Альбом "Психодиагностическое обследование дошкольника"
материал (подготовительная группа) по теме

Ховалкина Ольга Александровна

Описание методик исследования восприятия, ощущения, внимания, мышления, представлений,эмоционально-волевой сферы. Каждая методика включает в свое описание:автора, название, цель, необходимое оборудование, методику проведения,особенности анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл albom.docx37.56 КБ

Предварительный просмотр:

Название: Восприятие сюжетной картинки

Автор: Бернштейн

Цель: выявление особенностей восприятия установления причинно-следственных зависимостей уровня развития речи и мыслительной деятельности.

Оборудование: серия сюжетных картинок

Краткая методика проведения:

Ребенку на определенное время предлагают рассмотреть картинку с многоплановыми действиями, а затем предлагают рассказать, что он видит.

Анализ:

Обратить внимание на объем восприятия, умение выделять передний и задний план, на эмоциональное состояние персонажа, установление причинно-следственных зависимостей между явлениями, непосредственно изображенными.

Название: изучение цветоразличения

Автор: -

Цель: выявление особенностей цветового восприятия

Оборудование: полоски цветной бумаги и геометрические фигуры разной цветовой гаммы

Краткая методика проведения:

Ребенку предлагается к полоскам  бумаги подобрать фигуру такого же цвета

Анализ:

Обратить внимание на правильность выполнения задания

Название: изучение глазомера

Автор: -

Цель: выявление особенностей цветового восприятия

Оборудование: полоски бумаги различной длинны, одинаковой толщины

Методика:

Перед ребенком демонстрируются полоски бумаги на расстоянии 1-2 м и экспериментатор просит определить какая полоска длиннее

*для школьников – определить приблизительную длинну в см

Анализ:

Обратить внимание на способность ребенка дифференцировать полоски по длине; целостность восприятия; на то, что для ребенка является существенным признаком для дифференциации

Название: изучение целостности восприятия

Автор: -

Цель: изучение целостности восприятия

Оборудование: картинки с перекрещивающимися и прерывистым контуром

Краткая методика проведения:

Ребенку демонстрируются по одной картинки, необходимо назвать предметы, которые изображены

Анализ:

Обратить внимание на правильность выполнения задания

Название: четвертый лишний

Автор: -

Цель: исследование умения строить обобщения, а также исследование строгости и четкости формулировок

Оборудование: набор картинок ( 3 однородных предмета и 1 лишний)

Краткая методика проведения:

Картинки предлагаются ребенку по одной, ребенок должен внимательно рассмотреть картинку и выявить лишний предмет, а оставшиеся три предмета назвать одним словом

Анализ:

Обратить внимание на действие ребенка, т.е. просто рассматривает или переворачивает их. Обратить внимание на наличие  словаря обобщающих понятий. Допустимо исключение предметов по цвету, форме и величине.

Название: методика Россавима

Автор: Россавим

Цель: выявить уровень сформированности абстрактного мышления и особенностей анализа и синтеза

Оборудование: сюжетные картинки с изображением какого-либо предмета или явления. Где не хвататет какого-либо предмета

Краткая методика проведения:

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку и сказать чего не хватает

Анализ:

Обратить внимание на правильность выполнения задания

Название: установление последовательности событий

Автор: -

Цель: выявить особенности установления связи событий, умения делать простейшие умозаключения, а также особенности словарного запаса

Оборудование: серия сюжетных картинок,  изображающих различные этапы одного действия

Краткая методика проведения:

Перед ребенком в беспорядке раскладываются картинки, экспериментатор объясняет ребенку, что необходимо составить небольшой рассказ по этим картинкам, соблюдая последовательность событий

Анализ:

Обратить внимание на правильность выполнения задания

Название: метод классификации

Автор: Выготский, Зейгарник

Цель: выявить особенности мыслительных операций классификации о обобщения. А также особенности памяти и внимания, и личностной реакции ребенка на свои успехи и неудачи

Оборудование: картинки по основным группам предметов

Краткая методика проведения:

  1. Дается инструкция «Разложи картинки, что к чему подходит»
  2. Дается инструкция: «Разложи картинки отдельно по родовым признакам»
  3. Дается инструкция «Разложи картинки на 3 группы: растения неодушевленные и живые существа»

Анализ:

Обратить внимание на установление причинно-следственной связи      

Название: метод беседы

Автор: -

Цель: выявить особенности интересов ребенка

Оборудование: бумага и ручка (или другие средства для фиксирования вопросов и ответов)

Краткая методика проведения:

Ребенку предлагаются различные вопросы. Позволяющие выявить интересы ребенка

Анализ:

Важно в точности фиксировать ответы ребенка . и конечно же, задаваемые вопросы.

Название: методика де Греефа

Автор: де Грееф

Цель: выявить уровень самооценки

Оборудование: лист бумаги и ручка (карандаш)

Краткая методика проведения:

На бумаге рисуют 3 круга одинакового размера. Под первым подписываем «Я»,  под вторым - «Воспитатель» или «Учитель», под третьим - «Друг». Затем ребенку предлагают к каждому кружку нарисовать прямую линию. Причем, чем умнее человек, тем длиннее должна быть линия.

Анализ:

Обратить внимание на ту линию, которую ребёнок рисует под кружком «Я», т.е. уровень его самооценки

                Я                                Воспитатель                        Друг

Название: методика Намазбаевой

Автор: Намазбаева

Цель: выявить уровень самооценки

Оборудование: лист бумаги и ручка

Краткая методика проведения:

На бумаге изображаются 4 вертикальные линии одинаковой длины. Под первой подписывают «Счастье», под второй – «Дисциплина, воспитанность», под третьей – «Характер», под четвертой – « Ум». Ребенок должен определить  свое место на каждой из линий. Чем выше отметка, тем счастливее, дисциплинированнее, умнее и т.д. ребенок себя считает.

Название: методика Хоппе

Автор: Хоппе

Цель: выявить уровень притязаний

Оборудование: 16 конвертов или листов бумаги (пронумерованные), причем чем выше номер, тем труднее задание

Краткая методика проведения:

Перед ребенком в раскладываются конверты (листы) обратной стороной в порядке возрастания номеров. Ребенку нужно объяснить, чем больше номер, тем труднее будет задание. А затем ребенку предлагают выбирать

Анализ:

Обратить внимание на номер места, который выбирает ребенок после того как он ответил и не ответил на предыдущее задание; на реакцию ребенка в связи с выполнением или не выполнением задания на следующий выбор

Номер задания

Успех/неуспех

Краткое содержание

Поведение испытуемого

Название: метод корректурных проб №1

Автор: -

Цель: изучение особенностей внимания

Оборудование: бланки корректурных проб, секундомер

Краткая методика проведения:

Ребенку предлагается прослеживая строку за строкой вычеркивать две заданные буквы. По сигналу исследователя  (по истечении времени) ставится черта

Анализ:

Подсчитывается количество ошибок в каждой строке и вычисляется по формуле Q=S|M

 В норме Q=1

S- количество строчек

M- количество ошибок

Название: таблица Шульте

Автор: Шульте

Цель: выявить особенности переключаемости внимания

Оборудование: двухцветная таблица, секундомер

Краткая методика проведения:

  1. Ребенку предлагается показать по таблице числа черного цвета в возрастающем порядке от 1 до 9
  2. Показать числа красного цвета в убывающем порядке от 9 до 1
  3. Показать числа черного цвета в возрастающем порядке и сразу же (без перерыва) красные числа в убывающем порядке

Анализ:

  1. Посчитать время потраченное на первые две серии
  2. Посчитать время, затраченное на третью серию
  3. Найти разницу между 1 и 2

Название: «Чего не стало»

Автор: -

Цель: выявить объем внимания и особенности запоминания

Оборудование: набор игрушек или предметов (предметные картинки)

Краткая методика проведения:

Кратковременная демонстрация перед ребенком предметов. Ребенок отворачивается. Исследователь  убирает один предмет (для школьного возраста 2 предмета). Ребенок поворачивается и должен назвать «чего не стало»

  • Количество предметов для детей

Дошкольный возраст  - 5 предметов

Младший школьный возраст – до 10 предметов

Название: исследование механической и логической памяти

Автор: -

Цель: выявить особенности механической и логической памяти

Оборудование: на лист бумаги выписываются пары слов в 2 столбца, в одном столбике слова связаны между собой по смыслу. В другом нет.

Краткая методика проведения:

Медленно диктуются слова из первого столбца, потом из второго

Инструкция ребенку: «запомни эти слова», после того как слова зачитаны  «Запомнил?»

Затем читают по одному слову из пары, ребенок должен произнести второе парное слово.

Анализ:

Обратить внимание на то сколько ребенок слов воспроизвел вообще. Сколько воспроизвел правильно, сколько напутал

Название: исследование зрительной памяти

Автор: -

Цель: выявить особенности зрительной памяти

Оборудование: 10 предметных, или 5 сюжетных картинок

Краткая методика проведения:

Перед ребенком раскладывают половину картинок в течении нескольких секунд (до 5  сек) ребенок рассматривает картинки, затем ребенок отворачивается и  экспериментатор докладывает оставшиеся картинки и меняет последовательность картинок. Ребенок должен узнать уже виденные картинки

Анализ:

Учитывается количественный показатель

Название: воспроизведение рассказа

Автор: -

Цель: диагностика смысловой памяти

Оборудование: рассказы для запоминания

Краткая методика проведения:

Ребенку зачитывается рассказ. Ребенка просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту.

Анализ:

Обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок не справляется, то можно задавать наводящие вопросы.

Название: методика Леонтьева

Автор: Леонтьев

Цель: выявление особенностей в отражении смысловых связей между словом и образом, а также влияние наглядности на продуктивность запоминания

Оборудование: набор сюжетных картинок

Краткая методика проведения:

Перед ребенком раскладывается картинки и дается инструкция : «Тебе нужно запомнить несколько слов. Чтобы тебе было легче запомнить, выбери такую картинку, которая поможет тебе потом вспомнить это слово». В процессе проведения методики картинки предъявляются перед ребенком, а через 40 минут он должен вспомнить

Анализ:

Обратить внимание на установление смысловых связей между словом и картинкой

Название: исследование продуктивности запоминания

Автор: -

Цель: исследование продуктивности запоминания

Оборудование: два столбца слов (печатными буквами).в одном из столбцов пропущены по 1 букве в словах

Краткая методика проведения:

Ребенку предлагают переписать слова сначала из первого столбца, где буквы не пропущены, затем из второго, ребенок должен вставить пропущенные буквы. После написания ребенку предлагается воспроизвести слова сначала из первого, затем из второго столбца.

Анализ:

Подсчитывается количество воспроизведенных слов из каждого столбца и выявляется влияние деятельности на запоминание

Название: методика пиктограмма

Автор: -

Цель: выявление общих особенностей памяти и мышления

Оборудование: чистая бумага и ручка

Краткая методика проведения:

Ребенку предлагают запомнить ряд слов, и чтобы запоминание было простым, ребенок должен делать рисунки. А затем по рисункам ребенок должен воспроизвести слова

Анализ:

Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соответствии с общим количеством

Название: «Пейзаж за окном»

Автор: -

Цель: изучение представления ребенка

Оборудование: лист чистой бумаги и карандаш

Краткая методика проведения:

Ребенку предлагают по памяти нарисовать, что он обычно видит из окна

Анализ:

Обратить внимание на правильность изображения предметов, их расположение в пространстве и соответствие между ними

Название: формирование представления в зависимости от времени

Автор: -

Цель: формирование представления в зависимости от времени

Вариант 1

Оборудование: картинки с необычными предметами

Краткая методика проведения:

Сначала предъявляют картинки с необычным изображением обычных предметов, и ребенок должен воспроизвести их изображения на бумаге

  1. Сразу
  2. Через 20 минут

Вариант 2

Оборудование: картинки с изображением 4 разных рыб

Краткая методика проведения: аналогичная

Анализ:

Обратить внимание на целостность воспроизведения; на привнесение в картинку что-то от лица ребенка и другие особенности

Название: изучение особенностей представления

Автор: -

Цель: изучение особенностей представления

Оборудование: карандаш и лист бумаги

Краткая методика проведения:

Ребенку предлагают по памяти нарисовать 3 любых предмета

Анализ:

Обратить внимание на связи между предметами и пространственными отклонениями

Название: восприятие картины

Автор: -

Цель: изучение эмоциональных особенностей ребенка

Оборудование: две сюжетные картинки с изображением веселого и грустного лица человека

Краткая методика проведения:

Ребенку демонстрируются одновременно две картинки и  задаются вопросы: «Какая картина тебе нравится больше и почему? Какая меньше? Где изображение грустное, а где веселое лицо?»

Название: рассказ-коллизий (проблемные ситуации)

Автор: -

Цель: исследование эмоционального состояния и волевых особенностей ребенка

Оборудование: 5 рассказов- коллизий

Краткая методика проведения:

Прочитать ребенку содержание рассказа, предложить проанализировать ситуацию и найти из нее выход

Анализ:

Обратить внимание на детей, которые не справились с заданием в процессе последующей беседы, выяснить причины (либо баловался, либо не понимает)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическое обследование дошкольников

педагогическое обследование дошкольников...

Карта психолого педагогического обследования дошкольника

Примерная карта психолого педагогического обследования дошкольников...

Логопедическое обследование дошкольников на основе лингвистического материала, содержащего звуки Х и Х’

Электронная презентация построена на основе лингвистического материала, содержащего звуки Х и Х’, и предназначена логопедам для проведения логопедического обследования дошкольников. В содержание ...

Консультация для воспитателей ДОУ. Логопедическое обследование дошкольника.

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития....

Логопедическое обследование дошкольников по безруковой

Предлагаю Вашему вниманию бланки для проведения обследования речи по методике Безруковой. Удобно для заполнения. Всем удачи и успехов в работе....