Защита и внедрение в практику инновационного проекта. Авторизованная иллюстративная методика обследования дошкольников 4-7 лет с нарушением речи
проект по логопедии по теме

Cидорова Таисия Сергеевна

Защита и внедрение проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proekt_osbsle_novaya_dlinnaya.docx50.51 КБ

Предварительный просмотр:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕХАНИЗМА И ФОРМЫ РЕЧЕВОЙ СИМПТОМАТИКИ, УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ , СОСТАВЛЕНИЕ ПРОФИЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЕНКА,ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ АВТОРИЗОВАННОЙ ИЛЛЮСТРАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-7 ЛЕТ . ЗАЩИТА И ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА.

Сидорова Т.С., Кантур Т.Г.,  учителя-логопеды высшей категории 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №2 Каневской район, Краснодарского края. 

Ключевые слова: проект, разработка, защита, внедрение в коррекционный процесс, диагностика, изучение и исследование, обследование  авторизованная иллюстративная методика.              

         Последнее десятилетие характеризуется  ростом числа детей с различными нарушениями речи. Основными причинами, способствующими этому, считается, увеличение количества детей, рождающихся с признаками перинатальных патологий (перинатальная энцефалопатия); ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки, отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушие многих родителей детям при сохранении заботы о внешнем благополучии.     

В целях оказания коррекционно-развивающей помощи дошкольникам  с тяжелыми нарушениями речи существует система специальных дошкольных учреждений. Каждого ребенка , поступающего в специальное дошкольное учреждение, необходимо всесторонне обследовать. Это важно для  определения коррекционной программы, выбора методов и технологий, прогнозирования развития , разработки рекомендаций родителям. Наш инновационный проект ещё раз доказывает, что такая иллюстративная методика с бальной оценкой позволила более точно сделать вывод о степени сформированности  всех сторон речи в количественном и качественном  отношении (учёт допускаемых ошибок, сам процесс выполнения заданий и другие характеристики). Уникальность этой методики заключается в подборе  огромного количества  иллюстративного   материала в виде сюжетных картин , предметных картин, схем выполнения пальчиковой, артикуляционных упражнений, подробным описанием заданий, инструкций, образца ответа, разработанными диагностическими картами по десяти разделам, речевой картой, речевым профилем ребёнка. Инновационный проект ,   иллюстративная методика обследования может быть использована при проведении диагностики ,обследования, индивидуальных занятий с использованием ИКТ- учителями-логопедами, при обследовании неречевых психических функций-педагогом психологом ,для пополнения креативно-речевого центра и создания картотеки воспитателями.

Творческий вид деятельности позволил нам  достаточно точно сформулировать цели и задачи предстоящей деятельности ,  проанализировать и систематизировать совокупность имеющихся и необходимых средств, обеспечивающих, оптимальные пути достижения  желаемого результата , а самое главное- раскрыть  возможности для педагогического творчества.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного  образования и существующий  противоречиями между  :

В настоящие время для обследования детей используются набор методик в упрощённой вопросно-ответной форме ,  без учёта особенностей детей ( специфики  их  познавательной деятельности , эмоционально-волевой сферы  и т.д.) В результате такой диагностики невозможно получить реальную картину развития ребёнка .  Это часто приводит к ошибкам в оценке уровня речевого развития детей . Необъективные диагностические данные не могут служить материалом для выявления структуры речевого развития , определение прогноза , реальных потребностей ребёнка , не могут быть использованы  для изучения динамики , планирования и организации   коррекционно-образовательной работы . Существующая ситуация не удовлетворяет , её надо изменить . Исходя из вышеизложенного , мы видим актуальность и значимость проблемы

разработки , использовании авторизованной иллюстративной методики обследования , которая представит выбор методов и технологий при всесторонним обследовании каждого ребёнка поступающего в детские сады (логопедический пункт ,  группы  компенсирующей и комбинированной направленности) .

