Главные вкладки

    Консультация для воспитателей ДОУ. Логопедическое обследование дошкольника.
    статья по логопедии на тему

    Гайворонская Диана Наримановна

    Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_no1.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей ДОУ

    Логопедическое обследование дошкольника.

    учитель-логопед  Гайворонская Диана Наримановна

    МБДОУ №1 «Малыш» г.Невинномысск 2015г.

    Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития. Диагностику можно проводить, начиная с полутора лет: чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными может оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных нарушений в развитии (например, задержка психических функций).

    Вы, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Но не всегда милый, послушный дошкольник справляется со школьными проблемами. Требования к ребенку, к его речи, поведению в школе резко меняются. Многих трудностей можно избежать, если своевременно обратиться к специалистам.

    При проведении диагностики специалистами используются различные методики обследования ребенка, в зависимости от его возраста и индивидуальных особенностей.

    В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностические исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

    Поэтому логопеды в своей работе используют комплексную диагностику, разработанную на основе:

    • дидактического материала по обследованию речи детей Т.П. Бессоновой и О.Е Грибовой;
    • технологии организации логопедического обследования О.Е.Грибовой;
    • компьютерной обучающей диагностической нейропсихологической программы Е.Д. Дмитровой.

    Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.

    Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:

    • Устной и письменной речи
    • Особенностей процессов восприятия
    • Внимания
    • Памяти
    • Мышления
    • Пространственного воображения.

    Логопедическое обследование включает два самостоятельных раздела:

    • «Общая диагностика» (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
    • «Речевая диагностика» (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

    Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

    Что входит в логопедическое обследование?

    • Диагностика (около 1 часа)
    • Консультация родителей
    • Оформление логопедического заключения
    • Обсуждение с родителями  индивидуальной программы сопровождения ребенка.

    Как проходит логопедическая диагностика?

    Логопед проводит обследование состояния речи  ребенка по следующим направлениям:

    • произносительная сторона,
    • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез),
    • словарь,
    • грамматический строй речи,
    • связная речь,
    • артикуляционная моторика (подвижность органов речи),
    • мелкая моторика рук,
    • состояние чтения и письма  школьников.

    Перед проведением диагностики логопеду необходимо предложить родителям заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

    После проведения диагностики, логопед составляет необходимую программу развития ребенка, учитывающую его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

    Протокол логопедического обследования включает следующие пункты:

    • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес, ДОУ, группа.
    • Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
    • Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
    • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
    • Строение органов артикуляции, подвижность их.
    • Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) - с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
    • Состояние вербального интеллекта.

    Примерные виды заданий логопедического обследования

     При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:

    • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.);
    • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток);
    • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
    • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
    • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего).

    При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:

    • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
    • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
    • подражает ли речи взрослого;
    • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
    • использует ли мимику, жесты.

    Обследование номинативного словаря

              Предметный словарь:

    • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
    • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
    • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
    • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).

    Предикативный словарь:

    • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
    • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит).

    Классификация предметов:

    • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
    • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья - машина).

    Обследование грамматических категорий

    • Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
    • единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
    • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
    • формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал - нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
    • нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
    • предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет? См. рис. 5)

    Обследование связной речи

    • Как тебя зовут?
    • Сколько тебе лет?
    • Кто еще живет с тобой дома?
    • Какая твоя любимая игрушка?
    • С кем ты подружился в детском саду?

    Составление рассказа по сюжетной картинке, или серии картинок.

    По результатам диагностики логопед делает заключение о состоянии устной речи ребёнка. В ходе консультации логопед знакомит родителей с результатами обследования, отвечает на вопросы и информирует о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагается сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Логопедическое обследование дошкольников на основе лингвистического материала, содержащего звуки Х и Х’

    Электронная презентация построена на основе лингвистического материала, содержащего звуки Х и Х’, и предназначена логопедам для проведения логопедического обследования дошкольников. В содержание ...

    Логопедическое обследование дошкольников по безруковой

    Предлагаю Вашему вниманию бланки для проведения обследования речи по методике Безруковой. Удобно для заполнения. Всем удачи и успехов в работе....

    Логопедическое обследование дошкольников по безруковой

    Предлагаю Вашему вниманию бланки для проведения обследования речи по методике Безруковой. Удобно для заполнения. Всем удачи и успехов в работе....

    Карта первичного логопедического обследования дошкольника

    Многих родителей беспокоит состояние речи маленького ребенка. Появляются различные вопросы: "Все ли хорошо с речью у моего ребенка?", "Не отстает ли мой ребенок от сверстников?" и т.д. Родителям интер...

    Логопедическое обследование дошкольников.

    Речевые карты для логопедического обследования детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

    "Нажимай и цвета называй". Логопедическое обследование дошкольников с использованием ИКТ

    Материал может быть использован как педагогами, так  родителями....

    Мастер – класс по логопедическому обследованию дошкольника посредством интерактивной логопедической карты

    В документе педагог делится опытом работы по логопедическому обследованию дошкольников посредством интерактивной логопедической карты и сказки – как одного из средств работы с детьми. Интерактив...