Вместе с мамой
план-конспект занятия по психологии

Гилязова Альмира Султановна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Вместе с мамой42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №27"»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Занятие из цикла «Вместе с мамой»

(конспект занятия)

Составила:

педагог-психолог

Гилязова А.С.

г. Нижнекамск

Программное содержание: занятие разработано так, чтобы родители научились лучше понимать своих детей и попытались сами ответить на некоторые «каверзные» вопросы. Как разговаривать с ребёнком, если у него возникли проблемы в школе? Как ему помочь в усвоении программы, не теряя доверительных отношений с ним? Как стать более терпеливым и внимательным по отношению к его трудностям?

Цель: оптимизация детско-родительских отношений при подготовке ребёнка к условиям школьного обучения.

Задачи:

- развитие коммуникативных способностей ребёнка;

- развитие познавательных процессов и креативности ребёнка;

- развитие произвольной сферы ребёнка;

- обучение родителей приёмам развития памяти, внимания, мышления и творческих способностей ребёнка в игровой форме.

Условия:

Оптимальное число участников: 5-7 семейных диад (мама + ребёнок), то есть 10-14 человек. Возраст детей 5-7 лет.

Для проведения занятия можно использовать музыкальный зал. Необходим помощник (воспитатель или старший воспитатель).

Материалы и оборудование: мягкая игрушка или небольшой мяч, головоломки, карандаши, фломастеры, магнитофон, большой ковёр, где могут разместиться все участники группы.

Продолжительность одного занятия 1,5-2 часа. Подобные занятия можно проводить 1 раз в неделю, разработав целый цикл, на протяжении 2-х месяцев. Предварительно провести анкетирование, изучить запросы родителей и учитывать интересы детей.

Игры и упражнения:

1. Представление ведущих.

2. Знакомство друг с другом.

3. Игра «Снежинки».

4. Игра «Подъезжаем к городу Ромашкинску».

5. Упражнение «Если бы я был (а) мамой»,

6. Головоломки на ковре.

7. Игра «Менялки».

8. Обсуждение занятия.

Ход занятия

1. Представление ведущих.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, знакомство участников с правилами.

Содержание: ведущий в нескольких словах рассказывает о себе, представляет помощника, повествует о том, как будет проходить занятие. Показывает небольшой мяч или мягкую игрушку и объясняет, что право голоса будет иметь тот, кто держит в руках этот мяч (игрушку). Если у детей или взрослых есть вопросы, связанные с ходом занятий, тренер может ответить на них.

2. Знакомство друг с другом.

Цель: знакомство друг с другом, развитие коммуникативных способностей, произвольного внимания, слуховой и зрительной памяти.

Содержание: группа делится на две команды – детей и взрослых. Дети остаются в кругу с психологом, в то время как взрослые отходят в сторону или образуют ещё один круг с другим ведущим-помощником. Взрослые решают вопрос о том, как их будут называть дети в ходе занятий. Ведущий может предложить следующие варианты:

- называть родителей по имени-отчеству;

- по именам;

- неформальное обращение, например, «тётя Таня» или «бабуля Оля» и т.д. Могут быть предложены и другие варианты по усмотрению группы.

В это время дети садятся в круг, психолог передаёт по кругу мяч и каждый называет своё имя. Далее психолог по выбору бросает мяч ребёнку с просьбой опять назвать своё имя, но ещё добавить своих соседей. Например, «Меня зовут Тимур, мои соседи: справа Булат, слева Арина» и т.д.

После этого психолог приглашает взрослых присоединиться к ним: образуется один большой круг. Передавая мяч по кругу, взрослые называют свои имена, а затем вместе с детьми повторяют игру «Как тебя зовут?», называя себя и соседей.

3. Игра «Снежинки».

Цель: создание свободной доброжелательной атмосферы.

Содержание: ведущий объявляет группе, что сейчас все будут снежинками. Для этого надо встать и под музыку начать двигаться в свободном направлении. Как только музыка прекратится, все останавливаются и слушают команду психолога: «Снежинки объединяются в группы по три». Все участники выполняют команду. Затем снова продолжает звучать музыка, и как только она замолкает, всем нужно будет выполнить следующую команду: «Снежинки объединяются по 5 (4,6…).

4. Игра «Подъезжаем к городу Ромашкинску».

Цель: развитие креативности детей.