Поэтому - управление  проектирование предполагает :    Создание условий для перехода от существующей ситуации к желаемой ситуации , обеспечение прохождения четырёх стадий : 1.Организация проектирования (сформировать цель , задачи ) 2.Разработка проекта (организовать , спланировать деятельность) 3.Реализация проекта (оказание практической помощи , контроль за осуществление проекта )    4.Оценка результатов и последствий реализаций, защита и внедрение  проекта (презентация ) . Ожидаемые результаты :  разработка  и использование авторизованной иллюстративной методики обследования позволит решить следующие вопросы :  учесть особенности детей  ФФН ,  ОНР 2,3,4 уровень речевого развития ;   создать красочный иллюстративный  материал систематизируя его по 10 разделам  ;  сделать вывод о степени  сформированности  всех сторон речи в количественном качественном отношении (учёт допускаемых ошибок по диагностическим заданиям 10 разделов учитывая бальную оценку )  ;  спланировать коррекционно-развивающую работу в соответствии с реальным результатом обследования ( составить речевой профиль ребёнка на начало и конец учебного года ) ,  показать общий бальный результат в сравнении (мониторинг , динамика ) ;   вычислить суммарные индексы по каждому из разделов , и за все 10 разделов ,  на каждого ребёнка индивидуально ;    включить в коррекционно-образовательный процесс инновационные авторские программно-методические разработки ,  которые , помогут вызвать наибольший интерес у детей повысить уровень речевого развития на 99-100 % ;   установить уровень успешности по каждому разделу и подвести общий уровень успешности за всю проведённую методику ;  на основании речевого профиля  , диагностических карт по 10 разделам составить индивидуальный коррекционный маршрут детей по коррекции с

перечислением всех номеров , заданий наиболее вызывающих трудность у дошкольников по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи ( ФФН ) ; общего недоразвития речи (ОНР 2 , 3 , 4 уровень):    осуществить индивидуальный подход ; разработать диагностические карты по 10 разделам ,  которые позволят увидеть и провести процедуру обработки интерпретации данных , которые позволит проанализировать особенности выполнения заданий  ;  составить многоуровневое логопедическое заключение : определить механизм и формы речевой симптоматики ;   создать пятибалльную систему при выполнении каждого задания  ,  которая позволит , не только сделать оценку каждого задания , но и подвести общий балл , уровень успешности , по каждому из 10 разделов . Те задания которые вызвали затруднение включить в коррекционную индивидуальную работу     -составить подбор диагностических заданий по всем разделам в соответствии с возрастными особенностями детей   ;   выявить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребёнка , сравнить его результаты с результатами других детей;  учесть , что от правильно проведённой диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребёнка , но и часто его судьба ;  снизить влияние таких факторов , как недостаточная компетенция , предвзятость и другие индивидуальные особенности экспериментатора  .     Цель проекта: Использование авторизованной иллюстративной  методике обследования детей    4-7 лет в коррекционном процессе. Познакомить коррекционных педагогов с алгоритмами действий при создании авторизованной  иллюстративной  методики обследования .

Задачи: №1Использование авторизованной иллюстративной методике обследования детей 4-7 лет в коррекционном процессе ; №2  Создание и подбор иллюстративного материала ;№ 3 разработка   5  - ти  балльной
системы, которая позволит получить сумму баллов и определить уровень развития по всем перечисленным ; № 4разработать авторизованную методику обследования ,  создать  диагностические задания  по всем разделам , разработать специальные критерии оценки  в соответствии с возрастными особенностями детей; №5  Провести индивидуальную оценку каждого диагностического задания , провести подсчет суммы балла за все диагностические задания по каждому разделу. Подвести  суммарную оценку по каждому  из 10 разделов и вычислить общий балл за выполнение всех заданий  методики. Определить уровень успешности ; №6 Составление индивидуального речевого профиля ребенка. Мониторинг речевого развития ,  начала и конец учебного года ;№7 составление индивидуального коррекционного маршрута, индивидуальной программа по преодолении речевых нарушений ФНР,ФФНР,ОНР 2 ,3,4, уровень, многоуровневое логопедическое заключение ;№8  Авторские , программно-методические разработки используемые в коррекции речевых нарушений.

