованнее, имеет большую свободу для самовыражения.

Если нужно подготовить ребенка к школе, граттаж - техника рисования, которая больше всего способствует этому. Она сначала помогает расслабиться через цвет, затем снять зажимы через черный, и в итоге рука ребенка привыкает делать мелкие внимательные движения, процарапывая рисунок.

Процесс творчества данным способом поднимает самооценку малыша. Если какой-то предмет или объект у него не очень хорошо получается при традиционном рисовании, то композиция в технике граттаж в любом случае получится красивой и оригинальной. Дошкольник начинает верить в свои возможности.

Для рисования в технике граттаж дошкольникам предоставляются определённые материалы:

1.        Основа — достаточно плотная бумага (чтобы инструмент её не прорезал). Можно взять картон, в том числе цветной.

2.        Для покрытия основы: восковые свечи, восковые мелки, гуашь или тушь (обычно чёрная, но также можно использовать другие тёмные тона — синий, фиолетовый, коричневый).

3.        Жидкое мыло, клей ПВА или моющее средство (для добавления в гуашь).

4.        Губка или широкая кисть для закрашивания основы гуашью.

5.        Острый инструмент для процарапывания изображения: зубочистка, стека, использованный стержень от шариковой ручки, заострённая деревянная палочка, пластиковая вилка и пр.

6.        Сухая тряпочка для того, чтобы аккуратно убрать остатки воска после прорисовки.

Техника выполнения

  • Выбираем тему рисунка;
  • Наносим на лист бумаги восковые мелки (пройти по листу 3,4 раза);
  • Тонируем гуашью ещё раз лист бумаги, чтобы был контраст;
  • После того, как лист высох, приступаем к процарапыванию.

         Данная технике позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техники изотерапии для работы со слабовидящими детьми

Техники изотерапии для работы со слабовидящими детьми1. «Пальцевая живопись». Изображать сюжеты-картинки можно не только кистью и карандашом, но и поролоном, ватой, тканью (плоской или свернутой в тру...

Граттаж - одна из техник Изотерапии

Граттаж техника рисования очень необычная. Имеет эффект арт-терапии для тех деток, которые любят делать рисунки черным цветом. Граттаж позволяет снять напряжение и перевести акценты в позитивное русло...

Виды техник Изотерапии

Изотерапия как метод психологической коррекции – одно из самых популярных направлений арт-терапии. Ее суть – использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтически...

Мастер-класс для педагогов «Применение техник изотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов  «Применение техник изотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Цель: повышение профессионального мастерства педагогов и психологов пос...