Консультация для родителей Коммуникация
консультация

Щербонос Мария Геннадьевна

Что такое коммуникация, язык и речь?

Рассмотрим основные понятия:

Коммуникация – это процесс получения и передачи информации, которому дети учатся через процесс взаимодействия с другими (взрослыми и сверстниками).

Передача информации может производиться разными путями, например, младенцы используют досимвольные системы передачи сообщений, хорошо считываемые знаки, которые интерпретируют ухаживающие взрослые.

Затем постепенно начинают осваивать «конкретные» символы (например, протягивают бутылочку, чтобы попросить пить, показывают на картинку или предмет) – это символы, физически напоминающие объект, который обозначают, а также начинают понимать и использовать символы, называющиеся «абстрактными», физически не связанные с объектом или явлением. Такими абстрактными символами являются для нас слова, устные и письменные, жесты.

Язык – это система символов, средств и правил обмена информацией, принятая и используемая в обществе. Так ребенок, отреагировавший на просьбу «принеси мне машинку» уже хорошо ориентируется в языковой системе, которую используют его родители.

Речь – проявление и функционирование языка, средство общения. Например, мы можем использовать устную речь для коммуникации (используя при этом голос, дыхание, верно спланированную артикуляцию), жестовую речь (используя движения тела и рук), письменную речь (используя бумагу, ручку или клавиатуру, наши физические способности к письму).

Таким образом, пока еще ребенок не освоил правила языка и не сформировал речевые навыки, он использует более простые средства для передачи информации, учится считывать и анализировать наши сигналы, но при этом никогда не перестает вступать в коммуникацию с другими людьми доступным для него образом.

У детей раннего возраста пока что может быть не так хорошо развита речь, но при этом они уже активно исследуют и ориентируются в значениях символов, могут достаточно хорошо понимать язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikatsiya.docx370.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Коммуникация»

1. Что такое коммуникация, язык и речь?

Рассмотрим основные понятия:

Коммуникация – это процесс получения и передачи информации, которому дети учатся через процесс взаимодействия с другими (взрослыми и сверстниками).

Передача информации может производиться разными путями, например, младенцы используют досимвольные системы передачи сообщений, хорошо считываемые знаки, которые интерпретируют ухаживающие взрослые.

Затем постепенно начинают осваивать «конкретные» символы (например, протягивают бутылочку, чтобы попросить пить, показывают на картинку или предмет) – это символы, физически напоминающие объект, который обозначают, а также начинают понимать и использовать символы, называющиеся «абстрактными», физически не связанные с объектом или явлением. Такими абстрактными символами являются для нас слова, устные и письменные, жесты.

Язык – это система символов, средств и правил обмена информацией, принятая и используемая в обществе. Так ребенок, отреагировавший на просьбу «принеси мне машинку» уже хорошо ориентируется в языковой системе, которую используют его родители.

Речь – проявление и функционирование языка, средство общения. Например, мы можем использовать устную речь для коммуникации (используя при этом голос, дыхание, верно спланированную артикуляцию), жестовую речь (используя движения тела и рук), письменную речь (используя бумагу, ручку или клавиатуру, наши физические способности к письму).

Таким образом, пока еще ребенок не освоил правила языка и не сформировал речевые навыки, он использует более простые средства для передачи информации, учится считывать и анализировать наши сигналы, но при этом никогда не перестает вступать в коммуникацию с другими людьми доступным для него образом.

У детей раннего возраста пока что может быть не так хорошо развита речь, но при этом они уже активно исследуют и ориентируются в значениях символов, могут достаточно хорошо понимать язык.

2. Какую роль в коммуникации играют функции  и структуры организма?

Возможности ребенка успешно участвовать в коммуникации будут напрямую зависеть от сохранности функций и структур организма, таких, как специфические умственные функции: память, внимание, мышление, восприятие, психомоторные функции и функции эмоций.

На возможность жестикулировать и использовать движения для общения будут оказывать влияние двигательные функции и сохранность структур организма, участвующих в совершении движений.

На освоение языка будут оказывать влияние умственные функции речи: восприятие языка и выражение посредством языка, усвоение грамматических структур.

На возможности речевого продуцирования будут влиять как сенсорные функции - зрение, слух, так и функции голоса и речи - артикуляция, беглость и ритм, возможность продуцировать различные звуки.

Необходимо опираться на знания об особенностях функционирования каждого конкретного ребенка для подбора средств, которые упростят ему возможность вступать в коммуникацию с другими людьми.

