Интегрированное занятие «Дети войны»
план-конспект занятия по психологии (младшая группа)

Скурковина Оксана Григорьевна

Формирование социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста через воспитание нравственных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_deti_voyny.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное  занятие «Дети войны»

по развитию эмоционального интеллекта

Вторая младшая группа

Цель: Формирование социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста через воспитание нравственных ценностей.

Задачи:

Коррекционно- образовательные: Познакомить дошкольников с жизнью детей во время войны. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Коррекционно- развивающие: развивать у детей способность использовать свои эмоции на благо себе и окружающим, умение распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему. 

Коррекционно- воспитательные: воспитывать нравственно -патриотические чувства, сопереживания и благодарности.

Методы: наглядный демонстрация видеоролика; показ фотографий, словесный по технологии ТРИЗ (проблемные вопросы, художественное слово).

Приемы: вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); беседа (после просмотра видеоролика).

Технологии: здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика), информационно-коммуникативная, личностно-ориентированное взаимодействие с детьми.

Оборудование: Презентация «Жизнь детей в военное время», украшенные окна, плакат 9 мая, портреты детей-героев ВОВ, флажки с эмоциями.

Активизация словаря:

Отечество, Родина, уверенность в себе, эмоции, мимика.

Предварительная работа:

- Поисковая работа.

- Создание презентации по теме интегрированного занятия.

- Подготовка оборудования.

- Подборка музыкального сопровождения и фрагментов из фильмов.

- Беседа «Знакомство с праздником».

- Чтение стихотворений на тему «Великая Отечественная Война. День Победы»:

- Если скажут слово Родина

- Что за праздник? (Н. Иванова)

- Победа (М. Познанская)

 -  пальчиковая гимнастика «Салют».

- Чтение с детьми «Рассказы о детях- героях Великой Отечественной войны», автор Шорыгина Т.А.

Ход занятия

I этап. Организационный. Ритуал приветствия.

- Ребята, я рада вас приветствовать на нашем занятии. Давайте для начала поделимся положительным зарядом друг с другом  (Дети стоят в кругу, держась за руки).

Мы – ребята дошколята,

В каждый день идем с добром.

Родиной своей гордимся,

Сердцем любим родной дом!

Сегодня, накануне праздника Дня Победы, мы будем говорить о Великой Отечественной войне и вы, ребята, узнаете о том, как жили дети во время войны, кому в те военные годы было совсем ещё немного лет.

II этап. Мотивационный. Разминка.

- Когда празднуется День Победы? (9 мая)

- Что это была за Победа? (победа в войне)

- Над кем была победа? (над фашистами)

- Как называют эту войну? (Великая Отечественная Война)

- А что такое Отечество? (отечество – это страна, в которой мы родились и живём, страна наших родителей – отцов матерей и наших предков).

- Каким словом можно еще назвать родную страну? (Родина, Отчизна).

- Великая Отечественная – называют войну потому, что весь народ встал на защиту своей страны. Война продолжалась долгие четыре года, погибли миллионы людей. Не было не одной семьи в нашей стране, которая бы не пострадала от войны. Все люди от мала до велика встали на защиту своей Родины. 4 года воевал с фашистами наш народ.

III этап. Практический. Основное содержание занятия.

Беседа по теме занятия.

Педагог-психолог читает стихотворение:

Война – не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война – не место для детей!

Ребёнку нужен тёплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И ёлочные огоньки,

С горы весёлое катанье.

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье.

- Ребята, как вы думаете, чем страшна война? (ответы детей)

- Кому тяжелее и страшнее всего приходилось на войне?

Много горя, страданий принесла война нашему народу, но особенно тяжело и страшно было детям. (Рассказ психолога сопровождается показом слайдов.)

Они гибли под бомбами, умирали от голода. Многие остались сиротами. У одних отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбёжек. Маленькие дети были в плену у фашистов. (слайд 1)

Но несмотря, ни на что, дети, в те военные тяжёлые годы старались помочь взрослым.

- Ребята, как вы думаете, чем могли помочь дети? (ответы детей)

Они вместе с мамами работали в поле, растили урожай овощей и хлеба, чтобы потом всё отдать фронту. Чтобы бить врага, нужна сильная армия, солдат необходимо накормить. (слайд 2)

Ребята постарше трудились на заводах. Фронту нужны были снаряды, оружие, боевая техника. Ребята работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие. (слайд 3)

Частыми гостями были мальчишки и девчонки в военных госпиталях. (слайд 4)

- Ребята, как вы думаете, какую помощь там могли оказать дети? (ответы детей)

Вместе с медсёстрами ребята ухаживали за ранеными: кормили тяжелораненых, писали их родным письма. Но чаще всего выступали перед ранеными с концертами: читали стихи, пели песни, танцевали. (слайды 5-6)

Слушание художественного рассказа.

