«С ребенком играем - память развиваем»
презентация к уроку по психологии (средняя группа)

Костикова Наталья Геннадьевна

Родительское собрание

«С ребенком играем - память развиваем»

 

Воспитатель:

Уважаемые родители!

Поздравляем Вас с началом учебного года!

 К. Д. Ушинский - основоположник   научной   педагогики писал «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

   Уважаемые родители, а как вы думаете, нужно ли развивать ребенку память? А что такое память? А какие виды памяти вы знаете?

   Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию.

Виды памяти: слуховая, зрительная, тактильная(осязательная),

двигательная, смысловая (логическая), аффективная память (эмоциональная), ассоциативная, фотографическая,

когнитивная и другие виды памяти.

  Зрительная память- это удивительная способность человека запоминать и удерживать зрительные образы в своём сознании.

Слуховая память - образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д.

 Осязательная (тактильная) память – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавших предметов и явлений. Тактильная или осязательная память, помогает запоминать, что называется на ощупь.

Логическая (смысловая) память предполагает осмысление материала. Она направлена на запоминание не внешней формы, а смысла. В основе лежат ассоциации, отражающие наиболее важные стороны изучаемого предмета или явления.

Когда человек не может что-то запомнить, скорее всего, он просто не вник в суть.

Осмысленный материал запоминается быстрее и, как правило, на всю жизнь. Это доказал немецкий психолог Герман Эббингауз.

Аффективная память или эмоциональная память — способность памяти запоминать пережитые эмоции и чувства, не подкрепляя их к фактам и обстановке, а уделяя внимания физическим ощущениям чувственности.

Двигательная память — это запоминание, удержание и воспроизведение разных движений. 

Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.

Фотографическая память- память, вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях. 

Когнитивная память — это процесс сохранения знаний. Можно сказать, что когнитивная память — одно из самых больших и емких понятий, которое представляет основную функцию памяти вообще. Знания, которые человек получает при обучении, сначала воспринимаются как нечто внешнее, но затем постепенно они превращаются в опыт и убеждения.

Память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь.

  И нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом.

 И такие приёмы есть.

Мнемотехника –(от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.

 

Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение);

таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется).

 

После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком

 

Уважаемые родители!

Предлагаю составить мнемотаблицу на стихотворение

«Осень» Нищева Н. В.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

 

Вот видите, уважаемые родители, с использованием мнемотехники легко запомнить стихотворение, поэтому делаем вывод:

 

Использование мнемотехники облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, анализирует и делает выводы;

• развивает творческое познание детей.

 

Так же мнемотехника помогает развивать:

·       ассоциативное мышление;

·       зрительную, слуховую и тактильную память;

·       зрительное и слуховое внимание;

·       воображение;

·       связную речь.

 

Огромное спасибо

                        

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание « С ребенком играем - память развиваем » Группа «Смешарики»

Слайд 2

К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики: « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Слайд 3

Уважаемые родители! Нужно ли развивать ребенку память? Какие виды памяти вы знаете?

Слайд 4

Виды памяти: Слуховая, зрительная, тактильная(осязательная), двигательная, смысловая (логическая), аффективная память (эмоциональная ), ассоциативная, фотографическая, когнитивная … Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию.

Слайд 5

З рительная память - это удивительная способность человека запоминать и удерживать зрительные образы в своём сознании . Слуховая память - образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. Осязательная (тактильная) память – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавших предметов и явлений. Тактильная или осязательная память , помогает запоминать, что называется на ощупь.

Слайд 6

Логическая (смысловая) память предполагает осмысление материала . Она направлена на запоминание не внешней формы, а смысла. В основе лежат ассоциации, отражающие наиболее важные стороны изучаемого предмета или явления. Когда человек не может что-то запомнить, скорее всего, он просто не вник в суть. Осмысленный материал запоминается быстрее и, как правило, на всю жизнь. Это доказал немецкий психолог Герман Эббингауз . Аффективная память или эмоциональная память — способность памяти запоминать пережитые эмоции и чувства, не подкрепляя их к фактам и обстановке, а уделяя внимания физическим ощущениям чувственности.

Слайд 7

Двигательная память — это запоминание, удержание и воспроизведение разных движений. Ассоциативная память - память , в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно. А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес» , и в нашем сознании всплывает образ ели. Ф отографическая память - память, в споминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

Слайд 8

П амять бывает разная , и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь . И н ам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом . И т акие приёмы есть. Когнитивная память — это процесс сохранения знаний. Можно сказать, что когнитивная память — одно из самых больших и емких понятий, которое представляет основную функцию памяти вообще. Знания, которые человек получает при обучении, сначала воспринимаются как нечто внешнее, но затем постепенно они превращаются в опыт и убеждения .

Слайд 9

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации .

Слайд 10

Мнемотаблица - это схема , в которую заложена определенная информация. Суть заключается в следующем : на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение) ; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется) . После чего ребенок по памяти , используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Слайд 11

Стихотворение «Осень» Нищева Н. В. Ветер по лесу летал, Ветер листики считал. Вот дубовый, вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку.

Слайд 12

Стихотворение «Осенние деревья» Нищева Наталия Валентиновна

Слайд 13

Стихотворение «Осенние подарки» И. Винокуров Ходит осень в нашем парке, Дарит осень всем подарки: Бусы красные — рябине, Фартук розовый — осине, Зонтик жёлтый — тополям, Фрукты осень дарит нам.

Слайд 14

Стихотворение «Осенние подарки»

Слайд 15

Работа в группах: Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению Агнии Барто «Мячик» Вторая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению Агнии Барто « Зайка»

Слайд 17

.

Слайд 20

• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей; • позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт; • ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, анализирует и делает выводы; • развивает творческое познание детей . Использование методов мнемотехники:

Слайд 21

ассоциативное мышление; зрительную, слуховую и тактильную память; зрительное и слуховое внимание; воображение; связную речь; Мнемотехника помогает развивать :

Слайд 22

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В игры играем память развиваем

Вы узнаете с помощью каких игр можно развивать память у ребенка...

Памятка для родителей "В игры играем - память развиваем"

Памятка для родителей "В игры играем - память развиваем"...

В игры играем – память развиваем!

Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, слуховую, зрительную, вербальную (словесную), логическу...

Консультация для родителей "В игры играем - память развиваем"

   Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, слуховую, зрительную, вербальную (с...

Памятка для родителей детей 6-7 лет «В игры играем – память развиваем»

Памятка для родителей детей 6-7 лет «В игры играем – память развиваем»...

Памятка для родителей детей 6-7 лет «В игры играем – память развиваем».Консультация для родителей «Готовим руку ребенка к письму»

Памятка для родителей детей 6-7 лет «В игры играем – память развиваем».Консультация для родителей...