Задача специалиста ранней помощи – помощь ребенку в увеличении его активности во взаимодействии с окружающими людьми с учетом имеющихся у него особенностей функций и структур организма, и обучении родителей поддерживать и развивать эту активность. Поэтому далее мы сосредоточимся на умениях, которые шаг за шагом осваивает ребенок в процессе коммуникативного развития.

3. Что такое пред коммуникативные умения?

Говоря о детях раннего возраста, следует обратить отдельное внимание на формирование базовых пред коммуникативных умений, которые лежат в основе КОММУНИКАЦИИ:

Интерес и внимание к другому человеку, его речи, общению и игре с ним

С самого момента рождения присутствие рядом другого человека, его голос и прикосновения, улыбка на лице взрослого связываются с безопасностью и удовлетворением потребностей. Ребенок учится реагировать на нахождение взрослого рядом, активно изучает лицо и глаза, интонации собеседника

Способность к совместному вниманию с другим человеком

Благодаря взрослому, находящемуся рядом, ребенок начинает осваивать окружающий его мир явлений и предметов. Взрослый обращает внимание на игрушки и события, сообщает о действиях, которые будет совершать с ребенком, показывает новые предметы и говорит о них. Реагируя на эти сигналы, ребенок получает новую информацию и одобрение со стороны взрослого.

Распознавание выражений лица партнера по коммуникации

Считывание невербальных сигналов очень важно для безопасности самого ребенка, а также для выстраивания первых социальных отношений. Ребенок начинает ориентироваться на состояние ухаживающего взрослого: сердится или напуган, доволен и расположен к совместной игре. В новых ситуациях ребенок начинает ориентироваться на выражение лица взрослого, чтобы понять, одобряет ли взрослый его действия или нет, а также учится самостоятельно использовать выражения лица для сообщения о своих состояниях и потребностях.

Проявление намеренности и направленности в коммуникации

Ненаправленное поведение (плач, связанный с дискомфортом) постепенно заменяется более осознанным и направленным на другого человека (например, гуление, когда взрослый рядом, плач, когда взрослый кладет ребенка с рук в кроватку). Формы такого поведения со временем усложняются и становятся более намеренными (например, ребенок может произнести сочетание звуков, чтобы попросить о конкретном предмете),а коммуникация становится более направленной (например, ребенку нравится, когда его берет на руки мама, а не бабушка)

Подражание движениям, звукам, словам во время коммуникации с другим человеком

Теория зеркальных нейронов поддерживает идею о том, что младенец может непроизвольно копировать мимику вслед за взрослым с первых минут рождения. Копирование действительно является для ребенка основным способом научения, который ребенок осваивает достаточно рано, с возрастом формы копирования становятся все более сложными и разнообразными

Соблюдение очередности в процессе коммуникации

Самой простой формой разговора для ребенка раннего возраста будут действия, которые он совершает по очереди с ухаживающим взрослым. Этому способствует чуткость взрослого, который копирует звуки, движения, мимику за ребенком, а ребенок привыкает ожидать своего «хода» и ждать реакции на свои действия

Участие в совместных играх на взаимодействие с другим человеком

Пока еще младенец не переключился на освоение мира предметов, основным источником информации и новых эмоций для него служит другой человек. Первые совместные игры, которые он осваивает, будут игры с его телом, игры «лицом к лицу». Затем в такие игры будут включены предметы, однако неотъемлемой частью такой игры будет реакция и эмоции собеседника

4. Области коммуникации.

Получение и понимание вербальных сообщений – это понимание ребенком значения слов, фраз и более длинных выражений устной речи

В качестве самого простого примера понимания вербальных сообщений можно считать реакцию на имя (ребенок поворачивается в сторону взрослого), либо реакцию на запрет (ребенок прекращает действие и смотрит на взрослого, либо расстраивается).

Более сложным примером будет различение названий действий или предметов, когда мама говорит: «Идем кушать» - ребенок идет на кухню, «Дай машинку» - дает конкретный предмет.

Затем ребенок начинает ориентироваться в цепочках действий, например, «сначала собери игрушки, потом пойдем гулять», различает отношения предметов, свойства, воспринимает на слух грамматические конструкции.

Вербальная форма передачи сообщений является наиболее привычным способом обмена информацией между людьми. Однако при нарушении структур и функций, связанных с получением и обработкой звуковых сигналов (например, нарушение слуха) мы можем помочь ребенку начать лучше ориентироваться в наших обращениях, подключив к вербальным сигналам невербальные.

Получение и понимание невербальных сообщений – это понимание сообщений, передаваемых с помощью жестов, символов и рисунков, взгляда, мимики, телодвижений.  

