Применение логопедической технологии коррекции звукопроизношения в работе учителя - логопеда дошкольников с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи)
статья по логопедии (старшая группа)

Исаева Людмила Владимировна

Предлагаю материал для специалистов - логопедов, в том числе молодых специалистов,  по постановке, коррекции звуков русского языка. Описываю этапы постановки, технологии. Разработала неглядное пособие "Аквариум" по автоматизации звуков родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

 Исаева Людмила Владимировна учитель-логопед высшей категории ГБДОУ № 72 г. Санкт – Петербург Выборгского района.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.

 По действующему Федеральному закону об образовании, дошкольное образование является начальной ступенью в системе общего образования. Требования ФГОС дошкольного образования диктует необходимость максимального преодоления речевых дефектов к началу школьного обучения, поскольку от этого во многом зависят успехи ребёнка при обучении в школе. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте.

Что такое педагогическая технология? (технос – искусство, мастерство, логос – учение). В толковом словаре дано определение: «Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве». По мнению В. П. Беспалько, педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. Педагогическая технология по И.П. Волкову, это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. Б. Т. Лихачев дал свое определение: «Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».

Раннее, чаще всего требовалось корректировать шипящие звуки, сонорные звуки, в основном «Р», «Р’», «Л», «Л’», реже свистящие звуки.  Сейчас, в настоящее время, звукопроизношение страдает в большей степени, причём постановки требуют даже гласные звуки, например, «Ы» и согласные раннего онтогенеза: «К», «Г», «Х», «Ф», «В», «Б» и. т. д. Одним из способов приспособиться к меняющейся ситуации является: инклюзивное образование в России. Оно способствует интеграции ребят с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в школьный коллектив, позволяет осваивать общеобразовательные программы, иметь больше шансов для социализации и психологической адаптации.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных условиях, в том числе, и в ситуации удовлетворения особых образовательных потребностей, которые имеют место у детей с отклонениями в развитии. Дети с ТНР имеют ряд характерологических особенностей: у некоторых наблюдается повышенная возбудимость, они слишком подвижны, трудно управляемы, а иные наоборот – вялы, апатичны, они не проявляют интереса к играм, чтению книг. Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, очень впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желание делать всё наоборот), излишней агрессивностью либо ранимостью, обидчивостью [4].

В своей профессиональной деятельности я применяю все логопедические технологии, но более глубоко изучаю и работаю над технологией коррекции звукопроизношения. В ДОУ созданы все условия для коррекции речевых нарушений у детей с ТНР.

Цель: обеспечение системы средств и условий для профилактики и коррекции произношения у детей дошкольников с ТНР, в том числе, обеспечение правильного произношение звуков родного языка.

Конечно, прежде чем работать над постановкой звука, необходимо обследовать звукопроизношение у детей с ТНР.

Обследование звукопроизношения. Проверяются следующие группы звуков: гласные: А, О, У, Э, И, Ы; свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ; сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ; глухие и звонкие парные П - Б, Т - Д, К - Г, Ф-В – в твердом и мягком звучании: П’-Б’, Т’-Д’, К’-Г’, Ф’-В’; мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т. е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ, а также ДЬ, МЬ, ТЬ, Принято различать четыре типа дефектов звукопроизношения: отсутствие звука, искажение звука, замена звука, смешение звука.

Обследование строения артикуляционного аппарата: губы, зубы, твёрдое и мягкое нёбо; дыхательной функции: тип, объём, частота и продолжительность речевого дыхания; голосовой функции: громкость, тембр голоса, атака голоса; просодической стороны речи: темп, ритм, интонация; фонематического восприятия: звуки, слоги, слова

Технологии коррекции звукопроизношения  

Дети с ТНР (ОНР – II и III уровня) имеют стойкие нарушения звукопроизношения (дизартрия, дислалия, свистящий и шипящий сигматизм, алалия, ринолалия и. т. д.). Не важно, какие нарушения речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно большое   значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие: Ф.Ф. Рау выделяет 2 этапа, О.В. Правдина и О.А. Токарева – 3 этапа, М.Е. Хватцев – 4 этапа. Так как принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия нет, то выделение количества этапов не имеет принципиального значения.

1. Подготовительный этап: формирование точных движений органов артикуляции с помощью логопедического массажа и приёмов артикуляционной гимнастики, формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, фонематических процессов, отработка опорных звуков [2]. Учитываю индивидуальные особенности и возможности ребёнка.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков: постановка звука, автоматизация звука, дифференциация звука.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. На этапе дифференциации звуков использую разнообразные приемы различения звуков (по В А. Ковшикову): прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков. Формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный, прием фонематического анализа.

Технология постановки разных групп звуков. Выделяют 3 способа постановки звуков: по подражанию (имитативный), механический и смешанный (впервые выделены в работах Ф.Ф. Рау).

Имитативный – основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда.

Механический способ – основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями.

Смешанный способ – основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение.

Изучая технологию коррекции звукопроизношения, я разработала вместе с детьми дидактическое пособие «Аквариум» для автоматизации звуков родного языка. Детям предложены удочки с магнитами и рыбки в аквариуме, у которых у рта есть скрепка для примагничивания, они «ловят» рыбок с предметными картинками и выполняют задание, в зависимости от поставленной задачи. Представляю данное пособие.

Д/И «Аквариум». Цель: учить детей определять место звука в слове, чётко и правильно проговаривать заданный звук. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Развивать и корректировать фонематический слух, учить звуко – буквенному анализу слов.

 Вариант 1. Д/И «Рыбку лови – первый звук в слове назови» А-ист, Ш – уба

Вариант 2.  Соревнование - двое детей. Д/И «Кто больше поймал рыб?» (на звуки С – С’, З – З’, Ц, Ш-Ж, Р-Р’, Л-Л)

 Вариант 3. Д/И «Где спрятался звук?» Р - первый, в середине, последний.

Работая с детьми с ТНР, я приобщаю родителей к совместной работе по коррекции и автоматизации звукопроизношения, предлагаю основные приёмы, формы работы по автоматизации звуков с собственным ребёнком. Для меня самый лучший результат – хорошая адаптация и обучение выпущенного мною ребёнка в школе. Если ребёнок, страдающий тяжёлым нарушением речи в дошкольном возрасте, усваивает программу общеобразовательной школы – это уже успех. А если он не только усваивает программу, но и преуспевает в этом – это двойной успех. Появляется удовлетворение от проделанной работы и желание работать ещё лучше.

Список литературы:

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

2. Веселова С. С. «Занятия по формированию звуковой стороны речи с детьми с ОНР старшей логопедической группы на тему звуки С И З», Горчакова А.М. «Формирование артикуляторной моторики у детей». Журнал «Логопед в детском саду» 6 - 7 (49- 50), 2010 год.

3. Душка Н. Синквейн. в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).

 4. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит». Санкт – Петербург, «Детство – Пресс» 1999 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед  должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...

Сенсорная интеграция в работе учителя- логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста.

laquo;У всех детей есть мощное внутреннее побуждение развивать сенсорную интеграцию».Джин Айлес«Освоение чтения, письма или математики –исключительно сложные процессы, возможные лиш...

Консультация на методическое объединение "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда, с детьми, с тяжёлыми нарушениями речи (дизартрия)"

Консультация на методическое объединение "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда, с детьми, с тяжёлыми нарушениями речи (дизартрия)"...

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи...

«Применение нетрадиционных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Специфика речевого дефекта и возникающие вторичные отклонения, индивидуальные особенности детей, среда обучения и воспитания вносят свои коррективы в известные традиционные методики  и требуют по...

С Т Е Н Д О В Ы Й Д О К Л А Д Тема: «Применение ИКТ-технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Модернизация системы образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей, внедрению новых подход...

мастер - класс для воспитателей «Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Одной из актуальных проблем современного образования остаётся проблема повышения эффективности коррекционно - образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возм...