Рекомендации по оформлению представления на ребенка, направляемого на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК)
учебно-методический материал по психологии

Ким Елена Хаксуевна

Рекомендации по оформлению представления на ребенка, направляемого на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_posmotret.docx43.02 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Рекомендации по оформлению представления

на ребенка, направляемого на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК)»

Индивидуальные особенности ребенка

Личностные особенности

  • Адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми.
  • Застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость, раздражение, вспышки ярости, неконтактность, обиды и слезы.
  • Часто находится в подавленном настроении.
  • Проявляет агрессию, аутоагрессию, наблюдаются неадекватные реакции.
  • Нравственные качества: адекватность отношений к сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, лживость, умение подчиняться требованиям взрослого, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение, поощрение, наказание.
  • Вспыльчивый, обидчивый.
  • Доминирование отрицательных эмоций, высокая тревожность.

Поведенческие особенности и нарушения поведения

  • Наблюдается (не)сформированность навыков социального общения.
  • Проявляются такие особенности поведения, как замкнутость, избегание контактов; драчливость, агрессивность, недоверчивость, подозрительность; навязчивость, прилипчивость.
  • В общении с детьми наблюдаются реакции негативизма, демонстративности.
  • (Не) умеет общаться, ведет себя обособленно, дистанцируется в детском коллективе, оказывает негативное влияние на состояние ребенка.
  • Уравновешенный, артистичный, доброжелательный, готов к общению.
  • Поведение: спокойное, беспокойное, адекватное ситуации.
  • В поведении расторможен, дистанция со взрослым не удерживается; игнорирует, нарушает личностные границы другого человека.
  • Ребенок контактный, в группе предпочитает (не умеет) играть с детьми, с удовольствием участвует в сюжетно-ролевых играх, в подвижных играх; переживает, если по какой-то причине кто-то из детей не хочет с ним играть, (не) пытается самостоятельно решить эту проблему.
  • В контакт вступает «слишком» легко, многоречив, проявляются элементы поведенческой неадекватности.
  • Дружит с детьми младшего (старшего) возраста, ведомый или проявляет лидерские качества.
  • Имеет вредные привычки: курит, употребляет спиртные напитки и т.д.
  • Поведение девиантной направленности: склонен к бродяжничеству, воровству, суициду и т.д.

Деятельность и работоспособность

  • В целом темп работы медленный (средний, быстрый); (не)равномерный.
  • Темп деятельности неравномерен, зависит от вида предложенного задания.
  • Темп работы неравномерный, на фоне утомления возрастает двигательная  и речевая активность, увеличивается количество допускаемых ошибок.
  • На фоне усталости характерна расторможенность поведения, снижение волевой регуляции.
  • Колебаний работоспособности не выявлено.
  • Работоспособность значительно снижена.
  • Существенно снижен объем устойчивой работоспособности.
  • Темп работы низкий, работоспособность быстро снижается на фоне утомления.
  • Истощаем тонус спонтанной психической активности.
  • Способен (а) работать содержательно непродолжительное время.
  • Нуждается в дозировании нагрузки и отдыха с учетом индивидуальных особенностей.
  • Может продуктивно и целенаправленно работать непродолжительное время.
  • Способен продуктивно работать в течении 5-10 минут, при условии стимуляции к деятельности.
  • Положительное влияние на работоспособность оказывает похвала, позитивная оценка взрослого.
  • При смене мотивации на игровую, работоспособность увеличивалась, появлялся позитивный настрой.
  • При усложнении заданий темп работы снижается.
  • Характерна высокая утомляемость.
  • Быстро врабатывается в деятельность, но при этом быстро истощается.
  • Врабатывается в деятельность медленно, допускает большое количество ошибок.
  • Врабатывается в деятельность медленно, при отработке материала темп работы возрастает, количество ошибок уменьшается.
  • Изменения в эмоциональном фоне не наблюдались.
  • На фоне утомления снижения работоспособности не наблюдается.
  • В ходе выполнения заданий отмечалось изменение эмоционального фона (плаксивость).
  • При переутомлении возникает расторможенное поведение.
  •  Наблюдаются проявления негативизма, как результат переутомления.
  • На фоне утомления резко увеличивается количество ошибок (не замечает их).
  • На фоне утомления критичность и поведенческая активность снижаются.
  • На фоне утомления снижается эмоциональный настрой.
  • При неудаче не сердится, принимает помощь взрослого, не отказывается продолжать работу.
  • Умеет планировать свою деятельность и доводить работу до конца.
  • Не всегда доводит работу до конца, отходит от намеченного плана.
  • Отвлекается, но положительно реагирует на организующую помощь.
  • С трудом переключается на новый вид деятельности.
  • Умеет работать сосредоточенно без отвлечений.
  • Игровая деятельность: (любимые игры; сюжет, содержание игр, их длительность; как ведет себя в играх; какие роли предпочитает; какие роли реально выполняет в игре; умеет ли довести игру до конца; подчиняется ли правилам игры; взаимоотношения со сверстниками в игре; уровень развития игровой деятельности; проявление воображения в игре; роль в коллективной игре; поведение в конфликтной ситуации; отражает ли свой опыт в игр; (не) умеет поддерживать игру, нарушение игровой деятельности и их предполагаемые причины)

                


Психологические особенности ребенка

Восприятие (цвет, форма, величина, целостность восприятия)

  • Восприятие замедленное, (не) нарушенное.
  • Зрительное восприятие развито лучше, чем речевое
  • Восприятие целостное или фрагментарное.

Сенсорное восприятие:

Восприятие цвета:

  • Основные цвета узнает и   называет (не называет).
  • Основные цвета не называет, но соотносит их правильно.
  • Различает цвета (выделяет по слову).
  • Представление о цвете отсутствует.

Восприятие формы.

  • Соотносит предметы по форме.
  • Среди основных форм обозначает …
  • Выделяет по слову геометрические фигуры.
  • Не имеет представления о форме (не отличает круг от квадрата).

Восприятие величины:

  • Соотносит предметы по величине.
  • Представление о величине отсутствует.
  • Выполняет заданием методом «проб и ошибок», ошибки видит, исправляет самостоятельно (с помощью взрослого).

Целостность восприятия:

  • Целостность восприятия не нарушена.
  • Наблюдается нарушение пространственного анализа – синтеза.
  • Складывает самостоятельно разрезную картинку из 2-х  (3-х, 4-х и т. д.) частей методом «проб и ошибок» (зрительного анализа).  

Внимание

  • Внимание в целом устойчивое (неустойчивое).
  • Переключение и распределение внимания недостаточное.
  • Способен к распределению внимания только по одному признаку.
  • Способен к распределению внимания по двум (трем) признакам.
  • Трудности распределения внимания более чем по двум признакам одновременно.
  • Наблюдались трудности переключения внимания.
  • Переключение быстрое, поверхностное.
  • Испытывает трудности при распределении и переключении внимания.
  • Отмечается замедленность темпа переключаемости активного внимания.
  • Определяется недостаточность организующей функции произвольного внимания.
  • Произвольное внимание развито в достаточной (недостаточной) степени.
  • Непроизвольное внимание значительно преобладает над произвольным.
  • Объем внимания достаточный (в пределах возрастной нормы, снижен, значительно снижен).

Память

  • Преобладает механическая, кратковременная память.
  • Трудности мнестического характера. Процесс запоминания замедлен, есть привнесенные слова.
  • Все виды памяти развиты недостаточно.
  • Скорость, объем слухоречевого запоминания имеют динамику к постоянному (снижению) увеличению.
  • Объем кратковременной речевой памяти соответствует возрастной норме.
  • Низкий (высокий) уровень речевой памяти, зрительной памяти; память соответствует возрастной норме.
  • Сужен объем кратковременной речевой памяти.
  • Низкий (недостаточный) уровень слухоречевой памяти.
  • Объем слухоречевого запоминания снижен. При воспроизведении слов встречаются повторы.
  • Недостаточно широк объем кратковременной  зрительной памяти.
  • При повторе слов наблюдается замена на близкие по значению.
  • При воспроизведении словесного материала встречаются искажения.
  • Преобладающий вид памяти: зрительная (слуховая).

Мышление

  • Усвоены простые обобщающие понятия (посуда, одежда и т.п.).
  • Сходство устанавливает в основном по внешним и второстепенным признакам.
  • Доступны лишь простые аналогии.
  • Обобщает по существенному признаку в соответствии с возрастной нормой.
  • Процессы обобщения (не) сформированы.
  • Обобщает по (не) существенному признаку. Ответы односложные.
  • Обобщения носят ситуационный характер.
  • Ребенок (не) может оперировать понятийными признаками.
  • (Не)способен выделять существенные признаки.
  • Испытывает трудности в назывании обобщающих слов, производит замены (одежда – вещи, овощи – фрукты и т. д.).
  • Понятийные категории не сформированы, обобщающими понятиями не владеет.
  • Категория ответов в большинстве случаев носит объединение по конкретному признаку, что соответствует возрастной норме.
  • (Не) классифицирует по форме (цвету, размеру и т.д.).
  • (Не) осуществляет простейшие классификации.
  • (Не) исключает  лишний предмет, исключает лишнее по (не)существенным признакам.
  •   Уровень наглядно-образного мышления - средний, использует визуальные аналогии.
  •  Операции анализа и синтеза не сформированы, затруднены;  делает перенос простого алгоритма действий на другую ситуацию;
  • Мышление абстрактное, вербально-логическое – развито недостаточно, очень слабо.

Особенности эмоционально-волевой сферы

  • Легко, поверхностно реагирует на объективно тяжелые жизненные ситуации.
  • Наблюдаются быстрые переходы от одного настроения к другому.
  • Не в состоянии управлять волевыми действиями.
  • Не может проявлять волевое усилие и преодолевать встречающиеся трудности.
  • Не может подчинить свое поведение определенной задаче, спланировать свои действия.
  • Отсутствие самостоятельности и целеустремленности.
  • Наблюдается нарушение эмоционально-волевой сферы: импульсивность, застреваемость на неадекватных реакциях (чаще всего – на плаксивости), двигательная расторможенность.
  • Энергетический ресурс у ребенка – снижен, на хорошем уровне; оптимальная работоспособность – на низком (высоком) уровне; при усложнении мыслительной активности наблюдается резкое снижение продуктивности, проявление вялости, инертности, утомляемости.
  • В мотивации к школьному обучению отмечается незрелая позиция: в школе преобладает игровая деятельность, развлечение, общение с детьми.

Особенности устной речи

Словарный запас

  • Объем словарного запаса достаточный, соответствует возрасту, в пределах обихода, резко ограничен
  • Словарь беден (неточен, ограничен обиходно-бытовой тематикой)
  • Трудности при подборе (антонимов, синонимов, однокоренных слов)
  • (Не) понимает значение многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении
  • Отмечается многословность или недостаточная развёрнутость высказываний.
  • Предложения отличаются краткостью, стереотипностью, круг используемых слов крайне ограничен.
  • Ограничен речевой запас, поэтому происходит неточный отбор слов.
  • Неточное значение и употребление обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качество, признаки, состояние предметов и действий, а также способы действий.
  • (Не) сохраняет логическую последовательность в изложении событий.
  • Затрудняется в объяснении слов в переносном значении. Отмечается низкий уровень сформированности обобщающей функции слова.

Звукопроизношение

  • (Не) нарушено
  • Речь без дефектов.

Фонематические процессы

  • Фонематический слух (восприятие) развит (не) достаточно или фонематический слух (восприятие) (не) сформирован соответственно возрасту.
  • Фонематический синтез (не) сформирован; (не) образует слова из последовательно названных звуков.
  • Фонематические представления (не) сформированы, (не) затрудняется придумывать слова на заданные звуки, отбирать картинки.
  • Испытывает значительные трудности при выполнении более сложных форм фонематического анализа и синтеза.
  • (Не) правильно дифференцирует слова.
  • (Не) владеет звукобуквенным анализом и синтезом
  • После многократного предъявления не может воспроизвести ряд, состоящий из 5 различных слогов
  • Допускает многочисленные ошибки при выделении звука и слова, при отборе картинок на заданный звук.
  • (Не) справляется с заданием на определение последовательности и места звука в слове
  • Незрелость фонематического восприятия
  • Испытывает трудности дифференциации звуков: звонких – глухих, твердых – мягких
  • Низкий, высокий уровень владения определением количества и последовательности звуков в словах
  • (Не) точно различает понятие звук, буква и слог
  • Затруднены сложные формы звукового анализа

Слоговая структура слова

  • (Не) удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно…
  • Слова сложного звукового состава воспроизводит (не) правильно,
  • Трудности воспроизведения серии слоговых сочетаний
  • (Не) удерживает последовательность и количество слогов при воспроизведении слогового ряда, а так же предложении из 4 – 5 слов (пропускает слова или не может повторить)
  • Низкий уровень овладения анализом слогового состава слова
  • Нарушение слоговой структуры слов встречается при воспроизведении незнакомых слов

Грамматический строй речи

  • (Не) достаточно сформирован для данного возраста
  • В речи  отсутствуют сложные синтаксические конструкции
  • Несогласование слов во фразе, аграмматизмы
  • Трудности при составлении предложений из набора слов по сюжетной картинке.
  • Нарушен порядок слов в предложении. Набор слов вместо связного высказывания
  • Недостаточная сформированность и устойчивость представлений и знаний о структуре простого предложения.
  • При употреблении простых предлогов допускает их замены, пропуски. Допускает ошибки в употреблении предлогов. Не пользуется сложными предлогами
  • Допускает ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с прилагательными и глаголами
  • Пользуется простыми предложениями, допуская большое количество ошибок, предлоги опускает, заменяет. Наблюдается неполная сформированность понимания значений даже наиболее простых предлогов
  • Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения 

Связная речь

  • Связная речь: соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована.
  • Умеет пересказывать без искажений незнакомый рассказ.
  • При пересказе передаёт содержание упрощённо. Пересказывает важные части рассказа, но не устанавливает причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
  • Рассказ характеризуется бедностью языкового оформления и нарушением логической связи. Отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажение.
  • (Не) сохраняет основной сюжетной линии. При пересказе, соскальзывает на второстепенные детали.
  • Пересказывает с помощью вопросов. Общий смысл прочитанного понимает.
  • По картинке перечисляет отдельные элементы ситуации, часто не различаются существенные и второстепенные детали. Наблюдается отсутствие связующих элементов. Затруднения приводят к частым остановкам, вызывают необходимость задавать наводящие вопросы
  • В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающая временные и пространственные отношения
  • Связная речь характеризуется односложностью, неумением связно, последовательно строить рассказ, бедностью в выборе языковых средств.
  • (Не) умеет оформлять высказывания с помощью языковых средств (временные, пространственные, причинно-следственные).
  • Рассказы со скрытым смыслом малодоступны
  • Пересказывает с помощью вопросов. Общий смысл прочитанного понимает

Познавательная сфера

Математика

  • Счет прямой, обратный, порядковый: осмысленный, механический.
  • Состав числа
  • Вычислительные навыки, их автоматизация: сформированы недостаточно, (не) сформированы
  • Решение задач: (не) может самостоятельно решать простые (составные) задачи, решает с опорой на наглядность,  решает только при помощи и объяснении педагога.
  • Таблицу умножения (не) знает.
  • Измерительные навыки (не) сформированы.

Чтение

  • (Не) читает
  • Способ чтения побуквенный, послоговой, целыми словами; замедленное, ошибочное, угадывающее, (не) овладел слитным чтением. Понимание прочитанного (не) нарушено.  Слоги и слова читает правильно, простые слова читает целостно. Делает запинки при чтении многосложных слов. Скорость чтения (не)высокая. Чтение с большим количеством ошибок (пропуски букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний и др.)
  • Чтение (не) выразительное, лишено интонационной, эмоциональной насыщенности.
  • Допускает замены букв, пропуски отдельных слов. Смысл прочитанного (не) понимает. Пересказывает по наводящим вопросам, дословно. Рассказы со скрытым смыслом (мало) доступны.
  • (Не) отвечает на вопросы по тексту, (не) пересказывает.
  • Причинно-следственные связи выстраивает только с помощью взрослого, самостоятельно.

Письмо

  • Отсутствие орфографических ошибок.
  • При списывании (не) наблюдаются ошибки (единичные, множественные).
  • В диктантах и изложениях многочисленные ошибки.
  • Графические ошибки: пропуск элементов или лишние элементы. Сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки. Трудности в удержании строки. Постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствие элементов букв по размеру, раздельное написание букв внутри слова. Трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы. Устойчивая зеркальность при написании букв. Производит замену букв.
  • Отсутствие выделения начала предложения. Пропуск и замена гласных, в том числе ударных. Нарушение порядка букв.
  • Орфографические ошибки
  • Темп письма медленный.
  • Письмо автоматизированное / неавтоматизированное

Окружающий мир

  • Знания о себе и окружающем мире (не) соответствуют возрасту, (не) устойчивые.
  • Ориентировка в себе, и в пространстве (не) сформирована.
  • Во времени (не) ориентирован (часы, времена года, месяцы, дни недели, части суток).

Особенности общей и мелкой моторики

  • Латеральные предпочтения преимущественно правосторонние (левосторонние).
  • Смешанный тип латеральных предпочтений.
  • Хорошая координация движений пальцев рук.
  • Ребенку с трудом даются точные движения, движения неловкие, скованные, наблюдается тремор.
  • Отмечается несформированность мелкой (крупной) моторики.
  •  Общая моторика развита в пределах возрастной нормы (уровень – ниже среднего), наблюдается общая гипотония мышц.
  • Ручная моторика: не умеет или стал аккуратнее штриховать; самостоятельно (не) рисует изображения, сюжетные картинки; (не) печатает буквы, (не) видит клетку, пишет свое имя, простые слова, однако объем и точность движений еще недостаточны, при копировании идет упрощение композиции.
  • Общая моторика: (норма, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок)
  • Сохранность моторных функций: недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен, темп (норма, быстрый, медленный, переключаемость (точная, неточная, координация (норма, незначительные нарушения, нарушена, неполная).

