"Одаренный ребенок в детском саду и школе"
консультация по психологии (подготовительная группа)

Ю.М. Соколова

проблема одаренности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennyy_rebenok_v_detskom_sadu_i_shkole.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

       

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                        «Центр развития ребенка – детский сад № 2»

              Управления делами президента Российской Федерации»

                    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ

                               

 ТЕМА: «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ И В ШКОЛЕ

   

        

                                                                    доклад составила:

                                          педагог-психолог 1 категории   Соколова Ю.М                      

 

                                                  2022 г.

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ И В ШКОЛЕ

                       (выступление на педсовете от 27.04 22г.)

   Талантливые, одаренные люди – ресурс общественного развития. Такие люди способны обеспечить своей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение.

   Поэтому общество нуждается в школе, которая способна подготовить человека, обладающего высоким уровнем творчества и профессионализма, нравственной позицией и широтой компетенций.

   Проблема развития и воспитания одаренных детей имеет важное государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит потенциал страны.

   В настоящее время в Российской Федерации сложилась система работы с талантливыми детьми, сформирована необходимая нормативно-правовая база.

   Деятельность в области выявления и развития детской одаренности является государственным приоритетом, что получило свое отражение в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642.

   Большую роль в систематизации работы с одаренными детьми сыграл процесс разработки и утверждения ФГОС.

  В основу ФГОС положен системно- деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Системно-деятельностный подход – это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, школьника. Именно данный подход обеспечивает оптимальные условия для реализации программ сопровождения одаренных детей.

Одаренность — это врожденная способность человека к успешному освоению достаточно сложной деятельности.

Чтобы целостно рассмотреть понятие «одаренность» надо начать с понятия «способности» - это то, что нужно для выполнения какой-либо деятельности, это способы выполнения деятельности.

   Человек обладает различными природными способностями, но у каждого они проявляются в разных формах.

Способности – индивидуальные возможности человека в той или иной сфере деятельности.

 Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.  Подразумевается, что у человека есть как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению и новым способам усвоения информации.

   Для классификации способностей используются разные критерии. Так, могут быть выделены чувственно-двигательные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область. Тогда выделяются, например, научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные способности.

Одаренность определяется обладанием большими способностями. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако, научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Задатки- врожденные анатомо-физиологические особенности организма. Это особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы которыми организм наделен от рождения.

Задатки- только возможности и предпосылки развития способностей.

   Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет задатки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

   Новое содержание понятия одаренности как системного качества было раскрыто в отечественной «Рабочей концепции одаренности», которая разрабатывалась по заданию Минобразования России (Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. — М., 2003.)

    Разработка концепции одаренности имела своей целью как раскрытие понятия одаренности на основе теоретических положений отечественной психологии, так и определение основных принципов в решении задач выявления, обучения и развития одаренных детей.

Детский возраст — период становления способностей и личности.

    Дошкольное детство (от 3 до 7лет) - сензитивный период для развития творческого потенциала ребенка.

Сензитивный период развития - период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

   Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко».

Но потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

В каждом детском саду есть такие дети, достижения которых необходимо отмечать на начальном и этапе и развивать в дальнейшем. Каждый воспитатель знает особенности «своего» ребенка, видит его сильные и слабые стороны.

   Выявление и сопровождение способных детей и работа с ними являются актуальной задачей дошкольного и школьного образования, особенно учитывая то, что работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства.

Ю.З. Гильбух (доктор психологических наук) к важнейшим особенностям одаренных детей относит:

- необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности;

- быстроту и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и оперативной памятью;

- сформированность навыков логического мышления;

- богатство активного словаря;

- быстроту и оригинальность вербальных ассоциаций;

- выраженную установку на творческое выполнение заданий;

- развитость творческого мышления и воображения, владение основными компонентами умения одаренных детей.

среди дошкольников одного возраста всегда выделяются такие дети   

   Это типичные черты одаренных детей и их уровень развития способностей уже достаточно высок. Необходимо расширить сферу деятельности таких детей, создать условия для их дальнейшего эстетического и интеллектуального развития.  

   Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности.

Ребенок от природы наделен общими способностями, на основе которых развиваются в деятельности специальные способности.

НО – никакая деятельность сама по себе не развивает способности.

   Развивает способности только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Следовательно, необходимо применять формулу моделирования положительных эмоций: «удивление – интерес – радость».  Как говорят психологи: «способные», одаренные дети – это дети, которые делают немного раньше, немного лучше, немного быстрее и немного не так, как большинство детей».

   Выполняя такую деятельность, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать. Ему интересен не просто результат, а сам процесс.                Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим и др.

Выявление умственной одаренности предпочтительнее начать с 5 лет, в более раннем возрасте это представляет значительные трудности.

   Умственно одаренный ребенок дошкольного возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Это можно использовать по-разному.

Самый простое- это попытаться дать умственно одаренному ребенку как можно больше знаний по программе начальной школы (например, грамота, математика, иностранный язык). Но, как показывают исследования, в большинстве случаев этот путь приведет только к ускорению умственного развития: ребенок, в пятилетнем возрасте освоивший азы школьной премудрости (а это для одаренного ребенка не так уж трудно), сможет раньше поступить в школу и вполне вероятно, раньше ее окончить, но и только.

   Нельзя забывать, что одаренные дети остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо всячески поощрять, избегая «взросления» детей, на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников.

   Большая часть заданий дается детям в игровой, максимально привлекательной для них форме. Отношение взрослых к детям уважительное и доверительное. Воспитателю необходимо всячески поддерживать детскую инициативу, быть готовым изменить ход занятий в соответствии с ней.     Следует помнить, что одаренный ребенок может оказаться «умнее» взрослого при выполнении того или иного задания, придумать свой способ решения задачи, не предусмотренный заранее, что требует от воспитателя особого внимания и гибкости во взаимоотношениях с одаренными детьми.

   Одаренные дети часто задают взрослым много вопросов, дети пытаются выявить закономерности, лежащие в основе каких-либо наблюдаемых явлений. Однако постоянные «Почему?» могут иметь разный смысл. Дети иногда задают вопросы, чтобы привлечь внимание взрослого, наладить с ним общение.

    Одаренный ребенок задает вопрос с познавательной целью, заинтересован в получении обоснованных, неформальных ответов.

   Одаренные дети часто находятся в сложных взаимоотношениях с другими детьми группы. Повышенная активность и инициатива ребенка на занятиях, стремление привлечь внимание взрослого, подкрепленное возможностями ответить на вопросы воспитателя раньше других детей, приводит к тому, что другие дети начинают отрицательно относиться к проявлениям одаренного ребенка. Да и сам одаренный ребенок нередко бывает, нетерпелив по отношению к другим детям, часто не может принять то, что предлагают дети, стоящие ниже его в развитии. Он делает им замечания, перебивает, всячески выражает нетерпение, досаду. Следует учить одаренного ребенка принятию окружающих.

   В общении с одаренным ребенком важно быть особенно терпеливым и не забывать хвалить его, когда он проявляет терпение, дает возможность другим детям и взрослым выразить свою мысль полностью, закончить предложение.    Уже в дошкольном возрасте следует учить одаренных детей стараться не наносить обиды другим детям, постоянно поправляя, уточняя, а иногда и высмеивая их высказывания и поступки. Важно объяснить ребенку, что когда-то лучше подождать с ответом, замечанием, чтобы дать возможность и другим детям проявиться, а не просто все время быть первым и добиваться утверждения своего мнения.

   Часто родители и воспитатели создают вокруг одаренного ребенка «эффект ореола», ожидая от него высоких результатов буквально во всем. Однако вполне возможно, что способности ребенка высоки только в отдельных сферах.  

   Одаренному дошкольнику полезно сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых он не преуспевает. Следует дать понять ребенку, что неудача — нормальная вещь, случающаяся со всеми.

   Иногда дети дошкольного возраста создают такие замыслы, которые остаются нереализованными, да и не могут быть реализованы из-за их нереалистичности, несоответствия возможностям детей (если речь идет о детской деятельности типа рисования и конструирования). Создавая такие замыслы, дети не исходят из реальной ситуации, не включают планирования предстоящей деятельности, продумывания последовательности ее выполнения и представления конечного результата, а ограничиваются «пустым», как правило, чисто словесным фантазированием. Наличие таких замыслов нельзя считать проявлением детской одаренности.

   Выделяемые обычно родителями и воспитателями в качестве признаков умственной одаренности высокое речевое развитие, запоминание большого количества стихов и сказок, сами по себе о такой одаренности свидетельствовать не могут. Большой объем знаний также часто основывается на хорошей памяти ребенка, а хорошая память, хотя и характерна для многих умственно одаренных детей, однако не является определяющим в их развитии. Часто хорошая механическая память оказывается чисто возрастной характеристикой дошкольников, ее уровень значительно меняется на протяжении дальнейшей жизни ребенка. Знания, приобретенные на основе запоминания, могут усваиваться формально, без достаточного осмысления, и вовсе не сказываться на уровне умственного развития дошкольника.

Виды одаренности:

Виды одаренности

Уровни психической организации

Виды деятельности

Академическая одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты.

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

Материал подготовила педагог-психолог 1 категории Соколова Ю.М.

Источники:  

-  Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. — М., 2003.

-https://vospitateli.com/%d0%be%d0%b4%d0%b0%d1%80%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d0%b4%d0%b5%d1%82%d0%b8-%d0%b2-%d0%b4%d0%b5%d1%82%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%bc-%d1%81%d0%b0%d0%b4%d1%83/

-  Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 2003

-  http://www.venger-center.ru/odarenniy%20rebenok.htm

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду

Что такое “одаренные дети”. В чем проявляется одаренность? В современной науке, отмечает Е.И.Щебланова, одаренность не рассматривается как раз и навсегда заданная единая характеристика ребенка, ...

Реферат "Проблеммы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома".

Реферат по дисциплине "Педагогика и психология. Воспитательная работа" на тем: "Проблеммы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома"....

реферат проблемы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома

реферат проблемы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома...

Презентация "Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду"

Презентация "Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду"...

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ.

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса одаренности. В ней освещены такие моменты, как актуальность данного явления в современном обществе, значимость развития одаренных детей для будущего страны...

Работа с одаренным ребенком в детском саду

Статья посвящена организации работы с ребенком, проявляющим выдающиеся способности в какой-либо деятельности. Как помочь развитию таланта и показать возможности его проявления в практической работе....

Методическая разработка Одаренный ребенок в детском саду: пути и проблемы в воспитании

В данной разработке описаны эффективные подходы к диагностике одаренности и коррекции поведения одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении...