Мастер-класс для педагогов «Применение техник изотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
план-конспект занятия по психологии

 

Мастер-класс для педагогов  «Применение техник изотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов и психологов посредством использования техник изотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный климат у участников мастер-класса, используя элементы изотерапии;

- познакомить участников мастер-класса с опытом использования техник изотерапии и их применением на практике;

- способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

 

Оборудование: презентация; бейджи; магнитная доска; тарелочки для спонжей и ниток; белые нитки; лист бумаги А3; белая бумага А4, А5, А6; штемпельные подушечки; спонжи и поролон; музыкальное сопровождение; мешочек с пожеланиями в виде сердечек; фишки с номером и названием техник; объёмные цветы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_tehniki_izoterapii.docx 21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов  «Применение техник изотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов и психологов посредством использования техник изотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный климат у участников мастер-класса, используя элементы изотерапии;

- познакомить участников мастер-класса с опытом использования техник изотерапии и их применением на практике;

- способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Оборудование: презентация; бейджи; магнитная доска; тарелочки для спонжей и ниток; белые нитки; лист бумаги А3; белая бумага А4, А5, А6; штемпельные подушечки; спонжи и поролон; музыкальное сопровождение; мешочек с пожеланиями в виде сердечек; фишки с номером и названием техник; объёмные цветы.

Ход мастер-класса

СЛАЙД № 1 (Титульный). Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Любовь Александровна, и я очень рада видеть Вас на мастер-классе «Применение техник изотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

СЛАЙД № 2 (Счастье). И сегодня я приглашаю вас в Цветной город, чтобы туда отправиться нужно поделиться счастьем. Посмотрите, у меня в руках мешочек счастья и я с вами им поделюсь, опускайте руку в мешочек и доставайте. Надеюсь теперь каждый из вас стал чуточку счастливее. Чтобы это проверить, попрошу вас улыбнуться друг другу и поприветствовать любым добрым жестом. А мы начинаем.

СЛАЙД № 3 (Дошкольное детство). Тема нашего мастер-класса актуальна на сегодняшний день, так как дошкольное детство – это один из самых важных этапов в жизни ребёнка.         В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, учится взаимодействовать с людьми, получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольной образовательной организации заключается в поддержке и создании комфортных психологических условий. Психика ребёнка в этот момент очень ранима, ведь ребёнок только начинает узнавать себя и мир вокруг, не всегда может выразить, с какими трудностями он сталкивается, какие переживания испытывает. Взрослые желая помочь проводят с ребёнком беседы, но к сожалению, это не приносит результата и не решает проблему. В таких случаях может помочь арт-терапия. 

СЛАЙД № 4 (Арт-терапия). Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Арт-терапия способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.

СЛАЙД № 5 (Направления). Современная арт-терапия включает в себя множество направлений: музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, песочная терапия, изотерапия.

СЛАЙД № 6 (Изотерапия). Мы более подробно рассмотрим направление изотерапии. В отличие от занятий изобразительным искусством, как организованной деятельностью по обучению рисования, при проведении изотерапии важен сам творческий процесс, а также особенности внутреннего мира творца. Важно не научить ребёнка рисовать, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии.

Кроме этого, изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяет восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром. Существует большое количество техник изотерапии, сегодня мы рассмотрим некоторые из них.

СЛАЙД № 7 (Цветной город). Когда мы с вами «делились счастьем», каждый из вас взял «сердечко» с пожеланием – это наш документ о временном проживании в Цветном городе. Какого цвета ваше «сердечко» в районе такого цвета вы и должны поселиться (сесть за стол).

СЛАЙД № 8 (Первая техника»). Отлично, уважаемые коллеги вы поселились в районах Цветного города и мы можем познакомиться с первой техникой «Оттиск поролоном».

Нам понадобится штемпельная подушечка из тонкого поролона, белая плотная бумага, кусочки поролона, спонжи и хорошее настроение.

Предлагаю вам под приятную музыку выполнить коллективную работу «Наше настроение», для этого возьмите спонжи и штемпельную подушечку с понравившейся краской. Далее наносим оттиск на бумагу. Для изменения цвета договариваемся и меняемся штемпельными подушечками, спонжи тоже берём новые. Вы можете оставить один оттиск или несколько, можно воспользоваться фломастерами и дорисовать получившийся след, превратив его во что-то интересное. А теперь возьмите кусочек поролона и оставьте им оттиск.

Давайте посмотрим на нашу работу, поделитесь своими впечатлениями. Давайте прикрепим её на магнитную доску Цветного города, таким образом мы оставили напоминание о нас.

Данная техника направлена на сплочение коллектива, создание положительного микроклимата в группе, выражение своего эмоционального состояния. Её можно активно использовать в подгрупповой форме (до 8 человек), так как это позволяет легко контролировать деятельность детей и им будет удобно создавать коллективную работу. Использование фоновой музыки расслабляет, снимает напряжение и дарить хорошее настроение.

Сейчас уважаемые участники получите фишки с номером техники и названием, можете положить их на край стола.

СЛАЙД № 9 (Вторая техника). Следующая техника с которой мы познакомимся в Цветном городе – это «Оттиск смятой бумагой».