       Данный проект  может быть использован при обследовании дошкольников  с речевыми нарушениями  для установления  логопедического заключения составление индивидуального речевого профиля , составление индивидуального коррекционного маршрута  и отслеживание динамики  речевого развития, используя речевой профиль и бальную оценку при исследовании и изучения  важных разделов и направлений с опорой на разработанные диагностические задания с учетом возрастных возможностей детей.                    

        Обследование один из важнейших  этапов, в ходе которого определяется уровень речевого развития дошкольников;   даёт большие возможности для определения механизма и формы речевой симптоматики; дает возможность составить индивидуальный профиль  речевого нарушения  и составить индивидуальную программу  по исправлению и коррекции ; является важным этапом коррекционной работы . От правильно проведенной диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребенка , но и часто его судьба. Эффективность коррекционной работы логопеда определяется умением правильно оценивать структуру дефекта и степень выраженности нарушении; обследование охватывающие как речевые, так и неречевые возможности ребенка с использованием авторизованной иллюстративной методики обследования, позволит провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции. Обследование дает возможность выявить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребенка ,  сравнить его результаты с результатами других детей. Достижение планируемых результатов  предполагает решение следующих задач. Разработка диагностических карт последующим разделам : 1)Изучение исследование сформированности  артикуляционной моторики.2)Изучение исследование сформированности произносительной стороны  речи .3) Изучение исследование сформированности звуковой стороны слова4)Изучение исследование сформированности фонематических процессов и готовности к звуко-буквенному анализу5)Изучение исследование  сформированности  звуко –слоговой структуры слова.6)Изучение исследование  сформированности  импрессивной и экспрессивной речи.(словарь) 7) Изучение  исследование  сформированности  грамматического строя речи.8) Изучение исследование сформированности связанной речи. 9)Изучение исследование  сформированности тонкой моторики кистей  и пальцев рук.10) Изучение исследование сформированносити  неречевых психических функций.

Характеристика диагностического материала . Разработка предлагаемых диагностических материалов осуществлялась с соблюдением основных диагностических принципов , сформулированных Л.С. Выготским и развитых другими исследователями (С.Я. Рубинштейн , 1970 ; А.Р. Лурия , 1973 , 1979 ; А.Н. Леонтьев , 1965 и др.) : принцип системного изучения ; принцип комплексного подхода ; принцип динамического изучения (базируется на концепции Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития ; -принцип качественного анализа результатов обследования .

При разработки авторизованной методики обследования мы опирались на известный в патопсихологии метод «обучающего эксперимента « (А.Я. Иванова, 1976 ; И.Ю. Левченко , 2000 и др.) Прежде , чем проводить обследование ребёнка необходимо : изучить медицинскую документацию ; уточнить сведения о его раннем речевом развитии , а так же выяснить , замечает ли ребёнок свой речевой дефект , как к нему относится , обращались ли родители раньше к логопеду и каков результат ; собрать сведения о семье ,речевой семье ; проанализировать данные психолого-педагогического обследования .

Предлагаемый материал сгруппирован по 10 разделам .

Новизна проекта заключается в модификации и создании авторизованной иллюстративной методики  обследования в которой соединены лучшие педагогические технологии .

При изучении и исследовании  сформированности  моторики артикуляционного аппарата используется известная методика  (Г.В. Чиркина 1992, Г.А. Волкова 1993 , Т.Б. Филичева , Г.В. Чиркина 1991 , Л.В. Лопатина , Н.В. Серебрякова 1994 и др.)

При изучении исследовании сформированности  произносительной стороны речи использовалась литература следующих авторов Г.В. Волкова (2003г) ,Т.А. , Ткаченко , Л.В. Лопатина , Н.В. Серебрякова (1994г) .

При изучении и исследовании сформированности    звукопроизносительной  стороны речи использовалась литература следующих авторов  Г.В. Чиркиной (1992г) , Т.Б. Филичевой (1993г) , О.Е. Грибовой , Т.П. Бессоновой (1999г) , Т.Б. Филичевой , Т.В. Тумановой .

 При изучении и исследовании  сформированности   фонематических процессов .  Используемые в данном разделе приёмы схожи с пробами применяемыми в нейропсихологическом обследовании и позволяют выявить у ребёнка не только нарушение фонематического слуха , но и ряд других показателей А.Р. Лурия , (1973 , 1979) , Л.С. Цветкова (1971 ) , Т.И. Власенко (1992)

При изучении и исследовании  сформированности  звукослоговой структуры слова задания формировали с опорой на 13 классов по Марковой .

При изучении и исследовании сформированности  лексического развития ,  подбор перечней слов , разработка технологии обследования осуществлялось с опорой на исследования Ю.С. Ляховской (1967 , 1970) ; Н.П. Ивановой (1980) ; О.И. Соловьёвой (1966) и других авторов .

 При изучении и исследовании сформированности  грамматического строя речи . Разработка содержания данного раздела осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями , составленными разными авторами (Л.Ф. Спирова , А.В. Ястребова (1992) ; Т.Б. Филичева , Г.В. Чиркина , (1993) ; И.О. Соловьёва .

При изучении и исследовании сформированности связной речи использовались  исследования Р.И. Лалаевой (1998) , Г.А. Волковой (1993) , В.П. Глухова ,  Н.Ю. Боряковой (2003)  

При изучении и исследовании сформированности тонкой моторики кистей и пальцев рук включены пробы  Н.И. Озерецкого (1930г) А,Р. Лурия  (1962 , 1969) и другие методики , модифицированные с учётом возраста и особенностей исследуемых детей .

При изучении и исследовании сформированности  неречевых психических функций использовалась литература следующих авторов И.Ю. Левченко , Т.В. Волковской  и др. В настоящие время ,  пока проблема классификации далека от своего разрешения , целесообразно использовать многоуровневое логопедическое заключение . Для подобного логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций и в каждом конкретном случае объединять их .

Медицинский аспект классификации предлагает учёт того ,  какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный  или речеслуховой ) , в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом ) , какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройство) , время наступления нарушения (до начала формирования речи , в процессе его или после того , как речь уже сформирована ) .

Логопедический аспект предполагает учёт того ,   какое звено речевой системы нарушено : нарушения голоса , лексического , грамматического , семантического строя речи .

Психологический аспект предполагает учёт того ,  в какой мере нарушена коммуникативная функция речи , какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение , каковы тенденции спонтанного развития расстройства , каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства .

Механизм и форма речевого нарушения ,  характер отклонений в функционировании процессов и операций , обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности :
Дислалия  функциональная : моторная , сенсорная , сенсо-моторная
Дислалия органическая (механическая)
Дизартрия : бульбарная , псевдобульбарная , корковая , подкорковая , мозжечковая
Алалия : моторная , афферентная , эфферентная , сенсорная , оптическая  :
речевую симптоматику :  сигматизм  (отсутствие свистящих и шипящих звуков или их искажение : губно-зубной , призубный , межзубный , боковой , носовой , свистящий , шипящий ) : ламбдацизм (отсутствие звуков Л , Ль или их искажение ) и другие .
Состояние неречевых психических функций :слухового восприятия , внимания и памяти ; зрительного восприятия внимания и памяти ; психомоторики , оптико-пространственных представлений , невербального интеллекта , эмоционально-волевой сферы , особенностей поведения , игровой активности. Инновационная  опытно- проектная  деятельность внесена в региональный банк передового педагогического  опыта Краснодарского края.

 Список литературы:

  1. Григоренко М.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. М.: 2003г.
  2. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика обследования общей мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. М.: 2008г.
  3. Семаго М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. М.: 1999г.
  4. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М.: 1998г.
  5. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников. С-Пб.: 2004г.
  6. Соловьёва О.И. «Говори правильно». Альбом по развитию речи Москва 1966 г.
  7. Власенко И.Т. , Чиркина Г.В. методы обследования речи детей М;1992
  8.  Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития .  Монография . М; 2003г .
  9. Левченко И.Ю. Патопсихология.Теория и практика . М;2000г М: Издательство/АСАДЕМА/2000.
  10. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР . М;2004г .
  11. Филичева Т.Б. , Соболева А.В. Развитие речи дошкольника . Методическое пособие с иллюстрациями . Екатеринбург 1996г .
  12. Спирова Л.Ф. , Ястребова Л.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи . М;1990 .

.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕХАНИЗМА И ФОРМЫ РЕЧЕВОЙ СИМПТОМАТИКИ, УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ , СОСТАВЛЕНИЕ ПРОФИЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЕНКА,ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ АВТОРИЗОВАННОЙ ИЛЛЮСТРАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-7 ЛЕТ . ЗАЩИТА И ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА.

Сидорова Т.С., Кантур Т.Г.,  учителя-логопеды высшей категории 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №2 Каневской район, Краснодарского края.

В статье представлена инновационная опытно-проектная деятельность в дошкольном учреждении для детей  с ОНР, с использованием авторизованной , иллюстративной методики обследования .Обоснование актуальности применения  диагностического материала, краткие рекомендации по созданию проекта  и  внедрения в практику.

Ключевые слова: проект, разработка, защита, внедрение в коррекционный процесс, диагностика, изучение и исследование, обследование , авторизованная иллюстративная методика.              

         Последнее десятилетие характеризуется  ростом числа детей с различными нарушениями речи. Основными причинами, способствующими этому, считается, увеличение количества детей, рождающихся с признаками перинатальных патологий (перинатальная энцефалопатия); ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки,   психологического климата в некоторых семьях, равнодушие многих родителей детям при сохранении заботы о внешнем благополучии.     

В целях оказания коррекционно-развивающей помощи дошкольникам  с тяжелыми нарушениями речи существует система специальных дошкольных учреждений. Каждого ребенка , поступающего в специальное дошкольное учреждение, необходимо всесторонне обследовать. Это важно для  определения коррекционной программы, выбора методов и технологий, прогнозирования развития , разработки рекомендаций родителям. Наш инновационный проект ещё раз доказывает, что такая иллюстративная методика с бальной оценкой позволила более точно сделать вывод о степени сформированности  всех сторон речи в количественном и качественном  отношении (учёт допускаемых ошибок, сам процесс выполнения заданий и другие характеристики). Уникальность этой методики заключается в подборе  огромного количества  иллюстративного   материала в виде сюжетных картин , предметных картин, схем выполнения пальчиковой, артикуляционных упражнений, подробным описанием заданий, инструкций, образца ответа, разработанными диагностическими картами по десяти разделам, речевой картой, речевым профилем ребёнка. Инновационный проект ,   иллюстративная методика обследования может быть использована при проведении диагностики ,обследования, индивидуальных занятий с использованием ИКТ- учителями-логопедами, при обследовании неречевых психических функций-педагогом психологом ,для пополнения креативно-речевого центра и создания картотеки воспитателями.

Творческий вид деятельности позволил нам  достаточно точно сформулировать цели и задачи предстоящей деятельности ,  проанализировать и систематизировать совокупность имеющихся и необходимых средств, обеспечивающих, оптимальные пути достижения  желаемого результата , а самое главное- раскрыть  возможности для педагогического творчества.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного  образования и существующий  противоречиями между  :

В настоящие время для обследования детей используются набор методик в упрощённой вопросно-ответной форме ,  без учёта особенностей детей       ( специфики  их  познавательной деятельности , эмоционально-волевой сферы  и т.д.) В результате такой диагностики невозможно получить реальную картину развития ребёнка .  Это часто приводит к ошибкам в оценке уровня речевого развития детей . Необъективные диагностические данные не могут служить материалом для выявления структуры речевого развития , определение прогноза , реальных потребностей ребёнка , не могут быть использованы  для изучения динамики , планирования и организации   коррекционно-образовательной работы . Существующая ситуация не удовлетворяет , её надо изменить . Исходя из вышеизложенного , мы видим актуальность и значимость проблемы разработки , использовании авторизованной иллюстративной методики обследования , которая представит выбор методов и технологий при всесторонним обследовании каждого ребёнка поступающего в детские сады ,  группы  компенсирующей и комбинированной направленности .

Поэтому - управление  проектирование предполагает :    Создание условий для перехода от существующей ситуации к желаемой ситуации , обеспечение прохождения четырёх стадий : 1.Организация проектирования (сформировать цель , задачи ) 2.Разработка проекта (организовать , спланировать деятельность) 3.Реализация проекта (оказание практической помощи , контроль за осуществление проекта )    4.Оценка результатов и последствий реализаций, защита и внедрение  проекта (презентация ) . Ожидаемые результаты :  разработка  и использование авторизованной иллюстративной методики обследования позволит решить следующие вопросы: учесть особенности детей  ОНР 2,3,4 уровень речевого развития ;    создать красочный иллюстративный  материал систематизируя его по 10 разделам  ;  сделать вывод о степени  сформированности  всех сторон речи в количественном, качественном отношении (учёт допускаемых ошибок по диагностическим заданиям 10 разделов учитывая бальную оценку )  ;  спланировать коррекционно-развивающую работу в соответствии с реальным результатом обследования ( составить речевой профиль ребёнка на начало и конец учебного года ) ,  показать общий бальный результат в сравнении (мониторинг , динамика ) ;   вычислить суммарные индексы по каждому из разделов , и за все 10 разделов ,  на каждого ребёнка индивидуально ;    включить в коррекционно-образовательный процесс инновационные авторские программно-методические разработки ,  которые , помогут вызвать наибольший интерес у детей повысить уровень речевого развития на 99-100 % ;   установить уровень успешности по каждому разделу и подвести общий уровень успешности за всю проведённую методику ;  на основании речевого профиля  , диагностических карт по 10 разделам составить индивидуальный коррекционный маршрут детей по коррекции с перечислением

 всех номеров , заданий наиболее вызывающих трудность у дошкольников  с общим недоразвитием  речи (ОНР 2 , 3 , 4 уровень):    осуществить индивидуальный подход ; разработать диагностические карты по 10 разделам ,  которые позволят увидеть и провести процедуру обработки интерпретации данных , которые позволит проанализировать особенности выполнения заданий  ;  составить многоуровневое логопедическое заключение : определить механизм и формы речевой симптоматики ;   создать пятибалльную систему при выполнении каждого задания  ,  которая позволит , не только сделать оценку каждого задания , но и подвести общий балл , уровень успешности , по каждому из 10 разделов . Те задания которые вызвали затруднение включить в коррекционную индивидуальную работу     -составить подбор диагностических заданий по всем разделам в соответствии с возрастными особенностями детей   ;   выявить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребёнка , сравнить его результаты с результатами других детей;  учесть , что от правильно проведённой диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребёнка , но и часто его судьба ;  снизить влияние таких факторов , как недостаточная компетенция , предвзятость и другие индивидуальные особенности экспериментатора  .     Цель проекта: Использование авторизованной иллюстративной  методике обследования детей    4-7 лет в коррекционном процессе. Познакомить коррекционных педагогов с алгоритмами действий при создании авторизованной  иллюстративной  методики обследования .

Задачи: №1Использование авторизованной иллюстративной методике обследования детей 4-7 лет в коррекционном процессе ; №2  Создание и подбор иллюстративного материала ;№ 3 разработка   5  - ти  балльной
системы, которая позволит получить сумму баллов и определить уровень развития по всем перечисленным ; № 4разработать авторизованную методику обследования ,  создать  диагностические задания  по всем разделам , разработать специальные критерии оценки  в соответствии с возрастными особенностями детей; №5  Провести индивидуальную оценку каждого диагностического задания , провести подсчет суммы балла за все диагностические задания по каждому разделу. Подвести  суммарную оценку по каждому  из 10 разделов и вычислить общий балл за выполнение всех заданий  методики. Определить уровень успешности ; №6 Составление индивидуального речевого профиля ребенка. Мониторинг речевого развития ,  начала и конец учебного года ;№7 составление индивидуального коррекционного маршрута, индивидуальной программа по преодолении речевых нарушений  ОНР 2 ,3,4, уровень, многоуровневое логопедическое заключение ;№8  Авторские , программно-методические разработки используемые в коррекции речевых нарушений.

       Данный проект  может быть использован при обследовании дошкольников  с речевыми нарушениями  для установления  логопедического заключения составление индивидуального речевого профиля , составление индивидуального коррекционного маршрута  и отслеживание динамики  речевого развития, используя речевой профиль и бальную оценку при исследовании и изучения  важных разделов и направлений с опорой на разработанные диагностические задания с учетом возрастных возможностей детей.                    

        Обследование один из важнейших  этапов, в ходе которого определяется уровень речевого развития дошкольников;   даёт большие возможности для определения механизма и формы речевой симптоматики; дает возможность составить индивидуальный профиль  речевого нарушения  и составить индивидуальную программу  по исправлению и коррекции ; является важным этапом коррекционной работы . От правильно проведенной диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребенка , но и часто его судьба. Эффективность коррекционной работы логопеда определяется умением правильно оценивать структуру дефекта и степень выраженности нарушении; обследование охватывающие как речевые, так и неречевые возможности ребенка с использованием авторизованной иллюстративной методики обследования, позволит провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции. Обследование дает возможность выявить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребенка ,  сравнить его результаты с результатами других детей. Достижение планируемых результатов  предполагает решение следующих задач. Разработка диагностических карт последующим разделам : 1)Изучение исследование сформированности  артикуляционной моторики.2) произносительной стороны  речи .3) звуковой стороны слова4) фонематических процессов и готовности к звуко-буквенному анализу5) звуко –слоговой структуры слова.6)  импрессивной и экспрессивной речи.(словарь) 7) грамматического строя речи.8) связанной речи. 9) тонкой моторики кистей  и пальцев рук.10) неречевых психических функций.

Характеристика диагностического материала .  Разработка предлагаемых диагностических материалов осуществлялась с соблюдением основных диагностических принципов , сформулированных Л.С. Выготским и развитых другими исследователями (С.Я. Рубинштейн , 1970 ; А.Р. Лурия , 1973 , 1979 ; А.Н. Леонтьев , 1965 и др.) : принцип системного изучения ; принцип комплексного подхода ; принцип динамического изучения (базируется на концепции Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития ; -принцип качественного анализа результатов обследования . При разработки авторизованной методики обследования мы опирались на известный в патопсихологии метод «обучающего эксперимента « (А.Я. Иванова, 1976 ; И.Ю. Левченко , 2000 и др.) Прежде , чем проводить обследование ребёнка необходимо : изучить медицинскую документацию ; уточнить сведения о его раннем речевом развитии. Новизна проекта заключается в модификации и создании авторизованной иллюстративной методики  обследования в которой соединены лучшие педагогические технологии .  Инновационная  опытно - проектная  деятельность внесена в региональный банк передового педагогического  опыта Краснодарского края.

Список литературы:

  1. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников. С-Пб.: 2004г.
  2. Власенко И.Т. , Чиркина Г.В. методы обследования речи детей М;1992
  3.  Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития .  Монография . М; 2003г .
  4. Левченко И.Ю. Патопсихология.Теория и практика . М;2000г М: Издательство/АСАДЕМА/2000.

.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Данный материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ. Развитие слуховой памяти очень важно для успешного обучения в школе, она будет активно задействована на уроках во время рассказов учителя,...

Особенности развития произносительной речи дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи

Особенности развития произносительной речи дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи У всех детей с фонетико-фонетическим нарушением речи отмечаетсязапоздалое речевое развитие, так п...

«Формирование коммуникативных компетенций у дошкольников с ОВЗ с нарушениями речи».

Статья на тему: «Формирование коммуникативных компетенций у дошкольников с ОВЗ с нарушениями речи»....

Использование «Социо - игровой технология» Букатова В. М. в работе со старшими дошкольниками с ТНР (тяжелые нарушения речи).

Данный материал использовался для работы с детьм 5 6 лет с ТНР. были поставлены следующие задачи: формирование навыков дружеского коммуникативного общения со сверстниками. а так же развивать навыки вз...

Применение логопедической технологии коррекции звукопроизношения в работе учителя - логопеда дошкольников с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи)

Предлагаю материал для специалистов - логопедов, в том числе молодых специалистов,  по постановке, коррекции звуков русского языка. Описываю этапы постановки, технологии. Разработала неглядное по...

«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).

  Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...