- Я предлагаю вам послушать еще одну правдивую историю о жизни девочки – героя войны.

(Шорыгина Т.А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. – 2-е изд., испр. М.: ТЦ Сфера. 2020. – 80 с. Картотека №2)

Богданова Надя

Ах, какая хорошая жизнь была у Надюши до войны! Игры, игрушки, друзья, мечты о будущем. Но грянула Великая Отечественная война. Гитлер приказал вручить солдатам и офицерам памятки, в которых указывалось: «…убивай всякого русского… не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик - убивай! Этим ты спасешь от гибели себя, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века».

В годы войны Надя оказалась разведчицей в партизанском отряде. Накануне праздника Октября, осенью 1941 года, командование партизанского отряда решило вывесить в Витебске советские флаги. Это могло сделать больше, чем взрыв или ночной налет. Но кого послать в город, в самое логово жестокого зверя? Выбор пал на самых юных бойцов - Надю Богданову и Ваню. Ему тоже 12 лет.

Детей одели в лохмотья, дали нищенские сумки. Дети пошли быстро, за собой они тащили сани, груженные метлами. В метлах были спрятаны красные полотнища флагов. Вот и Витебск. Всюду немецкие вывески, флаги, немецкая речь. Дети подошли к зданию немецкой казармы - оно располагалось в бывшем ремесленном училище. Надя приглядывала места для флагов - полуразрушенная фабрика, вокзал, базар… К рассвету на всех этих зданиях алели русские флаги.

Но чуть не подвели Надю пачки с табаком, которые она набрала на табачной фабрике. По дороге назад их встретили полицаи и, порывшись у Нади в торбе, нашли табак.  Ага! Партизаны. На допрос их! После допроса на рассвете повели Надю и Ваню к противотанковому рву, где расстреливали людей. Ваня был убит, а Надя очнулась во рву среди убитых, выкарабкалась наверх и побрела по снежному полю к лесу. Здесь на нее и набрел партизанский пост. Долго девочка приходила в себя, плакала, вспоминая Ванюшу. Но прошло время, и Надя оправилась.

Надюше Богдановой довелось совершить еще немало боевых подвигов. Когда девочка ставила мины возле железной дороги, ее встретили полицаи. Обыскали, нашли в торбочке кусочек тола - взрывчатого вещества. Полицаи догадались, что перед ними партизанка. Пытали ее долго, а потом бросили в ледяной сарай, чтобы утром расстрелять. Но ей чудом удалось выбраться из сарая и добраться до леса. Нашли девочку партизаны. Они оставили ее в селе Заналючек на попечение добрых женщин. Те Надю вылечили, вот только зрение ее ослабло.

После войны Надя несколько лет прожила в Одесском госпитале, где академик В.П. Филатов ей сделал операцию, и к Наде Богдановой вернулось зрение. Боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. И даже памятник ей поставили. И только через 15 лет после войны друзья узнали, что их Надя жива! За свои подвиги Надежда Александровна Богданова награждена орденом Боевого Красного Знамени.

Проблемные вопросы. Обсуждение прочитанного.

- В каком городе жила Надя Богданова? (Витебск)

- Что решило командование партизанского отряда сделать в Витебске? (развесить красные флаги)

- Кому поручили повесить в городе советские флаги накануне праздника Октября в 1941 году? (Наде и Ване)

- Почему выбор пал на детей? (Они меньше привлекали к себе внимание врага, казались безобидными. Дети ловкие и легко забираются на крышу.)

- Куда запрятали алые флаги? (в сани под метла)

- Удалось ли Наде и Ване развесить флаги? (да)

- Какие эмоции, как вы думаете, испытали Ваня и Надя от спешно выполненного задания? (Радость, гордость за свою Родину и себя, волнение, возможно страх.)

- Что подвело Надю? (пачки с табаком)

- Где расстреливали немцы жителей Витебска? (над противотанковым рвом)

- Как Наде удалось спастись? (Надя очнулась во рву среди убитых, выкарабкалась наверх и побрела по снежному полю к лесу.)

- Осталась ли Надя в живых?  Каким орденом наградили Надю? (орденом Боевого Красного Знамени.)

- Какие качества характера и эмоции помогали Наде справляться с трудностями? (храбрость, смелость, доброта, любовь к Родине, патриотизм, уверенность в своих действиях).

- Верно ребята! Многим детям - героям войны выживать помогала уверенность в себе и верность Отчизне. Это значит, что необходимо верить в свои силы, не бояться трудностей в решении различных жизненных вопросов.

- Как вы думаете, от чего зависят поступки и поведение человека?

- Верно, поведение и поступки зависят от характера и совести!

- Каким характером должен обладать настоящий герой? (самостоятельным, ответственным, храбрым, упорным, целеустремленным.)

- Такой характер можно назвать железным или стойким!

Игра с флажками «Найди себе пару»
- Ребята, Надя совершила геройский поступок - устанавливала советские флаги в логове врага. А мы с вами поиграем тоже с необычными флажками. Они разного цвета и у каждого своё настроение, своя эмоция.

- Какие эмоции вы знаете? (надо назвать и изобразить мимикой)

- Верно, нам хорошо известны радость, грусть, гнев, удивление, смущение, спокойствие).

Ход игры. Каждому игроку вручить по флажку разного цвета и с разными нарисованными эмоциями. Когда звучит музыка, дети маршируют по кругу, размахивая флажками. После остановки марша и слов «Найдите себе пару» дети расходятся по всей группе и подходят к тому ребёнку, с которым у них совпадает цвет и эмоция на флажке. Каждая пара должна назвать правильно цвет и эмоцию.

Дыхательная гимнастика «Флажок»

Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха.


Посмотри-ка, мой дружок,
Вот какой у нас флажок!
Наш флажок прекрасный,
Ярко-ярко красный.


Педагог-психолог показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, губы трубочкой сложили и долго дуем. Повторить 4-6 раз.

Продолжение обсуждения

- И вот, наконец, пришёл долгожданный День Победы.

Фрагмент видеоролика «День Победы».

- Ребята, как вы думаете, почему День Победы называют праздником со слезами на глазах? (ответы детей)

Люди радовались Великой Победе и печалились о потере близких и дорогих людей. Во время войны погибли миллионы наших солдат и мирных жителей.

Давайте встанем и почтим минутой молчания всех погибших в этой войне.

Минута молчания.

Видеоролик «Памятники детям войны»

- Как вы думаете, ребята, что поможет сохранить память о подвигах детей? (беседы, фильмы, рассказы, памятники и скульптуры).

Чтобы сохранить память о героях войны, в городах, посёлках установлены памятники, у могилы неизвестного солдата горит Вечный огонь. По всей России сейчас воздвигли множество памятников детям войны. Даже существует знаменательная дата - 8 февраля - День памяти юного героя-антифашиста. 

III. Итог занятия. Рефлексия.

- Что вам больше всего запомнилось?

-Ребята, какие эмоции вы испытали от сегодняшнего занятия?

- Эти эмоции можно назвать положительными или отрицательными?

- Несмотря на то, что мы испытали и грусть и жалость, эти эмоции назовём положительными, так как мы сопереживали доброй, честной девочке Наде, настоящему ребёнку – герою войны!

- Что вам хотелось бы пожелать друг другу и гостям?

-Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время. Для нас война – это история, но мы всегда будем помнить о ней и о героях, подаривших нам мирное небо над головой!

Ресурсы интернета: https://урок.рф/library/metodicheskaya_razrabotka_integrirovannogo_zanyatiya_195524.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворения к Дню Победы (о солдатах Отчизны, о детях войны, о ветеранах войны)

Предлагаемые поэтические и прозаические произведения посвящены Великой Отечествен­ной войне, героизму, проявленному народом на фронте и в тылу, долгожданной Победе. Рабо­тая с этим материалом, воспита...

Знакомство дошкольников с героическими страницами Великой Отечественной войны "Дети войны"

Данный материал предназначен для дошкольников по знакомству в героическим прошлым нашей страны....

Сценарий встречи с ветеранами Великой Отечественной войны "«Дети Войны – Дети Победы»

Встречи с людьми, пережившими великую войну всегда наполнены волнением для всех  поколений,  но наши дети об этом ничего не знают. Подготавливая ребят к встече, я много рассказывала о войне,...

Конспект сценария вечера- встречи с очевидцами событий Великой Отечественной Войны "Дети войны"

Конспект сценария вечера- встречи с очевидцами событий Великой Отечественной Войны....

Конспекты Нод .Подготовительная группа..Интегрированные занятия, с использованием наглядности Лэпбука.1."Великая Отечественная Война"2 ."Дети войны"

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза см...

Проект: «Дети войны», посвященный празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (инновационный социальный проект). для детей 5-6 лет

laquo;Дети войны» - так называют это поколение. Это они трудились наравне со взрослыми на колхозных полях, у станков на заводах, помогали в госпиталях, а многие из них совмещали работу еще...