Индивидуальный план по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
материал (старшая группа)

Шаповалова Татьяна Анатольевна

Целью  работы является изучение применения сказкотерапии в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план по самообразованию воспитателей

МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска

Шаповаловой Татьяны Анатольевны

на 2020-2021 учебный год

Тема: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Актуальность

Чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку. Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. В таких случаях и может помочь сказкотерапия.

Работа по сказкотерапии может дать хорошие результаты. Дошкольники учатся думать, уважать мнение сверстников и прислушиваться к нему, учатся вставать на место другого и видеть мир с разных сторон. Воспитанники становятся более раскованные, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Дети учатся фантазировать, сами организовывают игры со сказками, их речь становиться образной, выразительной. 

Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.

Цель: 

Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

-изучить и внедрить в практику новые формы, методы и приемы работы, в частности саказкотерапии;

-создать необходимые условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления;

-помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;

-содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их речевого развития: содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;

-снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

-воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

Список литературы:

  1. Вачков И.В. «Введение в сказкотерапию», — М. Генезис. 2011 г.
  2. Гнездилов В. «Авторская сказкотерапия», СПб.: Речь, 2004
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Тренинг по сказкотерапии» /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Формы и методы работы со сказками», - СПб.: Речь
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии»
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Основы сказкотерапии»
  7. Карпов А. «Мудрые зайцы или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки» 
  8. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», – Екатеринбург,2004.
  9. Михайлова А.Я. «Современный ребенок и сказка: проблемы диалога», – М., 2002.
  10. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры», - М., 2002.
  11. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок»,- СПб., 2001.
  12. Сакович  Н.А. "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
  13.  Сертакова Н.М. «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми»

Перспективный план работы на 2020-2021 учебный год.

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Формы работы

Практические выходы

I.Диагностический

1.Анализ затруднений.

2.Постановка проблемы.

3.Изучение и анализ  методической литературы, методик и технологий педагогов в Интернете по проблеме и имеющегося опыта.

В течение года

Участие в мероприятиях по ознакомлению с опытом коллег.

II.Прогностический

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

Сентябрь

Анкетирование, опрос родителей.

Планирование деятельности с детьми, родителями, коллегами по теме.

Анализ анкет

III.Практический

1.Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

4.Корректировка работы.

5.Обсуждение с родителями реализации проекта «Детская библиотека в старшей группе детского сада»

В течение года

Осуществление запланированных мероприятий:

1.Родительские собрания-студии, консультации, мастер-классы

2. Участие родителей в реализации проекта

«Детская библиотека в старшей группе детского сада»

3.Пополнение РППС группы

1.Паспорт проекта «Детская библиотека в старшей группе детского сада»

2.Создание ППРС группы по темам проекта и  самообразования

3.Картотека методической литературы по теме самообразования

IV.Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы по теме.

3. Представление материалов

Апрель-май

Анализ проведенной работы.

Динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей.

День открытых дверей для родителей

V.Внедренческий

1.Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение опыта.

В течении года

Представление опыта для педагогического сообщества (ДОУ, города, сайт группы.)

Информация на сайте группы, мини-сайта педагога

Планируемые результаты:

- Установление психологического комфорта в коллективе.

- Формирование у детей познавательного интереса.

- Развитие связной монологической, диалогической речи.

-Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.

 - Развитие творческого воображения, мышления.

- Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.

- Овладение навыками взаимоотношения с миром