Сказкотерапия - как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
консультация по психологии

Инна Владимировна Столярова

Как сказка находит применение в разных областях работы с детьми в ДОУ, а особенно с детьми, имеющими нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoter.odt203.56 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКОТЕРАПИЯ —

как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Пусть сказка – вымысел и ложь,
Но здесь прочтете между строк,
Что в жизнь уверенно войдешь
Лишь через школьный ты порог.
Прозрачным солнечным лучом
Проложится твой путь на свете,
И жизнь основана на чем,
Поймешь, проснувшись на рассвете!

     На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики: развитие всесторонней личности ребенка.

Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

    Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, а особенно с детьми, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему развития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

   Очень важно, чтобы дома родители читали детям сказки. Ведь в них дети находят частичку своей души, ситуации из своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебные сказки, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Выделяют следующие типы сказок:

1. Дидактические сказки  - они преподносят новые знания; могут содержать учебное задание, которое должен выполнить ребенок.

2. Медитативные сказки — они нацелены на создание какого-то эмоционального состояния (релаксации).

3. Психокоррекционные сказки — они создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.

4. Психотерапевтические сказки - имеют обращение к глубинному Я ребенка; стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям; оказание психологической поддержки и избавление от страданий, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой.

5. Психологические сказки — они оказывают влияние на личностное развитие путем помощи в осознании своих особенностей.

   При использовании сказкотерапии в ДОУ создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.

   Умственное развитие детей дошкольного возраста характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка — это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

   Существуют определённые формы работы в сказкотерапии:

- знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

- эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Всё это позволяет узнать, как дети поняли суть сказки.

   Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – поможет детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

   Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

   Процесс сказкотерапии не должен ограничиваться чтением сказки. Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проанализировать, сделать выводы по ее содержанию. Сказки должны соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.

    Сказка – это уникальное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент для формирования его психического развития. Форма сказки является наиболее доступной формой восприятия дошкольниками. Обучение по сказкам существует с давних пор. Сейчас это отдельное самостоятельное направление практической психологии – сказкотерапия, в котором используются методы в области воспитания, образования, коррекции поведения и профилактики психологических отклонений детей посредством работы со сказкой.

Если объединить разные методы и приёмы, а также предметную среду, общение, всё это  будет являться внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников.

   Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.

     У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов. И конечно, расширяется словарный запас.

    В целом полученные в ходе исследования данные, свидетельствуют об эффективности предлагаемых в работе педагогических условий, а также комплекса методов и приемов сказкотерапии - как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Актуальность«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение...

План по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии  для...

Творческая работа «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Творческая работа «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» ...

План по самообразованию педагога Тема: «Сказкотерапия, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».

Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических от...