Содержание: дети и взрослые садятся в круг, каждый ребёнок со своим родителем. Ведущий объявляет группе, что сейчас все отправятся в путешествие на поезде по сказочной (цветочной) стране. Все станции, которые мы будем проезжать, будут содержать названия цветов, деревьев или джругих растений. При этом названия растительного мира должны быть несколько изменены, например, город Ромашкинск, или к ним может быть добавлено какое-либо слово, например, «посёлок Весёлые Дубки» и т.д. Каждый из нас будет проводником, и будет объявлять по одной станции, вот так: «А сейчас подъезжаем к городу Гороховску» или «Следующая остановка – посёлок Жёлтых одуванчиков». Далее игра продолжается по кругу. Можно использовать аудиозапись едущего поезда.

Если кому-то из детей трудно выполнить данное задание, он может попросить помочь маму или бабушку.

Подсказывать разрешается только по просьбе ребёнка.

5. Упражнение «Если бы я была мамой…»

Цель: развитие доверительных отношений.

Содержание: упражнение проводится по кругу. Попросить взрослых пофантазировать: что было бы, если бы они на миг стали детьми – дочками и сыночками, а их дети, которые присутствуют на занятии, стали бы их родителями. Затем ведущий передаёт мяч по кругу и просит взрослых по очереди сказать буквально по одному предложению, что бы они хотели делать в этой ситуации или иметь и т.д., например: «Если бы я была дочкой – я бы читала книги целый день». Если сидящий рядом ребёнок захочет спросить маму о чём-либо, он может это сделать, например: «И ночью?». Мама отвечает одним предложением.

Затем ведущий просит детей ответить на вопрос, что было бы, если бы они стали мамами или папами. Дети по очереди отвечают на этот вопрос.

Для детей это просто игра, а взрослые иногда начинают задумываться над стилем их семейного воспитания или какими-либо другими вопросами, а иногда с радостью осознают, что их взаимоотношения с ребёнком ничуть не хуже, чем в других семьях.

6. Игра «Головоломки на ковре».

Цель: развитие логического мышления, креативности и сплочённости внутри диады.

Содержание: группа делится на детей и взрослых. Ведущий-помощник удаляется с группой взрослых и в течении некоторого времени решает с ними организационные моменты и отвечает на их вопросы.

В это время второй ведущий-психолог собирает детей на большом ковре, раскладывает перед ними головоломки и предлагает каждому ребёнку выбрать любую из них по желанию. Чтобы дети почувствовали себя более успешно, для начала им можно предложить придумать и составить какую-либо фигурку из частей головоломки и только потом решать их. Взрослый подбадривает детей, хвалит их, если необходимо, помогает. Если кто-то устал, можно сделать разминку. Через 10-15 минут подходят взрослые и включаются в совместную деятельность с детьми.

Можно предложить различные конкурсы, в которых участвуют только желающие детско-родительские диады. Это могут быть конкурсы на самую необычную фигурку, на самое интересное животное, на самый дружный дуэт и т.д. Выделять победителей не обязательно, достаточно просто похвалить каждую диаду.

Такая совместная деятельность особенно полезна для родителей, так как способствует формированию сплочённости внутри диады, при условии, что взрослый и ребёнок общаются на равных правах.

Для этого задания лучше всего подойдут такие головоломки, как: «Въетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Сложи квадрат» и любые другие, предназначенные для плоскостного моделирования.

7. Игра «Менялки».

Цель: развитие коммуникативных способностей.

Содержание: игра проводится в кругу. Все участники садятся на стулья. Ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого…» и называет любой признак, например, светлые волосы, длинный шарф на шее, чёрные ботинки и т.д. Все участники, имеющие этот признак, встают и быстро меняются местами.

8. Обсуждение занятия.

Участники садятся в круг. Ведущий-психолог просит обсудить в парах наиболее интересные моменты занятия, после чего, передавая мяч по кругу, члены группы высказывают свои мнения и вносят пожелания и предложения относительно следующих встреч. Говорить может как каждый участник группы, так и один представитель от диады.

Ведущий-психолог подводит итог занятия, и если чувствуется заинтересованность родителей, выстраивает перспективу на следующую встречу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вместе с мамой, вместе с папой

Консультативный центр...

Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"

Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...

Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".

«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий         Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...

Конспект совместного мероприятия детей и родителей "Папа,мама,я-спортивная семья или вместе с папой,вместе с мамой отправляюсь я на поиски клада"

В представленном материале показано взаимодействие инструктора по физической культуре с семьями воспитанников ....

Конспект физкультурного досуга для детей средней группы и их родителей «Вместе с мамой мы дружны, вместе с мамой мы сильны» (8 Марта)

Конспект физкультурного досуга для детей среднего возраста и их родителей к празднику 8 марта....