Статья на тему: "Использование программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса в работе с детьми ОВЗ" для журнала "Мастерская профессионала" Успешные педагогические практики.
статья по психологии

Тема: «Использование программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса в работе с детьми ОВЗ дошкольного возраста».

 

Аннотация. В статье описан опыт работы в воспитании и развитии познавательных способностей обучающихся с особенностями здоровья через использование приемов мозжечковой стимуляции.

 

Ключевые слова: мозжечковая стимуляция, упражнения на балансировочных досках, нейроигры, упражнения с нейровосьмеркой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Использование программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса в работе с детьми ОВЗ дошкольного возраста».

Аннотация. В статье описан опыт работы в воспитании и развитии познавательных способностей обучающихся с особенностями здоровья через использование приемов мозжечковой стимуляции.

Ключевые слова: мозжечковая стимуляция, упражнения на балансировочных досках, нейроигры, упражнения с нейровосьмеркой.

Актуальность внедрения современного метода Мозжечковой стимуляции

работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья обоснована тем, что в современной жизни дети испытывают перегрузку: громкой музыкой и работой телевизора, телефоном и гаджетами. Испытывают недостаток тактильных ощущений. Ребенок лишен свободно передвигаться и осваивать окружающее. А это в свою очередь пагубно сказывается на развитие детей.

В последнее время мы видим большой рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых характерно нарушение внимания, памяти, мышления, речи. Этим детям, свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы.

Исходя из опыта работы мы пришли к выводу, что в решении проблем связанных с познавательным развитием детей способствует метод «Мозжечковой стимуляции».

Программа мозжечковой стимуляции родилась в 60-е годы XX века, основоположником которой стал педагог – Фрэнк Бильгоу. В то время он работал в школе, наблюдая за учениками, он заметил интересную закономерность: ученики, которые на переменах играли в подвижные игры, связанные с элементами балансировки, быстрее других усваивали школьную программу и обладали более высокими коммуникативными навыками, в сравнении с другими школьниками. Эти наблюдения дали возможность Бильгоу предположить о наличии тесной связи между физической активностью с элементами балансировки и познавательным развитием школьника. [4]

связи с этим, Бильгоу выдвинул 3 принципа мозжечковой стимуляции:

• Стимулирование сенсорной интеграции;

• Пространственное воображение и чувство равновесия;

• Проприоцептивное обучение.

Развивая эту теорию Фрэнк Бильгоу, в качестве эксперимента, разработал балансировочную доску и простую программу упражнений для работы с доской. В своей программе Бильгоу прорабатывал сразу три аспекта, влияющие на образование новых нейронных связей у ребенка: психологический, дидактический и инструментально-технический. Совокупность этих аспектов стимулировала работу мозжечка и увеличивала навыки обучаемости у ребенка.

Для работы над стимуляцией мозжечка применяются устройства — балансирующие доски, лишенные устойчивой поверхности, на которой

необходимо удержаться. В своей работе мы используем балансировочные доски двух видов. Первый вид балансировочной доски: - это прямая поверхность доски, закрепленная на округлой основе, у которой можно менять амплитуду балансировки занимающегося, и это заставляет в игре ребенка балансировать, чтобы удержать равновесие; второй вид - это изогнутая доска – рокерборд или «сибирский балансир». Ребенку необходимо, балансируя в положении стоя, выполнять упражнения. [2]

Занятия можно начинать с трех лет, регулярные занятия 2-3 раза в неделю по 15 - 30 минут. Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания специалиста, например, обменивается с педагогом мячом, называя буквы алфавита, делая кинезиологические упражнения, считая прямым и обратным счетом, называя домашних и диких животных и т.п.

Занятия по мозжечковой стимуляции начинаются с освоения балансировочной доски, так как все занятия происходят непосредственно стоя на этой доске. Если ребенок не может удержать равновесие, значит следует это осваивать до тех пор, пока для него это не стане доступным. Занятия проводятся под строгим контролем специалиста, как в целях безопасности, так

для полноценной результативности. [2]

Подняться и спуститься с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.

Ребенок в положении сидя «по-турецки». Раскачивая доску просят удержать равновесие.

Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-

назад. Лучше выполнять под музыку.

Положение то же. Круговые вращения руками: а) обе руки в одну сторону; б) обе руки в разные стороны; в) по очереди в одну сторону; г) по очереди в разные стороны.

Любое положение: стоя, сидя, на корточках, на коленях, «по-

турецки»: а) обе руки положить на грудь; б) поднять руки над

головой; в) прямые руки в сторону; г) нагнуться, достать пальцы ног.

Усложнённые упражнения с использованием инвентаря:

Мешочки разного веса с крупой кидаем ребенку, он их должен поймать.

Принимать мяч или мешочки от педагога одной рукой, двумя, кидать и ловить одновременно.

Подкидывать мешочки вверх двумя руками.

Подкидывать вверх правой рукой, потом левой рукой.

Отбивать подвешенный мяч, левой, правой, двумя руками.

Кидать мешочки в мишень на полу или на стене.

Отбивать мяч-прыгунчик от наклонной доски.

Кинуть подвешенный на резиночке мяч, успеть хлопнуть в ладоши пока летит, отбить мяч.

Отбивать летящий мячик палочкой или ракеткой.

При включении занятий в коррекционную работу необходимо учитывать индивидуальный подход и помнить, что каждый ребенок уникален — так же, как уникальны проявления его задержек и сохранных функций головного мозга. Соответственно подход строится исходя из актуальной и желаемой ситуации: одному ребенку можно осмысленно дать легкое упражнение, другому — более сложное, а с третьим необходимо будет усложнять и расширять всю программу от раза к разу.

Занятия имеют как моментальный, так и накопительный эффект. Для полноценного освоения упражнений требуется их точное и систематичное выполнение.

Программа мозжечкового стимулирования благотворно влияет на:

уровень концентрации внимания;

все виды памяти;

развитие речи (как устной, так и письменной), а также навыки чтения;

математические и логические способности;

анализ и синтез информации;

способность к планированию;

работу эмоционально-волевой сферы.

Мозжечковая стимуляция является отличным решением проблем с обучением. Она повышает интеллектуальные и психические способности, становясь хорошим методом помощи для детей, имеющих проблемы с обучением. Однако намного шире этот метод используется и для коррекционных занятий при наличии вполне конкретных проблем. [1] Так, мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях:

ЗРР разной степени тяжести.

Проблема дисграфии или дислексии.

ЗПР и ЗПРР.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Аутизм и другие состояния аутистического спектра.

Алалия.

Логоневроз (заикание).

Отставания в развитии моторики и координации.

Несовершенство работы вестибулярного аппарата

Поведенческие нарушения.

Несобранность, повышенная отвлекаемость.

Нарушения осанки.

Проблемы с обучаемостью.

Последствия минимальной мозговой дисфункции.

Но такую мозжечковую стимуляцию можно применять и в работе с нормотипичными детьми, а также со взрослыми, для увеличения продуктивности работы головного мозга и, следовательно, для улучшения общего состояния организма! [3]

«Концепции развития дошкольного образования Красноярского края на период до 2025 года» и в Адаптированных Образовательных Программах (в том числе и в ООП) нашего детского сада, обозначена одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в ДОУ это - обучение родному языку, развитие речи и речевого общения.

воспитании и развитии познавательного направления дошкольника в Концепции обращается внимание на главную задачу, стоящую перед нами – специалистами, а именно - увидеть и закрепить возникающий интерес ребенка

определенным видам занятий,  игр со сверстниками.   И следовательно -

создать условия для переноса этого опыта взаимодействия на другие виды деятельности детей. [5]

Для достижения поставленных задач коррекционно-воспитательной работы ДОУ и становления личности ребенка - в работу активно вовлекаются родители (законные представители) детей на принципах конструктивности и согласованности взаимодействий педагогического сообщества и семьи.

Если подвести общий итог, хочется еще раз обратить ваше внимание, ссылаясь на задачи Концепции дошкольного образования Красноярского края, на следующее. Используя представленный Вам метод воспитательно –

коррекционной работы с детьми в нашем учреждении, мы осуществляем Индивидуализацию воспитания и образования ребенка, которую обеспечиваем через поддержку естественной активности дошкольника в ходе освоения им

окружающего социального и природного мира, через воспитание положительных личностных качеств и расширение способов позитивного взаимодействия с окружающими людьми. [5]

вот особой формой проявления индивидуализации образовательного процесса как раз является амплификация образовательной среды и формирование вариативных моделей инклюзивного образования в зависимости от условий обеспечения доступности образовательной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. [5]

Амплификация развития – это расширение возможностей развития психики ребёнка-дошкольника за счёт максимального развития всех специфически детских видов деятельности, в результате чего происходит не только интеллектуальное, но и личностное развитие ребёнка.

Вся система воспитательно-коррекционной работы по развитию детей в нашем детском саду ориентирована на стимуляцию их коммуникативной и личностной активности, систематизацию и обобщение личного опыта детей в сфере человеческих взаимоотношений.

Библиографический список

Мозжечковая стимуляция (теория) [Электронный ресурс]. – Режим

доступа: http://psy37.ru/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/

Мозжечковая стимуляция (практика) [Электронный ресурс]. – Режим

доступа: http://tomatis-spb.ru

Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения [Текст]. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

История балансотерапии (теория) [Электронный ресурс]. – Режим

доступа: https://www.derbalancier.ru/teoriya/istoriya/

Концепция развития, воспитания и социализации обучающихся дошкольного образования Красноярского края на период с 2021 до 2025 годов

https://krasobr.admkrsk.ru/wp-

content/uploads/2022/03/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B

7-%D0%93%D0%A3%D0%9E-147-%D0%BF-

%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81-

%D0%BC%D0%B5%D1%80-%D0%BF%D0%BE-

%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D

0%B8.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы мозжечковой стимуляции в работе учителя -дефектолога в условиях реализации ФГОС в ДОУ

Программа мозжечковой стимуляции со специальным оборудованием Learning Breakthrough Kit (Balametrics)Программа мозжечковой стимуляции (Balametrics) была впервые разработана американским доктором Френк...

Статья на тему "Использование мультфильмов в работе с детьми с целью реализации педагогических задач"

Живя в современном мире, в нашу жизнь все более прочно наступают информационно-коммуникативные средства, такие  как компьютер, интернет, телевидение. Мы даже сейчас и не представляем, как без это...

Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса

В методичке описываются базовые принципы использования комплекса в работе с детьми дошкольного возраста, описывается комплект оборудования, отмечены возможности его использования, а также указываются ...

Методическое пособие по использованию кинезиологических комплексов в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

КИНЕЗИОЛОГИЯ - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, от...

"Использование балансировочного комплекса в работе с детьми с ОВЗ"

С помощью балансировочного комплекса возможно выполнение упражнений, которые способствуют развитию зрительно-моторной координации ребенка, улучшают интеграцию сенсорных систем....