Например, ребенок понимает, что нужно отдать предмет взрослому, если тот протягивает открытую ладонь.

Ребенок останавливает деятельность, если видит строгое выражение лица взрослого, либо жест рукой «нельзя».

Ребенок понимает, когда с ним здороваются или прощаться, делая социальный жест «привет/пока»

Также может различать себя или близких взрослых на фотографиях, или различать в сказках персонажей «папа-медведь», «мама-медведица» по характерным признакам.

Передача вербальных сообщений – это произнесение направленных на другого человека вокализаций, слов, фраз и более длинных выражений устной речи, создание простых и сложных сообщений с прямым и подразумеваемым значением с целью изменить его поведение (получить ответ, получить предмет, остановить воздействие и прочее)

Наиболее простые приемы составления вербальных сообщений – использование отдельных слов и вокализаций: называние предмета, чтобы его получить, направленная вокализация «ма-ма-ма», чтобы привлечь внимание, устное извещение о факте, когда внимание ребенка привлекает какой-то предмет или событие и он называет его (би-би, ав-ав и т.д.)

Более сложные - использование фраз и составление рассказа, объединяющего в себе несколько сложных высказываний (например, «мы сегодня съели суп, а потом легли спать»)

В освоении умений передавать вербальные сообщения у детей, имеющих нарушения в структуре умственных функций, либо функций голоса и речи могут возникать явные трудности.

Однако, для поддержания стремления ребенка вступать в коммуникацию и для предотвращения вторичных коммуникативных нарушений мы можем помочь ему дополнить вербальную коммуникацию разнообразными невербальными сигналами, понятными окружающим.

Передача невербальных сообщений – это составление и изложение сообщений в невербальной форме. Использование взгляда, мимики, интонации, движений тела, жестов, символов и рисунков для передачи сообщений, а также жестикулирование; подача знаков, использование символов, рисунков и фотографий.

Каждый из нас использует общепринятые невербальные сообщения (пожать плечами, покачать головой в знак отрицания).

Дети достаточно рано начинают осваивать невербальную коммуникацию, например, использовать указательный жест, либо жест «дай» или указывать на картинку, чтобы взрослый назвал изображенный предмет. Часть из «малышкового» репертуара знаков и символов уходит и заменяется вербальными сигналами, а часть остается с нами на всю жизнь.

Разговор – это начало, поддержание и окончание коммуникации, осуществляемой посредством устной или других форм языка, с одним или несколькими людьми.

Разговор начинается тогда, когда один человек задумывает сообщить что-то другому. Затем он выбирает какие средства будет при этом использовать, в каком порядке их выстраивать. После этого один партнер по коммуникации посылает сообщение выбранным способом, а задача второго партнера – это сообщение получить, правильным образом обработать и понять его, решить, будет ли на такое сообщение ответ и в какой форме его лучше давать. Это называется коммуникативным циклом.

В раннем возрасте ребенок также готов участвовать в разговоре, но успешность этого разговора и равноценность партнеров зависит во многом от взрослого, от того, насколько чутко он готов подобрать сигналы для своего сообщения, насколько внимательно готов наблюдать за реакциями ребенка, насколько много ждать и давать ребенку время для ответа.

В качестве средств в разговоре используются вербальные (устная речь), а также невербальные сигналы (визуальные образы, звуки, интонации, жесты, мимика, позы, взгляд, телодвижения и т.д. и др.), технические средства, символы и знаки. Кроме того, используется сочетание невербальных сигналов одновременно со словами.

Рассмотрите рисунок, иллюстрирующий коммуникативный цикл, обратите внимание на все этапы цикла:

Разберем несколько примеров коммуникативного цикла:

Полный коммуникативный цикл.

На вопрос педагога: Привет, как дела? – ребенок смотрит на взрослого и показывает жест «класс».

Или

Ребенок тянет ручки к маме, мама берет его на руки, ребенок улыбается.

Неполный коммуникативный цикл.

На вопрос педагога: Привет, как дела? – ребенок проходит мимо.

Или

Ребенок тянет ручки к маме. Мама не обращает на ребенка внимание, ребенок переключается на игрушки.

Повторяющийся коммуникативный цикл.

Ребенок указывает на картинку в книге, произносит «эть?» и вопросительно смотрит на взрослого, взрослый отвечает «овечка», ребенок указывает на ту же овечку и снова спрашивает «эть?», получает ответ взрослого.

 Посмотрите видео, иллюстрирующее повторяющийся коммуникативный цикл:

Несколько коммуникативных циклов.

Привет, как дела? – ребенок смотрит на взрослого и показывает жест «класс». Ребенок указывает на горку – педагог говорит: «идем кататься!»

Посмотрите видео с несколькими коммуникативными циклами:

5. Какие существуют мотивы коммуникации?

Действительно, зачем ребенку общаться, каковы его мотивы, чтобы вступать или поддерживать коммуникацию с другим человеком? Существует множество различных ситуаций, в которых ребенок с большой вовлеченностью участвует в процессе коммуникации, обращается к взрослому, выполняет его требования или отвечает на его сигналы:

  • Взрослый несколько раз спрашивает, как звучит то или иное животное, а ребенок регулярно ему отвечает, получая похвалу
  • Взрослый просит показать предмет в книжке, и ребенок показывает все предметы по очереди, а взрослый радуется и хвалит его
  • Ребенок регулярно привлекает внимание взрослого к объектам на улице, а взрослый их называет, предоставляя ему новые знаний и опыт
  • Ребенок регулярно подводит взрослого к шкафу с угощениями и просит их
  • Ребенок ударился и подходит к взрослому, чтобы его пожалели

Выделяют пять основных мотивов коммуникации:

Просьба: попросить продолжить игру или действие; попросить начать новое действие; попросить новый предмет; попросить отсутствующие предметы и т.д. Например, ребенок указывает на предмет, чтобы получить его; протягивает руки, чтобы его покружили; произносит «би-би», чтобы получить машинку.

Отказ: выразить неудовольствие, протест, несогласие, отказаться. Например, ребенок отворачивается, когда мама подносит ложку с кашей ко рту; отстраняет рукой предмет, если не хочет играть; произносит «нет» и качает головой в ответ на вопрос взрослого.

Согласие: выразить готовность что-то делать. Например, играть со взрослым или готовность играть с определенным предметом, читать предлагаемую книжку; ребенок улыбается и подходит к взрослому, когда слышит знакомый стишок; произносит «да» и кивает головой в ответ на вопрос взрослого.

Поделиться информацией: ответить на вопрос, задать вопрос, комментировать, рассказать, уточнить и т.д. Например, ребенок показывает взрослому предмет, как будто, сообщая «посмотри, что у меня есть»; указывает на предмет, чтобы взрослый его назвал; рассматривает вместе с взрослым картинки в книжке, по очереди озвучивая и называя их.

Социальное взаимодействие: привлечь внимание к себе, к явлению, к предмету, к другому человеку; демонстрировать эмоции и чувства; приветствовать и прощаться; предлагать взаимодействие, предметы; делиться и т.д., например, ребенок привлекает внимание вокализацией, чтобы взрослый посмотрел на него и радуется, когда взрослый улыбается; играет с взрослым в ку-ку, отвечая вокализациями и движениями; подходит и протягивает руку/ногу, чтобы взрослый пожалел, если ударился.

Ребенок будет мотивирован общаться с другим человеком в том случае, если его мотивы к общению будут регулярно приводить к желаемому результату.

Если же ребенок регулярно терпит неудачу, например, не получил предмет после того, как попросил; неприятная активность продолжилась после того, как он выразил неудовольствие; не получил информации от взрослого, когда обратился к нему; не получил внимания, когда оно было необходимо, - частота обращений к взрослому будет резко сокращаться, как и частота ответов на наши сигналы в адрес ребенка.

Таким образом, сегодня вы узнали, что такое коммуникация, язык и речь; какую роль в коммуникации играют функции и структуры организма; что такое предкоммуникативные умения; какие 3 основные области включает в себя раздел d3 и какова роль мотивации в процессе коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме « Коммуникация».

Даны рекомендации по формированию и развитию речи дошкольников. Отмечены основные виды нарушений речи....

Консультация для родителей "Простые правила общения родителей с детьми (или чтобы коммуникация состоялась)"

Каждый опыт поучителен и даёт какие-то размышления...     Летом, работая с детьми, наблюдала разные модели взаимоотношений родителей и детей....

консультация "Развитие невербальной коммуникации"

     Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими. У них обнаруживаются...

Консультация для родителей "Использование метода альтернативной коммуникации при помощи карточек «PECS» для развития навыков общения у неговорящих детей"

Представляю вашему вниманию метода альтернативной коммуникации при помощи карточек PECS для детей с РАС...

Памятка для родителей «Коммуникация с детьми старшего дошкольного возраста»

Старший дошкольный возраст - это удивительное время, когда дети активно осваивают мир вокруг себя, строят свои отношения и начинают обучение. Важно уметь эффективно общаться с ними, чтобы поддерживать...