Для этого нам понадобится штемпельная подушечка, плотная бумага и обычные листы формата А4, А5, А6.

Уважаемые коллеги, наверняка каждый из вас испытывал негативные переживания и эмоции, возможно, испытывал страхи и сейчас я попрошу вас взять понравившуюся бумагу по размеру. Посмотрите на лист бумаги и представьте всё негативное, а теперь сомните её, представляя, как вы избавляетесь от негативных эмоций. Посмотрите, что стало с вашими переживаниями. Затем прижмите смятую бумагу к штемпельной подушечке с краской и нанесите оттиск на чистый лист бумаги. Чтобы сменить цвет, нам необходимо вновь смять чистую бумагу и прижать к штемпельной подушечке другого цвета. Получившийся оттиск можно дорисовать фломастерами и сделать рисунок весёлым.

Подпишите пожалуйста свои работы. Я предлагаю оформить выставку «Отпечатки прекрасного» прикрепите пожалуйста свои работы на магнитную доску. Желающие могут презентовать свою работу и поделиться впечатлениями.

Данная техника направлена на преодоление страхов, зажимов и переживаний, трудностей в коммуникации. И позволяет в интересной форме выразит негативные эмоции, чувства, сделать их помощью оттиска и дорисовывания весёлыми, добрыми и совсем не страшными. Если ребёнок нарисовал свой страх в темных цветах и не дорисовал смешных деталей, то можно предложить ему свернуть и спрятать этот рисунок в сундучок или коробочку, таким образом избавляясь от страха.

Пришло время получить ещё одну фишку с номером техники и названием.

СЛАЙД № 10 (Волшебная поляна). Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на поляну Цветного города – это место в котором цветут невероятной красоты цветы, летают бабочки, греет тёплое, яркое солнце и звучит прекрасная музыка, на этой поляне мы можем расслабиться, насладиться красотой, закрыть глаза и помечтать.

Слайд № 11 (Третья техника). Хорошо, а сейчас перемещаемся в новые районы Цветного города, возьмите с собой сердечки и фишки и поселитесь в новых районах города «Розовый» и «Зелёный. Отлично, а следующая техника называется «Кляксография с ниточкой» или же «Цветные ниточки».

Для работы с данной техникой нам понадобиться лист бумаги, нитка, штемпельная подушечка и спонж.

Сейчас уважаемые коллеги под приятную музыку мы будем создавать рисунки цветными ниточками. Сначала берём лист бумаги и складываем его так, как вам хочется, можно по диагонали, по полам. Затем берём нитки, и выполняем работу на штемпельной подушечке, держа нитку за оба конца взяв спонж с краской, мы прижимаем нитку спонжем и аккуратно вытягиваем её, промакивая в краске. Затем выкладываем изображение из нитки (различные петли, узоры) концы нитки остаются свободными, за пределами листа, далее накладывается вторая половина листа и прижимается одной рукой, а другой нитка вытягивается за кончики, вытягивать можно в разных направлениях. Просушиваем работы и при желании дорисовываем детали фломастерами.

Посмотрите насколько необычные работы у нас получились. Поделитесь своими ощущениями.

Данная техника позволяет развивать воображение, моторику, улучшает эмоциональное состояние, в зависимости от испытываемых ребёнком трудностей можно задавать настрой, показывать его успешность при выполнении такой работы.

СЛАЙД № 12 (Фишки). И конечно же получите фишку с номером и названием техники. А сейчас, прошу вас выбрать самую интересную на ваш взгляд технику и показать соответствующую фишку. Выберите технику, которую планируете использовать в своей работе. И покажите пожалуйста технику, которая показалась сложной?

Большое спасибо за обратную связь, для меня это очень важно.

СЛАЙД № 13 (Волшебный город). Мы с вами смогли оставить оттиск «Наше настроение» в Цветном городе. Избавились от негативных эмоций и оформили выставку «Отпечатки прекрасного». Создали работы используя цветные ниточки.

СЛАЙД № 14 (Реальный мир). К сожалению, время пребывания в Цветном городе ограничено и нам пора возвращаться в реальный мир. В качестве напоминания о Цветном городе можете взять свою работу «Цветные ниточки» и документ о временном проживании в виде сердечка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему:"Использование техники "Квилинг" в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Основной темой моего самообразования является тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста". В целях продолжения работы по теме решила использовать технику "квилинг...

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: Повысить мотивацию родителей дошкольников к использованию нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей, познакомить родителей с приемами и способами изображения.Задач...

Мастер-класс по декорированию дисков в технике Декупаж для занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс по декорированию дисков в технике Декупаж для занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Оформление диска в технике декупаж»....

Мастер-класс для родителей "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Мастер-класс для родителей "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Мастер - класс для родителей «Использование электронного конструктора «Знаток» в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Мастер - класс для родителей "Использование электронного конструктора "Знаток" в работе с детьми старшего возраста"...

Мастер-класс "Использование планшетов,системы контроля знаний в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста,имеющими ОНР"

Информационно-коммуникационные технологии  (ИКТ) способствуют  развитию информационной компетентности современного дошкольника. Они  являются  мощным орудием развития формирующегос...