Коррекционно- развивающее занятие «Школа внимания»
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Бронникова Светлана Евгеньевна

План занятия:

  1. Развитие переключения внимания. Шульте.
  2. Развитие устойчивости внимания. Копирование букв.
  3. Дыхательное упражнение на развитие энергоблока. Шарик.
  4. Развитие пространственных представлений. Муха.
  5. Двуручное рисование. Волны.
  6. Поиск ошибок. Слово Ворона.
  7. Глазодвигательное  упражнение. Крестики+ язык
  8. Развитие избирательности внимания. Разноцветные примеры
  9. Развитие квазипространственных представлений. Скульптор.
  10. Развитие  восприятия. Зрительный лабиринт.
  11. Прощание. Эстафета успехов.
  1. Найди последовательность фигур

Цель: развитие переключения и устойчивости внимания, развитие периферического зрения.

Материал: рабочие листы, простые карандаши, секундомер для педагога

-Перед вами бланк с фигурами. Ваша задача  - найти среди них фигуры в определенной последовательности и обвести. Искать мы будем такую последовательность: треугольник круг, квадрат.

Педагог просит детей назвать вслух последовательность фигур.

Потом педагог предлагает детям начать искать эту последовательность, постоянно ее проговаривая вслух.

После окончания работы, дети проверяют себя: «Я проверяю себя, я должен был найти треугольник, круг, квадрат. ….» И проговаривают вместе: «Треугольник, круг, квадрат. Подходит» «Треугольник, круг. Не подходит» и т.д.

  1. Копирование букв.

Цель: развитие устойчивости внимания.

Материал: рабочий лист, карандаши

-Помогите маленькой волшебнице Фие переписать правильно заклинание. Перепишите все буквы в нужной последовательности  на строчку ниже.

Дети переписывают, а потом педагог просит детей проверить, не пустили ли они ничего.

 «Я проверяю себя…» и зачитывают все вместе буквы.

  1. Шарик.

Цель: развитие энергоблока для повышения работоспособности.

Материалы: нет.

Дети ложатся на пол, ноги вытянуты, руки на животе.

-Давайте представим себе, что в нашем животе есть шарик. Попробуйте его надуть, вдохнув воздух.

Дети дышат, стараясь надуть живот. Руки помогают контролировать.

-Отлично. А теперь поиграем в игру:

-Сначала мы надуем свои шарики, а потом будем медленно их спускать. Когда шарики спускаются, они шипят, и мы тоже будем шипеть.

-Надуваем шарики (глубокий вдох), держим (2-3секунды), сдуваем («шшшш»)

Игра повторяется 3-4 раза. Если у детей хорошо получается, то педагог предлагает посоревноваться, узнать у кого самый большой шарик. Кто дольше сможет сдувать свой шарик, т.е. шипеть, тот и победил.

Педагог следит, чтобы дети не торопились  и не дышали часто, т.к. от этого может закружится голова.

По окончанию упражнения, дети 5-10 секунд лежат и просто дышат, а потом встают.

  1. Муха.

Цель: развитие пространственных представлений, зрительного внимания, произвольности.

Материалы: рабочий лист, карандаши.

-Посмотрите, это муха, которая попала в клетку. Но она хочет сбежать. За один ход она может пролететь только одну клетку. Я буду говорить, куда муха полетела, а вы внимательно следите за ее перемещением. Как только муха вылетит из клетки, хлопайте в ладоши, чтобы ее поймать. Если мухе удастся вас запутать,  и вы не успеет хлопнуть до того, как я назову следующий ход, то муха улетит в окно.

Педагог сначала с детьми проговаривает право-лево, верх-низ.

Сначала дети могут вести муху пальцем, потом просто взглядом.

Педагог сначала медленно называет ходы, со временем убыстряя темп.

Пример игры на 9-клеточном поле (муха по центру). Вверх-вправо- вниз-влево-влево-вверх-влево (Хлопок)-вверх (Муха улетела)

  1. Двуручное рисование. Волны.

Цель: развитие межполушарных функций, произвольности, переключения внимания.

Материалы: фломастеры, маркеры, доска на стене или мольберты с прикрепленными листами А3, заранее нарисованные педагогом симметричные волны разной сложности (маленькие, большие, частые).

-Сейчас мы будем рисовать двумя руками. Встаньте напротив своего листа (места на доске). Сегодня мы будем рисовать волны.

-Сначала обведем одной рукой верхнюю волну (простую) 5 раз, потом другой рукой 5 раз. Теперь двумя руками вместе в одну сторону 5 раз, и в разные стороны тоже 5 раз.

Потом аналогично дети делают вторую и третью волны.

Педагог должен контролировать, чтобы дети стояли по центру, а не смещались в сторону ни телом, ни головой. Также педагог следит, чтобы дети не опирались на доску или мольберт, а стояли от него на расстоянии  минимум 30 см.

  1. Найди ошибки. Слово Ворона

Цель: развитие переключения внимания.

Материалы: рабочие листы, карандаши.

-Вася писал слово Ворона и сделал несколько ошибок. Прочитайте вслух то, что Вася написал, и найдите все ошибки.

Дети могут читать вместе или по очереди в зависимости от их навыков.

  1. Глазодвигательное упражнение. Крестики+ язык.

Цель: развитие глазодвигательной координации, внимания.

Материалы: нет.

-Будем тренировать ваши  глазки. Сейчас ляжем на пол, ноги выпрямим, ноги не скрещиваем.

-Тренировать глаза будем так: возьмем в руку фломастер с ярким колпачком, вытянем руку вверх. Внимательно глазами смотрим на свой колпачек. Язык лежит расслабленный на нижней губе.

- Мы с вами рукой нарисуем крестик. Прямой рукой медленно ведем вправо, а глазами следим за колпачком. Голову не поворачиваем, шевелятся только глаза. Теперь рука медленно возвращается в середину, а потом идет налево. Глаза внимательно следят за колпачком. А теперь рука опять возвращается в середину. Теперь ведем руку вниз, к ногам. Потом вверх, ко лбу.

-А теперь рука у нас вернулась на исходную позицию – посередине. Сейчас мы будем медленно опускать руку до тех пор, пока колпачок не коснется носа. Глазами внимательно следим за колпачком.

Упражнение выполняется два раза.

А теперь тоже самое сделаем, только «на уровне локтя». Согнем вторую руку в локте и поднимем вверх, а большой палец первой руки приложим к локтю второй. Вот это называется «на уровне локтя». На этот уровне тоже два раза рисует крестик.

-Тренировать глаза очень важно, особенно, если человек смотрит телевизор или работает за компьютером. Поэтому эту зарядку для глаз нужно делать дома каждый день.

Упражнение повторяется 2 раза.

-А теперь тоже самое сделаем на уровне носа. Для этого приложим к носу ладонь ребром, и сверху приложим руку с фломастером. Вот это расстояние от носа до фломастера постарайтесь запомнить. Теперь опять рисуем два крестика на этом уровне и следим глазками, а потом опускаем фломастер к носу.

  1. Разноцветные примеры.

Цель: развитие избирательности внимания, автоматизация навыков счета.

Материалы: рабочий лист, карандаши.

-Сейчас вы начнете решать только примеры, которые написанны красным цветом.  Как только услышите хлопок, то начнете решать примеры, написанные синим с первого. На каждом хлопке меняйте цвет примеров.

Дети начинают решать красные примеры, как только они прорешают несколько строчек, педагог хлопает, и следит, чтобы дети переключились на синие примеры.  Потом следующий хлопок, когда дети снова вработались в синие примеры, и т.д.

  1. Скульптор.

Цель: развитие пространственных и квазипространственных представлений.

Материалы: нет.

-Ребята, сейчас мы поиграем в игру. Я буду скульптором, и выберу одного из вас, чтобы сделать скульптуру. Остальные не должны подглядывать, как я буду «творить». А потом моя скульптура будет каждому по очереди объяснять, в какую позу нужно встать. Но, чтобы вам было понятней, сейчас мы потренируемся.

Педагог выбирает одного ребенка, и кладет его руку на голову, а ногу отставляет в сторону. Педагог спрашивает «скульптуру», запомнила ли она, как надо стоять. Если да, то «скульптура» превращается в ребенка, и должна остальным детям объяснить на словах, как надо встать. При этом показывать нельзя, и трогать других детей тоже нельзя.

Игра может проводиться несколькими вариантами:

  • Педагог и один ребенок остаются в комнате, а остальные дети выходят. Потом дети заходят по одному и каждый ребенок объясняет следующему, как надо встать. В конце проверяем, правильно ли все объяснили. Своеобразный аналог испорченного телефона получается.
  • Все дети остаются в комнате, а педагог со «скульптурой» выходит. Потом ребенок объясняет всем остальным детям,  как надо встать. Кто быстрее сообразит, тот становится «скульптурой». В таком варианте имеет место быть соревновательный момент.
  • Все дети остаются в комнате, а педагог со «скульптурой» выходит. Потом ребенок объясняет одному ребенку, как надо встать, и тот становится «скульптурой» и педагог придумывает для него новую позу.
  •  
  1. Зрительный лабиринт.

Цель: развитие зрительного внимания.

Материалы, рабочий лист, карандаш.

-Ребята, посмотрите, ниточки перепутались, нам нужно найти конец каждой ниточки и подписать его. Искать стараться нужно только глазами, когда проведете нитку до конца, то обязательно подпишите ее кончик соответсвующей цифрой.

  1. Прощание. Эстафета успехов.

Материал: небольшой мячик, клубочек и т.п. свечка. Не важен предмет - важна его эксклюзивность, «ритуальность»

-В конце каждого нашего занятия мы будем делиться своими успехами. Каждый из вас сегодня чему-то новому научился, что-то ему больше всего понравилось. И именно этим мы будем делиться друг с другом. Каждый по очереди будет брать в руки мячик/задувать свечку и т.п. и говорить, что ему большего всего понравилось на сегодняшнем занятии, и чему новому он сегодня научился.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_vnimaniya.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно- развивающее занятие «Школа внимания»

        

План занятия:

  1. Развитие переключения внимания. Шульте.
  2. Развитие устойчивости внимания. Копирование букв.
  3. Дыхательное упражнение на развитие энергоблока. Шарик.
  4. Развитие пространственных представлений. Муха.
  5. Двуручное рисование. Волны.
  6. Поиск ошибок. Слово Ворона.
  7. Глазодвигательное  упражнение. Крестики+ язык
  8. Развитие избирательности внимания. Разноцветные примеры
  9. Развитие квазипространственных представлений. Скульптор.
  10. Развитие  восприятия. Зрительный лабиринт.
  11. Прощание. Эстафета успехов.
  1. Найди последовательность фигур

Цель: развитие переключения и устойчивости внимания, развитие периферического зрения.

Материал: рабочие листы, простые карандаши, секундомер для педагога

-Перед вами бланк с фигурами. Ваша задача  - найти среди них фигуры в определенной последовательности и обвести. Искать мы будем такую последовательность: треугольник круг, квадрат.

Педагог просит детей назвать вслух последовательность фигур.

Потом педагог предлагает детям начать искать эту последовательность, постоянно ее проговаривая вслух.

После окончания работы, дети проверяют себя: «Я проверяю себя, я должен был найти треугольник, круг, квадрат. ….» И проговаривают вместе: «Треугольник, круг, квадрат. Подходит» «Треугольник, круг. Не подходит» и т.д.

  1. Копирование букв.

Цель: развитие устойчивости внимания.

Материал: рабочий лист, карандаши

-Помогите маленькой волшебнице Фие переписать правильно заклинание. Перепишите все буквы в нужной последовательности  на строчку ниже.

Дети переписывают, а потом педагог просит детей проверить, не пустили ли они ничего.

 «Я проверяю себя…» и зачитывают все вместе буквы.

  1. Шарик.

Цель: развитие энергоблока для повышения работоспособности.

Материалы: нет.

Дети ложатся на пол, ноги вытянуты, руки на животе.

-Давайте представим себе, что в нашем животе есть шарик. Попробуйте его надуть, вдохнув воздух.

Дети дышат, стараясь надуть живот. Руки помогают контролировать.

-Отлично. А теперь поиграем в игру:

-Сначала мы надуем свои шарики, а потом будем медленно их спускать. Когда шарики спускаются, они шипят, и мы тоже будем шипеть.

-Надуваем шарики (глубокий вдох), держим (2-3секунды), сдуваем («шшшш»)

Игра повторяется 3-4 раза. Если у детей хорошо получается, то педагог предлагает посоревноваться, узнать у кого самый большой шарик. Кто дольше сможет сдувать свой шарик, т.е. шипеть, тот и победил.

Педагог следит, чтобы дети не торопились  и не дышали часто, т.к. от этого может закружится голова.

По окончанию упражнения, дети 5-10 секунд лежат и просто дышат, а потом встают.

  1. Муха.

Цель: развитие пространственных представлений, зрительного внимания, произвольности.

Материалы: рабочий лист, карандаши.

-Посмотрите, это муха, которая попала в клетку. Но она хочет сбежать. За один ход она может пролететь только одну клетку. Я буду говорить, куда муха полетела, а вы внимательно следите за ее перемещением. Как только муха вылетит из клетки, хлопайте в ладоши, чтобы ее поймать. Если мухе удастся вас запутать,  и вы не успеет хлопнуть до того, как я назову следующий ход, то муха улетит в окно.

Педагог сначала с детьми проговаривает право-лево, верх-низ.

Сначала дети могут вести муху пальцем, потом просто взглядом.

Педагог сначала медленно называет ходы, со временем убыстряя темп.

Пример игры на 9-клеточном поле (муха по центру). Вверх-вправо- вниз-влево-влево-вверх-влево (Хлопок)-вверх (Муха улетела)

  1. Двуручное рисование. Волны.

Цель: развитие межполушарных функций, произвольности, переключения внимания.

Материалы: фломастеры, маркеры, доска на стене или мольберты с прикрепленными листами А3, заранее нарисованные педагогом симметричные волны разной сложности (маленькие, большие, частые).

-Сейчас мы будем рисовать двумя руками. Встаньте напротив своего листа (места на доске). Сегодня мы будем рисовать волны.

-Сначала обведем одной рукой верхнюю волну (простую) 5 раз, потом другой рукой 5 раз. Теперь двумя руками вместе в одну сторону 5 раз, и в разные стороны тоже 5 раз.

Потом аналогично дети делают вторую и третью волны.

Педагог должен контролировать, чтобы дети стояли по центру, а не смещались в сторону ни телом, ни головой. Также педагог следит, чтобы дети не опирались на доску или мольберт, а стояли от него на расстоянии  минимум 30 см.

  1. Найди ошибки. Слово Ворона

Цель: развитие переключения внимания.

Материалы: рабочие листы, карандаши.

-Вася писал слово Ворона и сделал несколько ошибок. Прочитайте вслух то, что Вася написал, и найдите все ошибки.

Дети могут читать вместе или по очереди в зависимости от их навыков.

  1. Глазодвигательное упражнение. Крестики+ язык.

Цель: развитие глазодвигательной координации, внимания.

Материалы: нет.

-Будем тренировать ваши  глазки. Сейчас ляжем на пол, ноги выпрямим, ноги не скрещиваем.

-Тренировать глаза будем так: возьмем в руку фломастер с ярким колпачком, вытянем руку вверх. Внимательно глазами смотрим на свой колпачек. Язык лежит расслабленный на нижней губе.

- Мы с вами рукой нарисуем крестик. Прямой рукой медленно ведем вправо, а глазами следим за колпачком. Голову не поворачиваем, шевелятся только глаза. Теперь рука медленно возвращается в середину, а потом идет налево. Глаза внимательно следят за колпачком. А теперь рука опять возвращается в середину. Теперь ведем руку вниз, к ногам. Потом вверх, ко лбу.

-А теперь рука у нас вернулась на исходную позицию – посередине. Сейчас мы будем медленно опускать руку до тех пор, пока колпачок не коснется носа. Глазами внимательно следим за колпачком.

Упражнение выполняется два раза.

А теперь тоже самое сделаем, только «на уровне локтя». Согнем вторую руку в локте и поднимем вверх, а большой палец первой руки приложим к локтю второй. Вот это называется «на уровне локтя». На этот уровне тоже два раза рисует крестик.

-Тренировать глаза очень важно, особенно, если человек смотрит телевизор или работает за компьютером. Поэтому эту зарядку для глаз нужно делать дома каждый день.

Упражнение повторяется 2 раза.

-А теперь тоже самое сделаем на уровне носа. Для этого приложим к носу ладонь ребром, и сверху приложим руку с фломастером. Вот это расстояние от носа до фломастера постарайтесь запомнить. Теперь опять рисуем два крестика на этом уровне и следим глазками, а потом опускаем фломастер к носу.

  1. Разноцветные примеры.

Цель: развитие избирательности внимания, автоматизация навыков счета.

Материалы: рабочий лист, карандаши.

-Сейчас вы начнете решать только примеры, которые написанны красным цветом.  Как только услышите хлопок, то начнете решать примеры, написанные синим с первого. На каждом хлопке меняйте цвет примеров.

Дети начинают решать красные примеры, как только они прорешают несколько строчек, педагог хлопает, и следит, чтобы дети переключились на синие примеры.  Потом следующий хлопок, когда дети снова вработались в синие примеры, и т.д.

  1. Скульптор.

Цель: развитие пространственных и квазипространственных представлений.

Материалы: нет.

-Ребята, сейчас мы поиграем в игру. Я буду скульптором, и выберу одного из вас, чтобы сделать скульптуру. Остальные не должны подглядывать, как я буду «творить». А потом моя скульптура будет каждому по очереди объяснять, в какую позу нужно встать. Но, чтобы вам было понятней, сейчас мы потренируемся.

Педагог выбирает одного ребенка, и кладет его руку на голову, а ногу отставляет в сторону. Педагог спрашивает «скульптуру», запомнила ли она, как надо стоять. Если да, то «скульптура» превращается в ребенка, и должна остальным детям объяснить на словах, как надо встать. При этом показывать нельзя, и трогать других детей тоже нельзя.

Игра может проводиться несколькими вариантами:

  • Педагог и один ребенок остаются в комнате, а остальные дети выходят. Потом дети заходят по одному и каждый ребенок объясняет следующему, как надо встать. В конце проверяем, правильно ли все объяснили. Своеобразный аналог испорченного телефона получается.
  • Все дети остаются в комнате, а педагог со «скульптурой» выходит. Потом ребенок объясняет всем остальным детям,  как надо встать. Кто быстрее сообразит, тот становится «скульптурой». В таком варианте имеет место быть соревновательный момент.
  • Все дети остаются в комнате, а педагог со «скульптурой» выходит. Потом ребенок объясняет одному ребенку, как надо встать, и тот становится «скульптурой» и педагог придумывает для него новую позу.
  1. Зрительный лабиринт.

Цель: развитие зрительного внимания.

Материалы, рабочий лист, карандаш.

-Ребята, посмотрите, ниточки перепутались, нам нужно найти конец каждой ниточки и подписать его. Искать стараться нужно только глазами, когда проведете нитку до конца, то обязательно подпишите ее кончик соответсвующей цифрой.

  1. Прощание. Эстафета успехов.

Материал: небольшой мячик, клубочек и т.п. свечка. Не важен предмет - важна его эксклюзивность, «ритуальность»

-В конце каждого нашего занятия мы будем делиться своими успехами. Каждый из вас сегодня чему-то новому научился, что-то ему больше всего понравилось. И именно этим мы будем делиться друг с другом. Каждый по очереди будет брать в руки мячик/задувать свечку и т.п. и говорить, что ему большего всего понравилось на сегодняшнем занятии, и чему новому он сегодня научился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия со старшим дошкольником по развитию внимания и самоконтроля.

Развитие внимания и самоконтроля, формирование произвольной регуляции собственной деятельности. Оптимизация тонуса мышц,  ритмирование организма, улучшение зрительного восприятия, развитие межпол...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с группой дошкольников 6-7лет по развитию внимания и самоконтроля.

Оптимизация тонуса мышц, развитие  самоконтроля, развитие внимания и формирование навыков произвольной регуляции собственной деятельности,  снятие синкинезий и мышечных зажимов, ритмир...

Коррекционно-развивающие занятия для детей 5 лет "Развиваем внимание"

Данные задания помогут родителям развивать и корректировать развитие внимания у дошкольников старших возрастных групп....

Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие внимания и мышления.

Конспект занятия разработан для индивидуального занятия для детей старшего дошкольного возраста....

Коррекционное развивающее занятие на развитие внимания

Занятие для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Конспект нейропсихологического коррекционно-развивающего занятия для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Тема: Школа юнг в морском путешествии.

Цель занятия формирование дефицитарных функций детей с СДВГ. Сюжетная форма занятия-путешествия поддерживает интерес детей в течение всего занятия. Структура занятия позволяет  "включить&quo...