Обучаемость, способы выполнения заданий, умение использовать помощь

  • Ошибки не замечает, не исправляет, даже после обращения на них внимания.
  • Отмечается целенаправленная организация собственной деятельности.
  • Инструкцию удерживает самостоятельно (удерживает при ее повторении, не удерживает).
  • Инструкцию и программу удерживает под контролем взрослого.
  • Удерживает инструкцию при повторении или внешнем контроле (рассуждает, комментирует свои действия вслух).
  • Нуждается в упрощении инструкций и вопросов к заданиям.
  • Инструкцию не удерживает, деятельность хаотична.
  • Не удерживает инструкцию, программу выполнения действий.
  • Программу выполнения заданий как невербального, так и вербального характера удерживает самостоятельно (удерживает при вынесении программы вовне, не удерживает).
  • Недостаточно сформированы все компоненты произвольной регуляции собственной деятельности.
  • Грубо не сформированы все компоненты произвольной регуляции собственной деятельности.
  •  С трудом приспосабливается к новой ситуации.
  • Способен (а) работать, не отвлекаясь 5-10 минут, даже если деятельность не очень интересна или трудна.
  • Способен (а) переключиться с одного вида деятельности на другой.
  • Воспринимает инструкцию и по ней выполняет действие, нет необходимости несколько раз повторять инструкцию.
  • Способен (а) удерживать внимание и работать в соответствии с инструкцией.
  • Способен (а) оценить качество своей работы (найти ошибки и исправить их).
  • Самостоятельно справляется с предложенными заданиями.
  • Требуется небольшая стимулирующая помощь в качестве эмоциональной поддержки.
  • С заданиями справляется самостоятельно, периодически необходима стимулирующая помощь взрослого.
  • Необходимо введение дополнительной наглядности, подробное разъяснение.
  • Оказывалась разъясняющая (направляющая) помощь взрослого.
  • При обследовании оказывалась полная развернутая обучающая помощь с дальнейшим переносом на аналогичный материал.
  • Требуется обучающая помощь, которая с трудом переносится на аналогичный материал.
  • Обследование возможно лишь при условии активного внешнего организующего стимулирования.
  • На побуждающее стимулирование возникают негативные реакции в форме отказа от выполнения задания.
  • Наблюдается отказ от деятельности, нежелание посещать школу.

Социальная и бытовая ориентация

  •   Оценка адаптации ребенка в классе (группе): хорошая; удовлетворительная; недостаточная; плохая; иное.
  •   Навыки самообслуживания и уровень развития культурно – гигиенических навыков: самостоятельно (не) пользоваться туалетными принадлежностями; (не) может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; (не) может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет ли убирать свои вещи и т.д..
  •   Умение пользоваться  учреждениями социально-бытового обслуживания (магазины, аптеки и др.учреждения).
  • Социально-бытовые навыки: (не) соответствуют возрасту; недостаточно сформированы; нарушены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм для написания характеристики на ребенка для психолого-медико-педагогической комиссии.

В приложенном файле находится план-алгоритм для написания полной правильной характеристики на ребенка для направления его на обследование на ПМПК....

Публикация на сайте ГБДОУ ЦРР-д/с №24 Красносельского района "О порядке проведения Территориально-психолого-медико-педагогических комиссий"

Размещение данной информации на сайте нашего образовательного учреждения позволяет не только родителям (в первую очередь информация предназначена для родителей детей, имеющих различные речевые нарушен...

Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)

В данном материале содержится информация о порядке создания ПМПк, его целях и задачах, составе специалистов, о роли  взаимодействия психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по обследованию детей с нарушениями слуха (соавторство)

Методические рекомендации разработаны для использования руководителями и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий для оптимизации работы по созданию специальных условий для получения обу...

Консультация для родителей и педагогов "Для чего нужно проходить психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК)"

В консультации раскрыты такие понятия, как "ПМПК", "дети с ОВЗ", дан развернутые разъяснения на тему "Для чего нужно проходить ПМПК", а также как проходит процедура обсле...

Взаимодействие территориальной психолого-медико-педагогической комисси и психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения

Соровождение детей, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи...