Логопедическое обследование дошкольников.
учебно-методический материал по логопедии на тему

Наумова Анна Валериевна

Речевые карты для логопедического обследования детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 238» г. Перми

614000, г. Пермь, ул. Газеты «Звезда», д. 12

__________________________________________________________________

Учитель-логопед 1 кв. категории Баглай А. В.

Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста (3-4 г.)

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Дата рождения________________ Группа № ______ Фразовая речь _________

  1. Состояние артикуляционного аппарата/артикуляционной моторики.

Губы_____________Зубы______________ Подъяз. связка____________Прикус__________

Язык: N, широкий/узкий, длинный/короткий, малоподвижный, напряженный.

Тонус: N, повышен/понижен/дистония; девиация вправо/влево; объем движений полный/неполный; саливация_____.

  1. Понимание обращенной речи: соотв./не соотв. возр.N.

А) понимание функционального назначения предметов:

Что оденешь на голову, когда на улице холодно?

Если ручки замерзнут, что ты наденешь на них?

Что нужно маме. Чтобы пришить пуговицу?

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?

Б) понимание простых предлогов.

Выполнение действия соотв-ет словесной инструкции/не соотв-ет слов-ой инстр-ии/отказ.

В) понимание единственного и множественного числа существ-х.

Показ картинок соотв-ет словесной инструкции/не соотв-ет слов-ой инстр-ии/отказ.

Г) понимание форм глаголов мужского и женского рода единственого числа.

Показ картинок соотв-ет словесной инструкции/не соотв-ет слов-ой инстр-ии/отказ.

  1. Развитие словаря: соотв./не соотв. возр.N.

А) состояние предметного словаря по темам "Игрушки", "Одежда", "Наше тело".

Умение объясняться жестом, слогом, звукоподражанием, словом. Отказ от выполнения.

Б) состояние глагольного словаря, называние слов-действий.

Умение объясняться жестом, слогом, звукоподражанием, словом. Отказ от выполнения.

В) наличие слов, обозначающих признаки предметов.

Умение объясняться жестом, слогом, звукоподражанием, словом. Отказ от выполнения.

  1. Состояние фонематического слуха: соотв./не соотв. возр.N.

А) Слуховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.

Показ картинок соответствует/не соответствует инструкции.

Ребенок воспроизводит/не воспроизводит звукоподражания.

Б) Умение различать слова-паронимы: мышка-миска, кот-кит, козы-косы, уточка-удочка.

Показ картинок соотв-ет/не соотв-ет инстр-ии.

В) Воспроизведение слогового ряда.

Ко-ко-ко _____________ , би-би-би ______________ , га-га-га _____________.

  1. Слоговая структура речи: сохранна, пропуски, перестановки, вставки, упрощение слогов.

пила ____________ , губы ____________, петух ____________, лимон ______

кубик____________ , молоко ____________ , сапоги ____________ ,

снеговик _______________ , автобус _____________.

  1. Звукопроизношение.

Звуки

В словах

Во фразах

Отсутствие звука обозначается в таблице прочерком.  В случае замены звуков записывается звук-заменитель. В случае искажения звука сокращенно записывается характер искажения (М/З – межзубное произношение, П/З – призубное, Г/З – губно-зубное, БОК. – боковое, УВ. – увулярное, ВЕЛ. – велярное, ШИП – шипящее, Г /Г – губно-губное и т.д.). __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

П-Б-М

Т-Д-Н

В – Ф

К-Г-Х

С

С’

З

З’

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л’

Й

Р

Р’

  1. Связная речь. Пересказ небольшого рассказа по картинке.

Смысловые звенья сохранны/воспроизведены с небольшими неточностями/значительное искажение смысла. Грамматические и лексические нормы не нарушены/стереотипность высказываний, поиск слов, близкие по значению словесные замены/аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов. Пересказ составлен самостоятельно/по наводящим вопросам/пересказ недоступен.

Логопедическое заключение:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации: расширять понимание обращенной речи; корректировать звукопроизношение/слоговую структуру речи; развивать фонематическое восприятие; развивать грамматически правильную речь на базе обогащения словаря.

 

Дата: _______________ 20_____г.            

Речевая карта ребенка среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Возраст______________________Группа_______________________________

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Возраст______________________Группа_______________________________

  1. Состояние артикуляционного аппарата/арт. моторики:

Губы_____________Зубы______________ Подъяз. связка____________Прикус__________

Язык: N, толстый/тонкий, короткий/длинный, напряженный, вялый, волнообр. дв-ия.

Тонус: повыш./понижен/дистония; девиация вправо/влево; длит. поиск арт. позы.

Саливация_____Синкенизии_____Насильств. дв-ия_____ Объем дв-ий: полн./неполн.

  1. Звукопроизношение:

Звуки

Изолированно

В словах

Во фразах

Отсутствие звука обозначается в таблице прочерком.  В случае замены звуков записывается звук-заменитель. В случае искажения звука сокращенно записывается характер искажения (М/З – межзубное произношение, П/З – призубное, Г/З – губно-зубное, БОК. – боковое, УВ. – увулярное, ВЕЛ. – велярное, ШИП – шипящее, Г /Г – губно-губное и т.д.). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С

С’

З

З’

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Р

Р’

Л

Л’

Й

П-Б-М

В – Ф

Т-Д-Н

К-Г-Х

  1. Слоговая структура слова: сохранна, пропуски, перестановки, вставки слогов и звуков, упрощение слогов.

автобус____________космонавт________квадрат_________автобус_________

снеговик_______________милиционер___________цветочки______________

Птичка вывела птенцов в гнезде.

_________________________________________________________________

Золотые рыбки плавают в аквариуме.

__________________________________________________________________

Почтальон приносит почту_________________________________________

У ежихи ежата___________________________________________________

  1. Фонематический слух: дифф-ет/не дифф-ет оппозиц. звуки, смешиваемые/не смешиваемые в произношении:

а)  повторение ряда слогов:

та-да-та ____________ га-да-га___________ са-ша-са __________ ча-тя_____

са-ша ___________ за-жа ___________ ча-ца _________________________

б)  различение слов-паронимов:  

печка-Петька______мишка-миска______ложки-рожки_______Маринка-малинка_____

  1. Фонематический анализ и синтез: соотв./не соотв. возр.N.

а) выделение заданного звука из слова.

С: сом_____стол_____автобус______ миска_____

б) выделение ударного гласного в начале слова.

  1. Понимание речи:

Понимание функционального назначения предметов.

Понимание простых предлогов.

Понимание форм единственного и множественного числа существительных.

Понимание форм единственного и множественного числа глаголов прошедшего времени.

7. Словарный запас: объём активн. словаря.

а) существительные/обобщающие слова.

овощи_____ одежда ______посуда_____обувь________мебель________

б) глагольная лексика.

утка__________черепаха __________заяц _________ лошадь______________

в) подбор слов с противоположным значением.

высокий_________длинный __________ толстая _________сладкая_______

  1. Грамматический строй речи: наличие/отсутств. аграммат-ов при спец. исследовании/ в спонт. речи.

Существительные

Употребление предлогов

Ед.ч.

Мн.ч.

Р.п., ед.ч.

В

НА

стул

ИЗ

ЗА

машина

НАД

ПОД

ухо

гнездо

воробей

б) образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением: N/--

цветок__________жук__________ведро __________ гриб_________________

в) согласование существительных с прилагательными: соотв./не соотв. возр.N.

кислый лимон ____________мягкое кресло____________ рыжая лиса _______

  1. Связная речь.

Соответствует ситуации /незначительное искажение ситуации/существ. искажение смысла. Пересказ завершен/не завершен. Наличие/отсутствие выразительных средств языка. Отказ от выполнения.

Логопедическое заключение:

Развитие речи соответствует возрастной норме.

Фонетическое недоразвитие речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Общее нарушение речи _____________________________________________.

Рекомендации: расширять понимание обращенной речи; корректировать звукопроизношение/слоговую структуру речи; развивать фонематическое восприятие; развивать грамматически правильную речь на базе обогащения словаря.

Речевая карта ребенка старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Возраст______________________Группа_______________________________

  1. Состояние артикуляционного аппарата/арт. моторики:

Губы_____________Зубы______________ Подъяз. связка____________Прикус__________

Язык: N, толстый/тонкий, короткий/длинный, напряженный, вялый, волнообр. дв-ия.

Тонус: повыш./понижен/дистония; девиация вправо/влево; длит. поиск арт. позы.

Саливация_____Синкенизии_____Насильств. дв-ия_____ Объем дв-ий: полн./неполн.

  1. Звукопроизношение:

Звуки

Изолированно

В словах

Во фразах

Отсутствие звука обозначается в таблице прочерком.  В случае замены звуков записывается звук-заменитель. В случае искажения звука сокращенно записывается характер искажения (М/З – межзубное произношение, П/З – призубное, Г/З – губно-зубное, БОК. – боковое, УВ. – увулярное, ВЕЛ. – велярное, ШИП – шипящее, Г /Г – губно-губное и т.д.). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С

С’

З

З’

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Р

Р’

Л

Л’

Й

П-Б-М

В – Ф

Т-Д-Н

К-Г-Х

  1. Слоговая структура слова: сохранна, пропуски, перестановки, вставки слогов и звуков, упрощение слогов.

автобус____________космонавт________квадрат_________автобус_________

снеговик_______________милиционер___________цветочки______________

Птичка вывела птенцов в гнезде.

_________________________________________________________________

Золотые рыбки плавают в аквариуме.

__________________________________________________________________

Часовщик чинит часики.

__________________________________________________________________

  1. Фонематический слух: дифф-ет/не дифф-ет оппозиц. звуки, смешиваемые/не смешиваемые в произношении:

а)  повторение ряда слогов:

та-да-та______________ча-тя-ча_____________са-за-са_________________

ча-ца-ча______________ла-ра-ла_____________за-жа-за__________________

б)  различение слов-паронимов:  

сабля-цапля_____печка-Петька____ложки-рожки_____маринка-малинка____

  1. Фонематический анализ и синтез: соотв./не соотв. возр.N.

а) выделение заданного звука из слова: соотв./не соотв. возр.N.

С: сом_____стол_____автобус_____миска_____.

б) определение места звука в слове (начало, середина, конец): соотв./не соотв. возр.N.

1 зв. в слове "сом"_____, посл. зв. в слове  "кот"___, зв. в середине слова "мак"__.

  1. Словарный запас: объём активн. словаря: снижен/соотв. возр.N

а) существительные/обобщающие слова.

транспорт___, дикие жив-ые___, домашние жив-ые___, мебель____________

б) образование прилагательных от существительных.

матрешка из дерева ______________, ручка из пластмассы______________,

варенье из черники ______________, компот из слив __________________

в) образование притяжательных прилагательных.

лапа медведя ___________, дупло белки___________, уши зайца ___________

г) подбор слов с противоположным значением.

широкий_________длинный __________ толстая _________близко_______

  1. Грамматический строй речи: наличие/отсутств. аграммат-ов при спец. исследовании / в спонтанной речи.

Существительные

Употребление предлогов

Ед.ч.

Мн.ч.

Р.п., ед.ч.

в

на

стул

из

за

машина

над

под

ухо

из-за

из-под

гнездо

около

дерево

б) образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

цветок__________жук__________ведро __________ гриб_________________

в) употребление предложно-падежных конструкций: соотв .N /не соотв. возр.N.

  1. Связная речь. Рассказ по серии сюжетных картин.  Соответствует ситуации /незначительное искажение ситуации/существ. искажение смысла. Рассказ завершен/не завершен. Наличие/отсутствие выразительных средств языка. Отказ от выполнения.

Логопедическое заключение:

Развитие речи соответствует возрастной норме.

Фонетическое недоразвитие речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Общее нарушение речи _____________________________________________.

Рекомендации: расширять понимание обращенной речи; корректировать звукопроизношение/слоговую структуру речи; развивать фонематическое восприятие; развивать грамматически правильную речь на базе обогащения словаря.

Дата: _______________ 20_____г.            

Список использованной литературы:

  1. Володина В. С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2014 г.
  2. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – М.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 г.
  3. Стребелева Е. А., Шматко Н. Д., Разенкова Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М. Издательство «Просвещение», 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое обследование дошкольников на основе лингвистического материала, содержащего звуки Х и Х’

Электронная презентация построена на основе лингвистического материала, содержащего звуки Х и Х’, и предназначена логопедам для проведения логопедического обследования дошкольников. В содержание ...

Консультация для воспитателей ДОУ. Логопедическое обследование дошкольника.

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития....

Логопедическое обследование дошкольников по безруковой

Предлагаю Вашему вниманию бланки для проведения обследования речи по методике Безруковой. Удобно для заполнения. Всем удачи и успехов в работе....

Логопедическое обследование дошкольников по безруковой

Предлагаю Вашему вниманию бланки для проведения обследования речи по методике Безруковой. Удобно для заполнения. Всем удачи и успехов в работе....

Карта первичного логопедического обследования дошкольника

Многих родителей беспокоит состояние речи маленького ребенка. Появляются различные вопросы: "Все ли хорошо с речью у моего ребенка?", "Не отстает ли мой ребенок от сверстников?" и т.д. Родителям интер...

"Нажимай и цвета называй". Логопедическое обследование дошкольников с использованием ИКТ

Материал может быть использован как педагогами, так  родителями....

Мастер – класс по логопедическому обследованию дошкольника посредством интерактивной логопедической карты

В документе педагог делится опытом работы по логопедическому обследованию дошкольников посредством интерактивной логопедической карты и сказки – как одного из средств работы с детьми. Интерактив...