Дидактическое пособие "Геометрия эмоций" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка по психологии

Кудашкина Наталья Александровна

С целью развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста мы обогащаем предметно-пространственную среду, изготавливаем дидактические пособия. Так было разработано новое дидактическое пособие "Геометрия эмоций".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_geometriya_emotsiy.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционное пособие «Геометрия эмоций»

Эмоциональное развитие ребенка - одно из важных направлений в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Дети, как и взрослые, должны передавать эмоции, делиться своими переживаниями. Очень важно формировать у детей умение осознанно понимать свои личные эмоции и замечать эмоциональное состояние окружающих. Для успешного решения задачи необходимо знакомить детей с языком эмоций, средствами выразительной передачи своих чувств: мимикой, жестами, интонацией, позами при выражении своих переживаний. Успешному вхождению ребенка в мир чувств и эмоций способствуют различные игры, упражнения, мимическая гимнастика.

   С целью развития эмоциональной сферы у детей мы обогащаем предметно-развивающую среду, изготавливаем дидактические игровые пособия.  Так мною было разработано игровое пособие «Геометрия эмоций» по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников. Оно  представляет собой коробку, содержащую разные геометрические фигуры с интересными заданиями. Пособие можно использовать как для групповой, так и для индивидуальной работы.

  1. «Пирамида эмоций».

Цель: развитие способности чувствовать, понимать себя, свое настроение и эмоции; закрепление умения осознавать себя представителем определенного пола.

На каждой стороне четырехсторонней пирамиды изображены дети с разным настроением (веселые/грустные мальчики/девочки).

Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть пирамиду, обсудить, как определили настроение изображенных детей (по выражению глаз, мимики губ и бровей); просит ребенка подумать, какое сегодня у него настроение и на какого изображенного ребенка он похож.  Далее ребенок размещает  на вершину объемной фигуры скрепыша, опуская на соответствующую сторону  пирамиды. Объясняет причину своего настроения.

  1. «Кубик эмоций».

Цель: закрепление знаний различных эмоциональных состояний сказочных персонажей, распознавание и соотнесение их со схематическим изображением.

 Для игры потребуется кубик эмоций и 20 карточек с персонажами сказок. Ход игры: Педагог раскладывает карточки на столе лицевой стороной вверх. Каждый игрок по очереди бросает кубик, называет выпавшую эмоцию и находит карточку сказочного героя с таким же эмоциональным состоянием. Правильно выбранную карточку игрок оставляет у себя, неправильно – кладет обратно.

  1. «Сквиши-овалиши».

Цель: формирование умения распознавать эмоции по схематическому изображению; произнесение фразы/стихотворения с помощью выбранной эмоции; снятие легкого напряжения.

 Для игры необходимы игрушки сквиши, изготовленные в данном случае из воздушных шариков, наполненных мукой (Грустныш, Весёлыш, Сердитыш, Спокойныш, Испугыш). Для их удобного хранения используется баночка-цилиндр.

Ход игры: Ребенку предлагается (можно с закрытыми глазами) выбрать одного сквиша-овалиша  и произнести заданную фразу или небольшое стихотворение с той эмоцией, которую изображает выбранный сквиш-овалиш (например, «скоро весна», «Мишка косолапый по лесу идет…»). Также можно изменить задание, предложив детям угадать по интонации, какого именно «овалиша» выбрал выступающий ребенок.

  1. «Зеркальный куб».

Цель: формирование у детей умения дифференцировать, изображать  эмоции и чувства других людей, животных и объектов с помощью мимики.

На каждой грани куба картинка объекта живой и неживой природы (медведь, яблоко, цветок, солнце, сова, облако). На месте «лиц» приклеены небольшие зеркала.

Ход игры. Ребенок располагает куб таким образом, чтобы видеть отражение своего лица в зеркальце в одной из граней и с помощью мимики передает различное настроение животного, предмета.  Педагог произносит фразу (варианты: цветок засыхает; мишка рассердился; светит солнце; сова увидела волка; яблоко упало, ему больно;  облаку тяжело; цветок полили, мишке подарили банку мёда; совушке тепло).

  1. «Смайлики-карточки».

Цель: формирование умения определять и распознавать различные эмоции и настроение героев стихотворения, закреплять графическое изображение эмоций.

Для игры каждому ребенку необходим набор карточек-смайликов с 4 разными настроениями (веселый, грустный, испуганный, злой).  Элементы пособия на шпателях-держателях. Их удобно взять в руки, рассмотреть  и назвать эмоцию.

Ход игры: Педагог зачитывает детям стихотворение. Они должны определить настроение героев стихотворения и поднять соответствующую карточку-смайлик.

Стихи к игре «Смайлики-карточки»

«Радость»

Я смеюсь, я хохочу,

улыбаюсь и шучу,

Мне так весело сегодня,

даже танцевать хочу!

×××

У канавки две козявки

Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!

Все не могут перестать:

«Эх вы, глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы».

(К. Чуковский)

«Грусть».

Вот закапали слезинки, кап – кап,

Словно, бусинки – росинки, кап – кап.

Долго сдерживал я их, кап – кап,

Они сами полились, кап – кап…

×××

Яблоко стало невкусным.

Веселое стало грустным.

Сахар – не сладкий.

Соль – не соленая.

Дождик – не мокрый.

Трава – не зеленая.

 Гром на кого-то с неба ворчит.

Мама не хочет со мной разговаривать.

 Мама молчит…

«Злость»

Поглядите, сегодня я злой.

Не играет никто со мной.

Я ногами стучу – стучу,

Во всё горло кричу – кричу…

×××

Сотрясается весь дом:

Бьет Сережа молотком,

Покраснев от злости.

Забивает гвозди…

«Страх»

Страх поселился в меня:

Я боюсь темноты, как огня,

Я боюсь тараканов, мышей,

Я боюсь длинношеих гусей.

А ещё я боюсь собак,

Я боюсь что – то сделать не так…

×××

Зайку спрашивает еж:

- Что ты, заинька, ревешь?

- Очень я перепугался,

С диким зверем повстречался.

Он зеленый, пучеглазый,

 Не видал таких ни разу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Жанры изобразительного искусства"

Вашему вниманию предлагается игра , которая включает в себя игровые методы, элементы соревнования, способствует лучшему осмыслению изобразительного образа.Она в игровой форме закрепляет знания детей о...

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Дидактическая игра (для детей старшего дошкольного возраста) "Слова "близнецы"" образовательная область Коммуникация интеграция областей: Познание

Цель. Расширять словарный запас детей, формировать интерес к родному языку.Активизировать память, мышление, воображение, произвольное внимание....

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

                          Игры для развития звуковысотного слухаМузыкальное лотоИгровой материал. Карточки по числу играющ...

Презентация Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста по теме "Животные Африки"

Данный материал можно использовать как пособие к занятию по теме "Животные Африки", а также в презентации содержатся электронные игры для детей на закрепление знаний по данной теме....

Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

Электронное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО»

Пояснительная запискаДанное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами  ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельнос...