Консультация педагога-психолога с воспитателями по адаптации детей к ДОУ
консультация по психологии (младшая группа)

Скурковина Оксана Григорьевна

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс)

Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым , лживость, болезнь, страх наказания.

Этапы адаптационного периода

1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребёнка к условиям детского сада: готовить ребёнка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребёнка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребёнка дома с режимом дошкольного учреждения.

2 этап – приход в группу детского сада: здесь очень важна организация привычного приёма и первые впечатления ребёнка.. Хорошо, если собственный шкафчик ребёнок выбрал самостоятельно и прикрепил принесённую из дома наклейку или взял её из предложенного воспитателем набора. В следующий раз малыш пойдёт в сад “к своему” шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки. Первую неделю ребёнок приходит в детский сад и остаётся в группе в течение 2-3 часов. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.

3 этап – постепенное привыкание: постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несёт опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние Ребёнок уже может без слез находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними. Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придёт после того, как он поспит и покушает.

Примерный адаптационный режим (график посещения) для детей, впервые поступающих в дошкольное учреждение.

1-я неделя

День

1-й день

2-й день

3-й день

4-й день

5-й день

Общая длительность пребывания

10-20 мин.

20-40 мин.

40-мин. –
1 ч. 20 мин.

2-3 часа

2-3 часа

Участие в играх

+

+

+

+

+

Участие в прогулке

+

+

+

+

+

Прием пищи

+

+

+

Участие в занятиях

+

+

Укладывание на сон

2-я неделя - 3-я неделя

День

2-я неделя

3-я неделя

Общая длительность пребывания

3-5 часов

5-7 часов

Участие в играх

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Участие в прогулке

Прием пищи

Участие в занятиях

Укладывание на сон

Обратите внимание

В самый первый день лучше прийти не в группу, а на участок во время прогулки (заранее договорившись с воспитателем о времени прогулки) и поиграть с детьми, познакомить ребёнка с воспитателем и детьми. Ребёнку легче воспринять игру на улице, чем в незнакомом помещении.

На второй день так же прийти на прогулку. После прогулки можно вместе со всеми детьми пойти в группу, раздеться в своём шкафчике и поиграть в группе. Войдя в незнакомое помещение, ребёнок видит уже знакомые лица воспитателя и других детей. На третий день повторить порядок второго дня плюс остаться на обед. Ребёнок сам захочет поесть, аппетит сохранится благодаря маминой помощи.

Важно.

В течение первых 3- 4 недель не следует принуждать ребёнка к выполнению определённых действий, прописанных режимом: принимать пищу, докармливать против желания ребёнка, побуждать ребёнка участвовать в занятиях, раздеваться для укладывания на сон.

Полезные советы.

После двух - трёх недель стабильного посещения первой половины дня можно впервые остаться на сон. Следует заранее договориться с ребёнком о сне, если ребёнок заснёт, ни в коем случае нельзя его покинуть. Он не будет долго спать, т.к. непривычная обстановка помешает глубокому сну. В дальнейшем ребёнок научится быстро и легко засыпать, поскольку «я посплю – и за мной мама придёт». В течение одной -двух недель надо забирать ребёнка сразу после сна, чтобы не растягивать время тягостного ожидания родителей. Это поможет сформировать у ребёнка положительное отношение ко сну в детском саду.

Задачи воспитания на адаптационный период:

1. создать для детей атмосферу психологического комфорта.

2. формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребёнку физический и психический комфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3. закладывать основы будущей личности:

а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

Направления психолого - педагогической деятельности коллектива ранней группы для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе: до приёма детей в группу с родителями общаются специалисты заведующая детским садом, методист, медики и, конечно, воспитатели групп. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

2. Формирование у ребёнка чувства уверенности: одна из задач адаптационного периода — помочь ребёнку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймёт, что за люди его окружают; в каком помещении он живёт и т.д.

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

3. Приобщение ребёнка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным: в этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребёнка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребёнка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

4. Охрана и укрепление здоровья детей: дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах

5. Игры с детьми в период адаптации: основной вид деятельности малыша в этом возрасте – игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребёнком. Попадая в детский сад, дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них – это привычное дело. Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

  • игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми

«Иди ко мне»

Взрослый отходит от ребёнка на несколько шагов и зовёт его к себе, приговаривая: «Иди ко мне, ты мой хороший!». Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришёл!»

«Выдувание мыльных пузырей»

Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в неё. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивлённо спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребёнка выдувать мыльные пузыри.

«Хоровод с куклой»(проводится с 2-3 детьми)

Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает потанцевать». Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую даёт ребёнку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Весёлую дудочку» М. Красива).

  • игры на формирование эмоционального контакта и доверия

«Мяч»

Ребёнок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:

Друг весёлый, мячик мой,

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять –

Хорошо мне с ним играть!

Ребёнок убегает, а взрослый его догоняет

«Игра с собачкой»

Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это пёсик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребёнку, имя которого названо, предлагает взять её за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребёнку: «Спасибо».

Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходиться и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема.

Как помочь маленькому ребёнку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно?  Этот вопрос волнует всех, кто работает с малышами.

Начнём с того, что, как ни странно, взрослые гораздо хуже адаптируются в этой новой для них обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач нередко состоит в оказании помощи именно взрослым. Не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражая свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к педагогам. Поэтому необходимо проводить с родителями беседы, консультации, практические мероприятия; приглашать родителей на досуги, игры; знакомить с условиями пребывания ребёнка в детском саду, режимом, питанием. Родителям необходимо оказывать помощь в период адаптации ребёнка, разъясняя, как должны вести себя родные и близкие, и выяснить у них особенности характера и поведения ребёнка.

Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю.

1. Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребёнок привыкает.

2. Новых детей следует принимать на адаптацию постепенно, в неделю не более двух малышей.

3. К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.

4. Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на просьбы их родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить группе благополучный эмоциональный климат.

5. Воспитатель должен быть хорошим актёром: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать много произведений устного народного творчества: потешек, пестушек, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребёнка; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.

6. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребёнку предъявлялись единые требования.

7. Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент.

8. Детские работы необходимо выставлять для обозрения родителям, чтобы они могли видеть, чем занимается ребёнок в группе, и обсудить с ним успехи.

9. При необходимости следует направить родителей за помощью к другим специалистам детского сада (старшему воспитателю, музыкальному руководителю, медсестре и др.).

В процессе адаптации ребёнка к ДОУ воспитателям рекомендую использовать элементы телесной терапии (брать ребёнка на руки, обнимать, поглаживать). Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.

Лучшее лекарство от стресса – смех.

Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребёнок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.

Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребёнка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.

Непреложное правило – не осуждать опыт ребёнка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребёнка становятся для педагога профессиональными проблемами.

Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребёнка.

Соблюдение данных рекомендаций поможет ребёнку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!» (на основе материалов А.С. Роньжиной)

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем во...

Консультация педагога – психолога по развитию ВПФ для родителей детей в возрасте от 8 месяцев до 1 года 5 месяцев в летний период.

Основной задачей данной консультации педагога-психолога является информирование родителя о том, как, где и каким образом, находясь в отъезде или в домашних условиях, он может самостоятельно продолжать...

Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Счастливое детство!" (на основе материалов А.С.Роньжиной).

Рабочая программа "Счастливое детство!" определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраст...

Консультация педагога-психолога для педагогов ДОУ "Возрастные особенности детей 4-5 лет"

Описание возрастных особенностей детей дошкольного возраста (4-5 лет), важных новообразований, целей и задач по воспитанию и развитию предназначенных для педагогов ДОУ....

Консультация педагога - психолога «7 ошибок родителей при адаптации ребёнка в детском саду»

В консультации представлены наиболее частые ошибки со стороны родителей при поступлении ребенка в доу. Также даны советы как избежать подобных ошибок и помочь ребенку адаптироваться в детском саду....

Консультация педагога-психолога для родителей «Проблема заикания у детей дошкольного возраста»

Предоставлен материал для родителей по предотвращению заикания у дошкольников...