мастер - класс для воспитателей «Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Нестерова Ольга Викторовна

Одной из актуальных проблем современного образования остаётся проблема повышения эффективности коррекционно - образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
 
Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам. Одной из таких технологий являются нейропсихологические приёмы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry_.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеёк2 р.п. Башмаково

Консультация для воспитателей

«Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми

с тяжёлыми нарушениями речи»

Подготовила:

О.В. Нестерова

Учитель-логопед

ноябрь, 2023 г.

+Слайд 1

Тема моей консультации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Слайд 2

В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Эти дети соматически ослаблены, имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой моторики, заторможенность, мышечное напряжение, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств. Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.

В связи с этим появляются трудности обучения в школе. Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда вопрос о внедрении нейропсихологических приемов становится актуальным. Чтобы повысить результативность логопедических занятий мы используем нейропсихологические технологии.

Слайд 3

Нейропсихология - это наука, изучающая мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений мозга или наука, изучающая мозговую организацию психических процессов. .

Новое направление в психологии - нейропсихологию – создал Александр Романович Лурия ( 1902-1977 ), ученый с мировым именем, родившийся и выросший в Казани. Именно он создал теорию локализации высших психических функций и разработал нейропсихологические пробы (специальные задания и тесты), которые используются всеминейропсихологами и по сей день.

Нейропсихология имеет ряд существенных особенностей, отличающих её от аналогичных концепций.

Это прежде всего опора на общепсихологические идеи

Льва Семёновича Выготского( 1896-1934 ) и его школы, к которым относятся представления о культурно- историческом происхождении, опосредованности, системности и иерархичности строения психики человека и, прежде всего, наиболее специфичных для него высших психических функций ( «единицы анализа психики и её нарушений»).

Слайд 4

Современные методы коррекции детей с тяжелыми нарушениями речи разделяются на два основных направления

Первое—собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения знаний и формирование ВПФ. Например, целенаправленная работа в сфере слухоречевой памяти, формирование счетных операцийит.д.

Второе направление—методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы.

Слайд 5

Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения, оказать помощь в формировании базовых функций для дальнейшего обучения ребенка.

Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность учителю-логопеду более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу всех психических процессов.

Если межполушарное взаимодействие не сформировано: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации).

Оценив положительное воздействие кинезиологических упражнения на развитие ребёнка, мы стали применять их в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ОВЗ. Практическая значимость использования таких упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей, но и исправляет недостатки устной речи, а также предупреждает нарушения чтения и письма будущих школьников. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Слайд 6

  • Нейропсихологические методики представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга. Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при тяжелых нарушениях речи, задержке психического развития, расстройствах аутистического спектра и других нарушениях.
  • Нейропсихологические признаки детского развития.
  • Первый гласит: "Развитию каждой новой функции, каждого нового навыка представляется строго определенный период в жизни ребенка".
  • По второму принципу, - наиболее фундаментальные функции развиваются изначально и они обосновывают другие.
  • Слайд 7
  • Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов упражнений:
  • 1. Развитие мелкой моторики.
  • 2. Глазодвигательные упражнения.
  • Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.
  • Упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.
  • Слайд 8
  • 3. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
  • Например, упражнения «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», самомассажушных раковин и кончиков пальцев, перекрестная ходьба,зеркальное рисование и другие.

Слайд 9

4. Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями

Слайд 10.

#1056;астяжки.

Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость), зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.

НАПРИМЕР,

РАСТЯЖКА «ФИЛИН». ПОМОГАЕТ РАССЛАБИТЬ МЫШЦЫ ШЕИ, СПИНЫ, СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ, ВОЗНИКШЕЕ ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ НАПРЯЖЕНИИ В СТАТИЧНОЙ ПОЗЕ.

БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ КРОВООБРАЩЕНИЕ, НОРМАЛИЗУЕТСЯ ПРИТОК КРОВИ К ГОЛОВНОМУ МОЗГУ. ЭТО АКТИВИЗИРУЕТ НАВЫКИ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, ЧТЕНИЯ.

С ПОМОЩЬЮ «УХАНЬЯ» ОСВОБОЖДАЮТСЯ ЧЕЛЮСТНЫЕ ЗАЖИМЫ, ЧТО СПОСОБСТВУЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКОВ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЮ , И КАК СЛЕДСТВИЕ, БОЛЕЕ ПЛАВНОЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

МОЖНО ВЫПОЛНЯТЬ СИДЯ И СТОЯ.

Слайд 12.

  • Упражнения для развития артикуляции
  • Упражнения для развития моторной артикуляции.
  • Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта , а артикуляция её активизирует.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в процессе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи

Родители – это самые заинтересованные участники коррекционно-педагогического процесса....

План по самообразованию учителя-логопеда «Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием приёмов нейропсихологии для успешного преодоления речевых нарушений у дет...

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ...

мастер-класс " Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя-логопеда"

использование инновационной деятельности в работе учителя-логопеда...

«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда»

Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии.  Для того, чтобы глубже понимать пр...

Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.

АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...