Психологическая готовность детей к школе
консультация по психологии (подготовительная группа)

Семенютина Лариса Юрьевна

В консультации отображены основные параметры психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет – это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.

Эмоциональная зрелость – это ослабление непосредственных импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.

Социальная зрелость – потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.

Дорогие друзья! В вашей семье растет ребенок и близится то время, когда он пойдет в школу. Это важное событие в жизни вашей семьи, которое коснется всех ее членов, но самое главное – изменится ваш ребенок. Постоянно развивающийся, радующий и огорчающий вас, он перейдет очередной рубеж – станет школьником.

Чем важен этот момент для ребенка и как к нему готовиться? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте сосредоточимся  и вспомним тот день, когда мы пошли в первый раз в первый класс. А теперь, когда вы вспомнили, что не всегда были взрослыми, постарайтесь ответить на некоторые вопросы.

Тест:

  1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
  2. Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать других детей.
  3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка.
  4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.
  6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, писать, считать.
  7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
  8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
  9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
  10.  Мой ребенок не любит ходить в детский сад и даже ненадолго расставаться с матерью.
  11.  Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
  12.  Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
  13.  Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
  14.  Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.
  15.  Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»

До 4 баллов – у вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября – по крайней мере, вы сами вполне готовы к школьной жизни.

5-10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.

10 баллов и более – было бы неплохо обратиться к психологу за консультацией.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребенок общаться с другими детьми.

3 – сложности, связанные со здоровьем ребенка, есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

4 – есть опасения, что ребенок е найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетно-ролевые игры.

5 – ребенок слишком привязан к матери. Полезно поиграть в школу.

Этот краткий тест дает представление о тех типичных психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого нужно быть уверенными, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе.

Как бы парадоксально это ни звучало, но чаще всего школы боятся совсем не дети, а их родители. Ну а как же по-другому, ведь дети-то пока не знают ничего о школе, а у родителей осталось много воспоминаний  о страшных классных руководителях, строгих учителях, вредных одноклассниках, невкусных завтраках в школьном буфете и огромных домашних заданиях. Иногда родители так хорошо это помнят, что начинают невольно или намеренно пугать своего малыша, повышая тем самым его тревожность, вселяя в него неуверенность в себе.

Иногда родители это делают действительно, как им кажется, из-за глубокой заботы о своем ребенке. Рассказывая будущему первоклашке обо всех предстоящих трудностях – а ведь они точно будут, ведь взросление не бывает совсем уж беззаботным, - они и не предполагают, что тем самым проигрывают свои собственные страхи и тревоги.

Если вы хотите  помочь именно ребенку справиться с трудностями, то сосредоточьтесь не на проблемах, а на путях их решения. Идя путем решения проблем, а не их культивирования, и вы, и ваш ребенок перестанете видеть мир с его негативной стороны, перестанете ждать от него угрозы.

Уясните для себя одну простую истину: чтобы решить любую проблему – надо перестать воспринимать ситуацию как проблемную! Как это сделать? Просто! Вместо пугающей проблемной ситуации вам нужно увидеть ту ситуацию, которую вы хотите, приятную и комфортную, а затем сделать ее достижение своей задачей. Далее соберите необходимую информацию по теме, продумайте подробный план решения и воплотите его в жизнь! Все очень просто, надо просто взять и сделать, потому что, сидя и переживая, ничего не сделаешь. Не стоит сдаваться перед трудностями, управляйте своими страхами, не переносите их на своих детей, смотрите на мир с улыбкой, и мир обязательно ответит вам взаимностью, предложив наилучшее решение всех проблем.

Старайтесь сами всегда и во всем концентрироваться на позитивном. Обучите этому и своего ребенка. Заставить себя и научить ребенка мыслить позитивно – значит воспринимать неудачи как бесценный опыт, видеть в сложных ситуациях источник к самосовершенствованию, а в трагических – путь к успокоению и пониманию.

Позитивное мышление не является слепым оптимизмом и необоснованной верой в успех. Избегайте предлагать своему ребенку картину окружающего мира, написанную исключительно в розовых или черно-белых тонах. При позитивном мышлении вы воспринимаете мир и себя в нем реалистично. Научите ребенка честно оценивать свои возможности в каждой конкретной ситуации. Вселите в него веру в то, что при желании и старании он способен достичь всего, чего он захочет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность детей к школе

ВведениеСтарший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизио...

Статья Педагогические условия технологии формирования психологической готовности детей к школе

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить Под...

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Формирование психологической готовности детей к школе у детей 6-7 лет. Рекомендации для педагогов.

Педагогам предлагаются конкретные формы и методы работы с детьми по фомированию у них психологической готовности к обучению в школе....

буклет для родителей На пороге школы: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»

Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к Школе»В рекомендациях большинства школ о готовности ребёнка к 1-му классу приводятся несколько з...

Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"

Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...