методический материал "В гармонии с наукой и душой"
учебно-методический материал по психологии (старшая группа)

Монид Любовь Евгеньевна

Развитие ребенка в дошкольные годы  - это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днем перед ребенком раскрывается окружающий его мир – мир   человеческих отношений. Ненасытная жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться. Психологическое сопровождение согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Педагог-психолог современного ДОУ создает условия для гармоничного становления личности ребенка, помогает ему продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_garmonii_s_naukoy_i_dushoy.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая записка

Муниципальное образование

      МБОУ «Начальная школа – Детский сад № 11»

     Монид Любовь Евгеньевна, педагог – психолог

  Методическая разработка «Цветок дружбы – как научиться дружить»

           (формирование основ духовно – нравственных ценностей детей через создание условий для эмоционального сближения коллектива сверстников).

     Данная методическая разработка (технологическая карта занятия «Цветок дружбы – как научиться дружить») направлена на социально-психологическую  коррекционно-развивающую работу с детьми старшего дошкольного возраста.                                                              Развитие ребенка в дошкольные годы  - это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днем перед ребенком раскрывается окружающий его мир – мир   человеческих отношений. Ненасытная жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться. Психологическое сопровождение согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Педагог-психолог современного ДОУ создает условия для гармоничного становления личности ребенка, помогает ему продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели – поддержания, укрепления и восстановления психологического здоровья воспитанников ДОУ, педагог-психолог включается в педагогический процесс, устанавливает продуктивные взаимоотношения с участниками образовательного процесса.

     В развитии  ребенка дошкольного возраста  ведущую роль играют коммуникативные способности, умение общаться.  Это позволяет различать те или иные ситуации общения, уметь понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого уметь адекватно выстраивать свое поведение с окружающими людьми.

     Коммуникативные способности и умение  дружить, позволяют ребенку  распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.

    Дошкольное детство – период познания ребенком мира человеческих взаимоотношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает большое влияние на развитие ребенка - дошкольника. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому.  

     Я считаю, что моя тема «Цветок дружбы – как научиться дружить» (развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством игровых технологий)  в настоящее время является особенно актуальной, так как отношения со сверстниками и взрослыми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.   Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

     И поэтому цель моей работы: создание условий для формирования у дошкольников чувства принадлежности к группе, коллективу сверстников (помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками; осознать свою индивидуальность, выработать свой стиль общения).

     Исходя из цели, поставила следующие задачи: развивать коммуникативные навыки; развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния; создать  положительный эмоциональный комфорт в группе; формировать у детей адекватную самооценку.

     Актуальным является изучение общения в детской психологии, где общепринятым является положение, что психическое развитие ребенка начинается с общения.

     Общение - это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.   Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

    Необходимо постоянно побуждать у детей  интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими, а значит уметь дружить.

     В своей работе с детьми я увидела проблемы взаимоотношений между дошкольниками, обнаружила конфликтные ситуации в группе. Между моими воспитанниками во время игровой, непосредственно образовательной  деятельностью сформировался широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывались благополучно. Дети не умели договариваться, часто ссорились, конфликтовали, не пытаясь, услышать друг друга.     

     Я провела исследование развития коммуникативных способностей ребёнка в процессе общения со сверстниками, используя метод наблюдения «Капитан корабля», диагностики: «Варежка», «Сделаем вместе». И сделала выводы о необходимости помочь детям наладить отношения со сверстниками. Свою работу с детьми  я  строила так, чтобы дети смогли сотрудничать, слушать и слышать сверстников. У дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

     Представленный материал –  это новый подход к организации системы эмоционального сближения коллектива сверстников, формирования у дошкольников чувства принадлежности к группе сверстников через создание условий  формирования основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста.

Организационная деятельность мероприятия.

     В начале занятия используются  невербальные средства общения, которые позволяют детям эмоционально настроиться на предстоящую работу.

     В вводной части занятия прослеживается четкость и логичн6ость при постановке цели занятия, при объяснении заданий и постановке вопросов. Мотивация соответствует возрасту детей – личная заинтересованность в предстоящем деле.

     На каждый момент занятия были использованы наглядные пособия, которые стимулируют и активизируют  детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.  

    В ходе занятия были использованы игровые моменты, направленные на применение коммуникативных, практических, музыкальных, двигательных навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач.

     Использованные формы соответствовали материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.    Все этапы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях.

      Быстрая сменяемость деятельности и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

     Учитывая возрастные и психические особенности детей группы, непосредственно – образовательная деятельность была построена доступно: дети воспринимали речь, действия педагога. Весь материал был подобран в соответствии с темой мероприятия и возрастными особенностями детей. Педагог учитывает особенности каждого ребенка в зависимости от психолого – физиологического индивидуального развития детей.

Дидактическая деятельность педагога - психолога.

      В каждом моменте занятия педагог старается  активизировать самостоятельность детей и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
     Занятие было выстроено как мотивационно - игровая деятельность.   Дети учились воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других через игровые технологии и технологию чувственного погружения с элементами релаксации, игры. 
Посредством создания игровых ситуаций у детей воспитывается эмоциональный отклик, развиваются эмоции. Это способствовало воспитанию доброго отношения к своим друзьям, формированию основ духовно – нравственных ориентаций у детей   при эмоциональном сплочении детской группы. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон мероприятия и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

 Деятельность детей

     Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляют познавательную активность, эмоционально реагируют  на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения;   заинтересованы, внимательны, организованы.       Данное мероприятие  способствует развитию качеств личности детей (коммуникабельность, способность к общению, способность к оценке), развитию чувства эмпатии; умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других; снятие мышечного и эмоционального напряжения; стремление выполнять заданное до конца;

    В конце занятия  педагог  проводит рефлексивную оценку занятия. Правильно сформулированными вопросами помогает детям сделать выводы, самостоятельно проанализировать проведенное мероприятие. На данном мероприятии была создана благоприятная, эмоционально – положительная атмосфера. Педагогу удалось вызвать у детей   эмоциональный отклик.

 Соответствие материалов требованиям конкурса:  Для дошкольника общение со взрослыми и сверстниками является важным средством освоения окружающей действительности. У него складываются социальные потребности, формируется умение устанавливать продуктивные контакты с другими людьми.  От того, насколько дошкольник освоил деятельность общения, зависит успешность его адаптации к условиям окружающего мира.  Умения действовать сообща, взаимодействовать в разных коммуникативных ситуациях, т.е. научиться дружить, показывают, насколько ребенок готов к новым условиям общения, находиться в гармонии с собой и  окружающими его людьми. Научиться жить под девизом: «Гармония в душе – гармония в жизни».

 Актуальность:  Возраст 6-7 лет по своей психологической характеристике является первым сензитивным периодом для восприятия этических норм в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости. Построенные таким образом занятия дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого, пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении. Последнее связано с развитием самооценки, так как дети оценивают другого, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя, поэтому, сравнивая себя с другим, они осознают свои особенности, свою уникальность, понимают, что у каждого есть ценные качества личности, которые следует любить и развивать. В этом им помогает решение проблемных ситуаций, взятых из детской жизни. Важно не давать детям заранее «правильного» ответа, а ставить их в ситуацию выбора. Проговаривая перед сверстниками свой выбор, ребенок приобретает уверенность в своих силах учится отстаивать свои ценности, что способствует сознательному усвоению правил жизни, к которым он пришел сам, через варианты собственных предположений, а значит, и усвоению тех понятий, которые вытекают из анализа ситуаций.

     Психологическое занятие определяется целями государственной политики РФ в сфере образования, опирается на ФЗ «Об образовании в РФ», концепцию духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России; соответствует ценностным ФГОС нового поколения.  

     Педагогическая целесообразность представленной работы соответствует концепции и значимости для достижения поставленной цели духовно – нравственного развития и  воспитания обучающихся через создание условий для эмоционального сближения коллектива сверстников.

Подбор дидактических средств.  Содержание соответствует концептуальному замыслу и нормативным требованиям. Все компоненты взаимосвязаны, определены планируемые результаты, цели, задачи и способы их достижения (методики и технологии). Соблюдена логика и последовательность представления материала. были намечены цель, задачи, содержание занятия, определены форма проведения, методы, приёмы и средства, а также на занятии использовались технологии: игровая и технология эмоционально – чувственного погружения, необходимые для положительных результатов.

Результативность:  Методическая разработка ориентирована на формирование личностных результатов, указаны подходы к определению личностных результатов обучающихся, прослеживается взаимосвязь целевых установок, механизмов реализации и достоверности оценки их достижения обучающимися, в том числе в соответствии с требованиями ФГОС.

Целостность: Тип занятия - комплексный, что способствует решению поставленной задаче в комплексе. Поставленная на занятие цель была достигнута. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.   Задачи, поставленные на мероприятие были взаимосвязаны между собой и решались в единстве.  Интегративность:   В соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы был использован принцип интеграции  образовательных областей в соответствии с ФГОС.

Индивидуальный подход: Конспект карты был составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.

     При разработке конспекта занятия (технологической карты), прежде всего учитывались возрастные и психические индивидуальные особенности детей данного возраста. Весь материал был подобран в соответствии с темой мероприятия и возрастными особенностями детей. Педагог учитывает особенности каждого ребенка в зависимости от психолого – физиологического индивидуального развития детей.      

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная социально-педагогическая реабилитационная программа по ритмопластике «В музыке и движении - гармония души»

Программа " В музыке и движении - гармония души " нацелена на общее, гар­моничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимос...

В гармонии с наукой и душой. конкурсная работа

занятие с педагогами "Что значит быть толерантным педагогом"...

Гармония музыки и души

Статья опубликована в "Вестнике ИМО", 2012 год...

Методическая разработка "Педагогика как наука"

Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста....

Психология - наука о душе

Консультация знакомит с удивительной наукой психологией...

Методическая разработка "Азбука дорожных наук"

АктуальностьАктуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста плохо развита реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно от...

Методическая разработка по основам науки и естествознания, и речевому развитию в младшей группе на тему: «Волшебное путешествие»

Конспект открытого итогового занятия за 2023-2024 учебный год, младший дошкольный возраст....