Сказкотерапия - как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
консультация по психологии
Как сказка находит применение в разных областях работы с детьми в ДОУ, а особенно с детьми, имеющими нарушения речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 203.56 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗКОТЕРАПИЯ —
как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
Пусть сказка – вымысел и ложь,
Но здесь прочтете между строк,
Что в жизнь уверенно войдешь
Лишь через школьный ты порог.
Прозрачным солнечным лучом
Проложится твой путь на свете,
И жизнь основана на чем,
Поймешь, проснувшись на рассвете!
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики: развитие всесторонней личности ребенка.
Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, а особенно с детьми, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему развития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Очень важно, чтобы дома родители читали детям сказки. Ведь в них дети находят частичку своей души, ситуации из своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебные сказки, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Выделяют следующие типы сказок:
1. Дидактические сказки - они преподносят новые знания; могут содержать учебное задание, которое должен выполнить ребенок.
2. Медитативные сказки — они нацелены на создание какого-то эмоционального состояния (релаксации).
3. Психокоррекционные сказки — они создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.
4. Психотерапевтические сказки - имеют обращение к глубинному Я ребенка; стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям; оказание психологической поддержки и избавление от страданий, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой.
5. Психологические сказки — они оказывают влияние на личностное развитие путем помощи в осознании своих особенностей.
При использовании сказкотерапии в ДОУ создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.
Умственное развитие детей дошкольного возраста характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка — это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
Существуют определённые формы работы в сказкотерапии:
- знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
- эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Всё это позволяет узнать, как дети поняли суть сказки.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – поможет детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Процесс сказкотерапии не должен ограничиваться чтением сказки. Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проанализировать, сделать выводы по ее содержанию. Сказки должны соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.
Сказка – это уникальное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент для формирования его психического развития. Форма сказки является наиболее доступной формой восприятия дошкольниками. Обучение по сказкам существует с давних пор. Сейчас это отдельное самостоятельное направление практической психологии – сказкотерапия, в котором используются методы в области воспитания, образования, коррекции поведения и профилактики психологических отклонений детей посредством работы со сказкой.
Если объединить разные методы и приёмы, а также предметную среду, общение, всё это будет являться внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников.
Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов. И конечно, расширяется словарный запас.
В целом полученные в ходе исследования данные, свидетельствуют об эффективности предлагаемых в работе педагогических условий, а также комплекса методов и приемов сказкотерапии - как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/28/picture-899725-1488272582.jpg)
«Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Актуальность«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/11/picture-790646-1481449732.jpg)
Индивидуальный план по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Целью работы является изучение применения сказкотерапии в работе с детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/10/picture-1308705-1612977503.jpg)
План по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии для...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/23/picture-1221937-1582479292.jpg)
План по самообразованию: "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
план по самообразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/19/picture-1315958-1613696310.jpg)
«Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
План по самообразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/17/picture-1346184-1634490980.jpg)
Творческая работа «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Творческая работа «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/03/picture-1195338-1575363333.jpg)
План по самообразованию педагога Тема: «Сказкотерапия, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».
Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических от...