Программа психодиагностического обследования для детей 5-6 лет
учебно-методический материал по психологии (средняя группа)

Михайличенко Карина Александровна

Программа включает в себя диагностику познавательной и эмоционально-личчностной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

1. Познавательная сфера

1.1 Кратковременная слуховая память (КСП) - методика 10 слов

Цель: определение объема непосредственного запоминания вербального материала.

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить».

1 срез : дом, лето, мак, часы, рука, дуб. цвет, снег.

2 срез: лес, хлеб, час, стол, вода, брат, конь, гриб.

Процедура обследования: слова называются в медленном темпе (приблизительно одно слово в секунду), набор слов предъявляется однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется правильно и точно воспроизведенные слова.

Обработка: за каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко, окно – окошко).

Шкальные оценки: 8 баллов  очень высокий, 5–7 баллов  высокий, 3-4– баллов  средний. 2– балла  низкий. 0–1 балл  очень низкий.

1.2 Мышление – методика «Исключение лишнего»

Цель: исследование уровня обобщающих операций ребенка, возможности отвлечения, способности его выделять существенные признаки предметов или явлений и на этой основе производить необходимые суждения на образном уровне.

Ребенку предъявляются изображения четырех предметов, три из которых можно объединить обобщающим словом, а четвертый предмет по отношению к ним окажется «лишним».

Инструкция: «На каждом рисунке изображены четыре предмета. Три из них можно объединить между собой, можно назвать одним словом, а четвертый предмет к ним не подходит. Найди, какой?»

Обработка. За каждое правильно выполненное задание (указание «лишней» картинки и правильного обобщения) ребенку начисляется 2 балла.

Если ребенок правильно указал «лишнюю» картинку, но не смог произвести операцию обобщения, ему начисляется 1 балл. За неправильное выполнение задания - 0 баллов. Максимальное количество баллов за данное задание равно 8.

Высокий уровень- 6-8 балла, Средний уровень - 4-5 балла, Низкий уровень - 1-3 балла.

1.3 Мышление – методика «Последовательные картинки»

Цель: исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка.

Проведение обследования: перед ребенком в случайной последовательности выкладывают четыре картинки и просят его рассмотреть и разложить их: «Разложи все картинки по порядку: что сначала, что потом, чем завершились действия».

Обработка. Оценивается понимание сюжетной линии, связность и осмысленность составления рассказа, возможность подбора названия для данного сюжета, характеризуется уровень речевого развития ребенка.

1-балл ребенок не принимает задание; не воспринимает изображенный на картинках сюжет.

2-балла - ребенок принимает задание, однако не воспринимает серию картинок как единое событие; называет каждое действие в отдельности, не объединяя их в единый сюжет во временной последовательности.

3-балла - ребенок принимает задание; раскладывает картинки не всегда точно; ориентируется на временную последовательность; после обучения начинает понимать единый сюжет; может рассказать о событии.

4-балла - ребенок принимает задание; самостоятельно раскладывает картинки, четко ориентируясь на временную последовательность; рассказывает о них.

Высокий уровень –4 балла, Средний уровень- 3 балла, Низкий уровень - 2 балла, Очень низкий уровень -0-1 балл

1.4 Внимание – методика «Проставь значки»

Цель: исследование устойчивости, возможности переключения и распределения внимания, а также особенностей темпа деятельности, врабатываемость в задание, проявление признаков утомления и пресыщения.

Инструкция:

Перед ребенком кладется чистый бланк, ивзрослый, заполняя пустые фигурки образца (на доске), говорит: «Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике - вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе - вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (следует еще раз повторить, где и что нарисовать, - устно).

После того, как ребенок приступил к работе, взрослый включает секундомер и фиксирует количество знаков, поставленных ребенком за 1 минуту (всего дается 3 минуты),- отмечает точкой или черточкой прямо на бланке.

Обработка результатов: Высокий уровень – 6-10 строк выполнено правильно, Средний уровень - 4 -5 строк выполнено правильно, Низкий уровень – 1-3 строки выполнено правильно.

1.5 Графический навык – методика «Продолжи узор»

Цель: оценка уровня развития графического навыка.

Ребенку дают лист бумаги, на котором предварительно психолог пишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших – два маленьких – два больших – два маленьких и предлагает продолжить этот узор до конца строчки.

Обработка. Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются.

Оценка результатов:

6-5 баллов – графический навык сформирован достаточно хорошо; (высокий уровень).

4-3 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо;(средний уровень)

2-0 балла – графический навык развит очень слабо. (низкий уровень)

2. Эмоционально – личностная сфера

2.1 Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Беседа:

Кактус домашний или дикий?

Его можно потрогать?

Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?

У кактуса есть соседи?

Какие растения его соседи?

Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка данных:

Общие параметры:

1. Пространственное положение:

Кактус расположен внизу страницы — заниженная самооценка, вверху — завышенная самооценка, на средней линии — адекватная самооценка. Справа — ориентация на будущее, слева — уход в прошлое, по центру — сосредоточение в настоящем.

2. Размер рисунка:

Менее 1/3 страницы — заниженная самооценка, более 2/3 страницы — завышенная самооценка.

Крупный рисунок, расположенный в центре листа — эгоцентризм, стремление к лидерству.

Маленький рисунок, расположенный внизу листа — неуверенность в себе, зависимость, слабость.

3. Характеристики линий:

Штриховка — тревожность и неуверенность, отрывистые линии — импульсивность и порывистость, четкие линии — уверенность.

4. Силу нажима на карандаш:

Сильный нажим — напряжение (особенно если подчеркнута какая-то определенная деталь), импульсивность; слабый нажим — слабость, снижение настроения.

Методика «Кактус» позволяет выявить следующие качества личности ребенка:

1. Импульсивность. О ее наличии говорят сильный нажим на пишущий инструмент и отрывистые линии.

2. Агрессивность. О ней в первую очередь, как можно догадаться, говорят иголки, особенно если их много. Высокая степень агрессивности имеет место быть, если они длинные, сильно торчат в разные стороны и расположены близко друг к другу.

3. Эгоцентризм (иначе – стремление быть лидером во всем). О наличии данного качества у ребенка свидетельствует большой размер рисунка и расположение его в самом центре листа.

4. Открытость, демонстративность. Об этом позволяет судить некоторая вычурность форм на рисунке и выступающие отростки на кактусе.

5. Осторожность и скрытность. На рисунке ребенка, который обладает такими качествами, можно будет заметить зигзаги непосредственно внутри растения или по его контуру.

6. Оптимизм. О нем нам расскажут яркие цвета, если в работе были использованы цветные карандаши, или просто «счастливый» кактус с жизнерадостной улыбкой.

7. Тревожность. Это качество отражается на картинке в виде прерывистых линий, внутренней штриховки. Если применялись цветные карандаши, то здесь будут преобладать темные цвета.

8. Женственность. О ней можно говорить, если на рисунке имеются мягкие формы и линии, цветы и всевозможные украшения – все, что так нравится истинным леди.

9. Экстравертированность. Люди, имеющие это качество, весьма общительны. Так и кактус у ребенка-экстраверта будет окружен другими растениями.

10. Интровертированность. Это качество имеет совершенно противоположную характеристику. Соответственно, кактус на листе будет только один.

11. Тяга к домашней защите. При наличии у ребенка чувства семейной общности на рисунке может быть изображен кактус в цветочном горшке, т. е. домашнее растение.

12. Чувство одиночества. О его наличии говорит пустынный, дикорастущий кактус.

2.2 Цветовой тест Люшера.

Цель: определение актуального психоэмоционального состояния.

Инструкция: «Посмотри на цвета, которые лежат перед тобой, выбери тот цвет, который тебе больше всего нравится»

Интерпритация:

Значение цвета

1

2

3-4

5-6

7-8

Способ достижения цели

Цел, к которой стремится

Самочувствие

Безразличие к цвету

Негативное отношение к цвету, подавление потребности

СИНИЙ
спокойствие, удовлетворение

Намерение действовать спокойно, без напряжения.

Стремится к спокойствию, избегает конфликтов.

Ощущает себя спокойно, удовлетворен настоящим.

Ребенок связывает свое настроение, эмоции с характеристикой цвета

Неудовлетворена потребность в спокойствии, возможны недопонимания с родителями.

ЗЕЛЕНЫЙ
чувство уверенности, настойчивость, упрямство

Действует уверенно, настойчиво.

Цель - самоутверждение

Твердо стоит на ногах, тяжело идет на компромисс

Снижены волевые качества, угнетенность, раздражение.

КРАСНЫЙ
волевое усилие, агрессивность, возбуждение, желание добиться успеха

Занимает активную позицию, часто добивается успеха.

Повышенная деловая активность, стремление быть лидером.

Ощущает себя успешным, склонен к агрессии.

Состояние стресса, неуверенности, возможно нервное истощение.

ЖЕЛТЫЙ
активность, стремление к общению, веселость, надежда на лучшее

Действует открыто и непосредственно, общителен.

Оптимизм, стремление к контактам, увлеченность.

Коммуникабелен, чувство комфорта.

Нерешительность, тревожност, разочарование.

ФИОЛЕТОВЫЙ
стремление к идеалу, настороженность, неопределенность в настроении

Стрессовое состояние, неудовлетворенность.

Стремление произвести впечатление на окружающих.

Зависимость от похвалы, необходимы яркие впечатления.

Напряжение, вызванное трудностями общения с близкими.

КОРИЧНЕВЫЙ
беспокойство, дискомфорт, чувство напряжения

Тревожность, страхи, подавленность, стрессовое состояние.

Потребность в отдыхе, эмоциональное напряжение.

Напряжен, беспокоен.

Стремление выйти из подчинения, негативное отношение к запретам.

ЧЕРНЫЙ
тревожность, страх, стресс

Тревожность, страхи, подавленность, стрессовое состояние.

Негативное отношение к ситуации, стремление уйти от проблем.

Неудовлетворенность отношением к себе.

Отрицание ограничения своей личности, активное стремление к деятельности.

СЕРЫЙ
негативное состояние, огорчение

Тревожность, страхи, подавленность, стрессовое состояние.

Угнетенное состояние, стремление выйти из негативной ситуации.

Обида, стремление уйти от проблем без борьбы.

Отрицание ограничения своей личности, активное стремление к деятельности.

Следует обращать внимание на ряд последовательностей расположения цветов, которые позволяют распознать проблемы:

1. Когда основные цвета (синий, зеленый, красный, желтый) стоят с первого по пятое место — говорят об эмоциональном благополучии.

2. Коричневый, Черный или Серый стоят на позициях с первого по четвертое место — тенденция к развитию разных негативных состояний.

3. О конфликте между желаемой целью и действительным состоянием скажут , например, Красный цвет рядом с Серым (красный на втором месте, серый на третьем).

4. Если Зеленый, Красный и Желтый стоят рядом в начале ряда — скажет о хорошей работоспособности и высоком уровне продуктивной деятельности.

5. Если основные цвета стоят на последних местах это говорит о большой степени тревожности ребенка. Например, Красный цвет на седьмом месте скажет о неудовлетворенности ребенка в возможности добиться успеха, его агрессии по этой причине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая программа для обследования речи детей от 3- 5 лет.

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки обще...

Альбом "Психодиагностическое обследование дошкольника"

Описание методик исследования восприятия, ощущения, внимания, мышления, представлений,эмоционально-волевой сферы. Каждая методика включает в свое описание:автора, название, цель, необходимое оборудова...

Бланк психодиагностического обследования «Развитие познавательных процессов»

Удобный бланк для работы с ребенком,где указаны параметры для оценивания. Методики психолог может подобрать сам....

Бланк психодиагностического обследования «Школьная зрелость»

Удобный бланк для проведения индивидуального обследования дошкольника с целью определить уровень готовности к школьному обучению....

План проведения психодиагностического обследования

План проведения психодиагностического обследования...

Протокол психодиагностического обследования ребенка второй младшей группы

Протокол психодиагностического обследования ребенка второй младшей группы по методике «Экспресс-диагностика в детском саду (Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.)...

Протокол психодиагностического обследования ребенка средней группы

Протокол психодиагностического обследования ребенка средней группы по методике «Экспресс-диагностика в детском саду (Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.)...