Консультация для воспитателей ДОУ. Логопедическое обследование дошкольника.
статья по логопедии на тему

Гайворонская Диана Наримановна

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_no1.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ

Логопедическое обследование дошкольника.

учитель-логопед  Гайворонская Диана Наримановна

МБДОУ №1 «Малыш» г.Невинномысск 2015г.

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития. Диагностику можно проводить, начиная с полутора лет: чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными может оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных нарушений в развитии (например, задержка психических функций).

Вы, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Но не всегда милый, послушный дошкольник справляется со школьными проблемами. Требования к ребенку, к его речи, поведению в школе резко меняются. Многих трудностей можно избежать, если своевременно обратиться к специалистам.

При проведении диагностики специалистами используются различные методики обследования ребенка, в зависимости от его возраста и индивидуальных особенностей.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностические исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Поэтому логопеды в своей работе используют комплексную диагностику, разработанную на основе:

  • дидактического материала по обследованию речи детей Т.П. Бессоновой и О.Е Грибовой;
  • технологии организации логопедического обследования О.Е.Грибовой;
  • компьютерной обучающей диагностической нейропсихологической программы Е.Д. Дмитровой.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.

Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает два самостоятельных раздела:

  • «Общая диагностика» (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • «Речевая диагностика» (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

Что входит в логопедическое обследование?

  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями  индивидуальной программы сопровождения ребенка.

Как проходит логопедическая диагностика?

Логопед проводит обследование состояния речи  ребенка по следующим направлениям:

  • произносительная сторона,
  • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез),
  • словарь,
  • грамматический строй речи,
  • связная речь,
  • артикуляционная моторика (подвижность органов речи),
  • мелкая моторика рук,
  • состояние чтения и письма  школьников.

Перед проведением диагностики логопеду необходимо предложить родителям заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

После проведения диагностики, логопед составляет необходимую программу развития ребенка, учитывающую его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

Протокол логопедического обследования включает следующие пункты:

  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес, ДОУ, группа.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) - с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.

Примерные виды заданий логопедического обследования

 При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:

  • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.);
  • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток);
  • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
  • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
  • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего).

При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:

  • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
  • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
  • подражает ли речи взрослого;
  • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
  • использует ли мимику, жесты.

Обследование номинативного словаря

          Предметный словарь:

  • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
  • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
  • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
  • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).

Предикативный словарь:

  • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
  • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит).

Классификация предметов:

  • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
  • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья - машина).

Обследование грамматических категорий

  • Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
  • единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
  • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
  • формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал - нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
  • нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
  • предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет? См. рис. 5)

Обследование связной речи

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Кто еще живет с тобой дома?
  • Какая твоя любимая игрушка?
  • С кем ты подружился в детском саду?

Составление рассказа по сюжетной картинке, или серии картинок.

По результатам диагностики логопед делает заключение о состоянии устной речи ребёнка. В ходе консультации логопед знакомит родителей с результатами обследования, отвечает на вопросы и информирует о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагается сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое обследование дошкольников на основе лингвистического материала, содержащего звуки Х и Х’

Электронная презентация построена на основе лингвистического материала, содержащего звуки Х и Х’, и предназначена логопедам для проведения логопедического обследования дошкольников. В содержание ...

Логопедическое обследование дошкольников по безруковой

Предлагаю Вашему вниманию бланки для проведения обследования речи по методике Безруковой. Удобно для заполнения. Всем удачи и успехов в работе....

Логопедическое обследование дошкольников по безруковой

Предлагаю Вашему вниманию бланки для проведения обследования речи по методике Безруковой. Удобно для заполнения. Всем удачи и успехов в работе....

Карта первичного логопедического обследования дошкольника

Многих родителей беспокоит состояние речи маленького ребенка. Появляются различные вопросы: "Все ли хорошо с речью у моего ребенка?", "Не отстает ли мой ребенок от сверстников?" и т.д. Родителям интер...

Логопедическое обследование дошкольников.

Речевые карты для логопедического обследования детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

"Нажимай и цвета называй". Логопедическое обследование дошкольников с использованием ИКТ

Материал может быть использован как педагогами, так  родителями....

Мастер – класс по логопедическому обследованию дошкольника посредством интерактивной логопедической карты

В документе педагог делится опытом работы по логопедическому обследованию дошкольников посредством интерактивной логопедической карты и сказки – как одного из средств работы с детьми. Интерактив...