Консультация для родителей "Эмоциональное благополучие в семье"
консультация по психологии

Новикова Виктория Андреевна

Консультация для родителей "Эмоциональное благополучие в семье"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614805036_102-p-fon-dlya-prezentatsii-detskii-sad-110.jpg

«Создание эмоционального благополучия ребенка в семье»

Эмоциональное благополучие – это одно из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Эмоциональное благополучие ребенка – это:

  • наличие чувства доверия к миру;
  • способность проявлять гуманные чувства;
  • способность сопереживать и чувствовать состояние другого;
  • наличие положительных эмоций и чувства юмора;
  • способность и потребность в обязательном телесном контакте близких;
  • чувство удивления и интереса;
  • вариативность поведения;
  • способность к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
  • способность к положительному подкреплению себя и собственных действий;
  • способность к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

Эмоционально благополучный ребенок - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям.

В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины: https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614805036_102-p-fon-dlya-prezentatsii-detskii-sad-110.jpg

  • биологические - врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т. д;
  • психосоциальные - особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, беспорядочный просмотр телевизора и т.д.

Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.

Действия взрослого в целях профилактики возникновения эмоционального неблагополучия ребенка:

  • принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;
  • создание в семье атмосферы положительных эмоций и безопасности;
  • поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка - эмоционально-волевых, интеллектуальных, речевых, психомоторных;
  • ровная определенная стратегия поведения взрослого, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);
  • включение в детскую жизнь, и обязательно, в игровую деятельность ребенка.

Симптомы эмоциональных проблем от 3 до 6 лет

  • частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
  • частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
  • постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
  • общая неспособность следовать правилам и указаниям;
  • нежелание разговаривать и договариваться;
  • внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
  • постоянная меланхолия.

Признаки здорового эмоционального состояния у детей https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614805036_102-p-fon-dlya-prezentatsii-detskii-sad-110.jpg

2-4 года

  • развивает способность «закатывать» вспышки гнева и успокаиваться после них;

     все больше упражняется в управлении эмоциями;

  • пытается манипулировать эмоциями других (родителей, сверстников);
  • начинает беспокоиться о том, что могут произойти неприятные события;
  • ищет подтверждения благополучия своего и своих близких.
  • проявляет интерес к своей половой принадлежности, что находит отражение в

     эмоциональном самовыражении;

  • проявляет больше привязанности к родителю противоположного пола, что может приводить к  

     некоторой соревновательности и противоречиям в отношениях между родителями;

  • стремится к пониманию и обсуждению эмоций;
  • начинает проявлять заметный эмоциональный отклик (положительный или отрицательный) на сны.

4-6 лет

  • ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);
  • начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
  • становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
  • проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);
  • ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.

6-7 лет

  • склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;
  • очень восприимчив к эмоциональным травмам;
  • может проявлять опасения перед школой и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;
  • формирует многочисленные, относительно поверхностные взаимоотношения со сверстниками;
  • начинает включаться в “сексуальные игры” со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;
  • чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;
  • может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания.

 Эмоциональные игры в семье для детей 2-4 летhttps://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614805050_74-p-fon-dlya-prezentatsii-detskii-sad-81.jpg

Родители, помните, прежде чем что-то требовать от ребенка, Вам нужно его этому обучить)))

1) «Сделай» лицо. Попросите малыша мимикой изобразить различные эмоциональные состояния — радость, гнев, грусть.

2) «Радость». Показать, как радуется ребенок новой игрушке.  Напомните малышу о том, как он радовался, когда ему подарили новую игрушку. Попросите его вспомнить эту ситуацию: «Закрой глаза. Представь, что ты держишь ее в руках. Покажи свои чувства мимикой».

3) «Огорчение».  Показать огорчение ребенка, у которого заболел друг.  «Представь, что ты хочешь поиграть в новую игру с другом, а он болеет. Что ты при этом чувствуешь? Изобрази огорчение».

4) «Грусть». Изобразить, как грустит больной ребенок.  Напомните ребенку о том, что когда он болел, то сидел дома и смотрел в окно. А в это время другие дети играли в веселые игры. Спросите, что тогда он чувствовал.

5) «Гнев». Показать сердитого ребенка, у которого сломалась любимая игрушка.  Возьмите эту игрушку, спросите ребенка, как он любит играть с ней, как он о ней заботится. Но что он почувствует, если узнает, что она сломана и ее нельзя починить. Как изобразить гнев?

6) «Грустим-радуемся». Когда ребенок научится правильно изображать эмоции, ему можно предложить менять мимику лица: с грустного на веселое (больной ребенок выздоровел), с сердитого на радостное (ему починили игрушку) и т. п.

 Он может смотреть при этом в зеркало, чтобы чувствовать и видеть, как он его изображает.

7) «Бабочка, радующаяся нектару цветка».  Вспомните вместе с ребенком, как наблюдали летом за бабочкой, пьющей нектар цветка. Отметьте, что ей нравится этот сладкий сок. Предложите ребенку представить себя такой бабочкой. Пусть он попытается почувствовать, как хорошо пахнет цветок.

8) «Замерзший воробей».  Предложите ребенку вспомнить, как вы наблюдали за замерзшими в морозы птицами, как они сидели нахохлившись, сжавшись в комочек, дрожали, прятали под крыло голову. Дайте ему задание показать замерзшего воробья. Посоветуйте ему закрыть глаза, чтобы лучше войти в образ.

9) «Сломанный цветок». Поговорите с ребенком о том, как больно, наверное, сломанному цветку, ведь он такой же живой, как и мы. Теперь он засохнет. Предложите изобразить это.

Выбирайте подходящее время для игр, достаточно 5-10 мин в день, следите, чтобы ребенок не уставал, играйте, импровизируйте, закладывайте благоприятную почву для успешного развития детей)

 

С уважением, педагог-психолог МБДОУ №9 «Алые паруса» Новикова В.А.

Эмоциональные игры в семье для детей 3-5 летhttps://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614805050_74-p-fon-dlya-prezentatsii-detskii-sad-81.jpg

Родители, помните, прежде чем что-то требовать от ребенка, Вам нужно его этому обучить)))

1) «Час тишины и час «можно». Цель: развитие произвольности поведения.

Описание: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «можно». Это значит, что в час тишины дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами - рисованием, лепкой и т. д. Зато в час «можно» они смогут делать все, что захочется - бегать, прыгать, кричать, петь, но нельзя драться, ругаться, обижать кого-либо и т. д. Эти часы можно чередовать в течение дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными дома, тогда взрослому будет проще контролировать поведение детей в любой момент. Не переусердствуйте с «часом тишины»!

2) «Динозаврики». Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Описание: дети (и взрослые), представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики. Игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.

3) «Улитка». Цель: развитие выдержки и самоконтроля.

Описание: дети (и взрослые) становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним. Чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны.

4) «Повтори эмоцию». Взрослый сначала рассказывает о разных эмоциях (по очереди: радость, грусть, злость, удивление и т.д.), при этом мимикой и жестами показывая, как эту эмоцию можно выразить. Затем ребенок называет эмоцию и показывает жестами и мимикой, как он может выразить ее. Всегда заканчивайте игру на положительной эмоции. Также учите ребенка вырабатывать механизмы контроля и управления своими эмоциями, механизмы снятия негативных эмоций, не причиняя вред окружающим.

5) «Закончи предложение». Цель игры: научить ребенка понимать чувства других людей.

Взрослый говорит предложение. Например, «Папа радуется, когда …», «Мама грустит, когда…», «Я боюсь, когда…» и т. д. Дети должны закончить предложения, продемонстрировав свое понимание чувств других людей.

Выбирайте подходящее время для игр, достаточно 10-15 мин в день, следите, чтобы ребенок не уставал, играйте, импровизируйте, закладывайте благоприятную почву для успешного развития детей.

С уважением, педагог-психолог МБДОУ №9 «Алые паруса» Новикова В.А.

Эмоциональные игры в семье для детей 5-7 летhttps://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614805050_74-p-fon-dlya-prezentatsii-detskii-sad-81.jpg

Родители, помните, прежде чем что-то требовать от ребенка, Вам нужно его этому обучить)))

1. Игра «Рубка дров». В игре развивается эмоциональная регуляция и происходит снятие эмоционального напряжения. С помощью игры дети понимают, что справиться со своими эмоциями можно, выполняя физические упражнения.

Ход игры. В игре участники превращаются в настоящих актеров. Каждый участник должен представить, что он рубит дрова. Рубить будем воображаемым топором, то есть соединенными между собой ладонями. Участник ставит воображаемое полено на пень. Высоко над головой поднимает «топор» и резко с силой опускает его вниз, на «полено». При этом надо громко выкрикнуть: «Ха!» Стоит повторить это действие несколько раз.

После игры обсудите следующие вопросы: 1. Какие ощущения появились в руках? 2. Какое настроение было до игры? А какое настроение после?

2. Игра «Желание для всех». В игре развивается умение слушать и слышать другого, быть внимательным к своему окружению. Эти навыки — залог эффективного сотрудничества в дальнейшем.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку (детям) поразмышлять о волшебном Цветике-семицветике. Цветок может исполнить любое желание, и взрослый предлагает пофантазировать о том, какое желание можно было бы загадать для семьи (группы, класса), чтобы оно каждому было приятным и полезным. Дети загадывают желания, говоря: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — быть, по-моему, вели. Вели, чтобы…»

После игры обсудите следующие вопросы.

1. Какие желания показались полезными? 2. Какие желания мы можем исполнить в реальности?

3. Игра «Крошка Енот». Игра развивает способность распознавать и выражать различные эмоции.

Ход игры. Один участник — Крошка Енот, а остальные — его отражение («тот, который живет в реке»). Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости), а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем роль Енота выполняют другие игроки.

После игры обсудите следующие вопросы.

1. Легко ли было понять и изобразить радость, интерес и др.?

2. В каких ситуациях могут возникнуть те или иные эмоции: интерес, страх и др.?

4.  Игра «"Да" и "нет" не говори». Игра развивает навыки регуляции импульсивности, самоконтроля.https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614805050_74-p-fon-dlya-prezentatsii-detskii-sad-81.jpg

Ход игры. Взрослый объясняет правила игры: нельзя отвечать на вопрос «да» и «нет», нужно найти другой способ ответить. После чего начинает задавать вопросы, например, «Ты завтракал сегодня?», «Есть ли у тебя брат?» и пр.

После игры обсудите следующие вопросы: 1. Легко ли было искать ответы? 2. Какое настроение у вас было, когда не получалось найти ответ?

5.  Игра «Четвертый лишний». В игре развивается внимание, восприятие, навыки распознавания различных эмоций. Кроме того, игра развивает умение аргументировать свою точку зрения.

Ход игры. Взрослый называет детям четыре слова, связанные с миром эмоций:

– радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

– грусть, обида, вина, радость;

– трудолюбие, лень, жадность, зависть;

– жадность, злость, зависть, отзывчивость;

– грустить, огорчаться, веселиться, печалиться;

– радоваться, веселиться, восторгаться, злиться;

– радость, веселье, счастье, злость.

Ребенок должен выделить одно слово, которое не подходит к остальным, и обосновать свой выбор. Если игра сложна для ребенка, можно ограничить каждый набор тремя словами.

После игры обсудите следующие вопросы: 1. Знакомы ли вам были все состояния? 2. Испытывали ли вы состояние зависти/вины/...? (Акцент в этом вопросе состоит не в том, чтобы ругать ребенка за переживание неодобряемых эмоций, а в том, что они все существуют и мы все их чувствуем.)

6. Игра «На что похоже настроение?». Игра направлена на развитие восприятия эмоций.

Ход игры. Участники игры говорят, на какое время года, природное явление, погоду похожи разные настроения. На что похожа грусть? На что похож страх? Радость? Также можно акцентироваться на сегодняшнем настроении: на что похоже сегодняшнее настроение?

После игры обсудите следующие вопросы: 1. А чем еще похожи настроение и погода? (Стоит сделать акцент, что они изменяются.) 2. Что мы могли бы сделать, когда чувствуем грусть? Страх?

Выбирайте подходящее время для игр, достаточно 10-15 мин в день, следите, чтобы ребенок не уставал, играйте, импровизируйте, закладывайте благоприятную почву для успешного развития детей.

С уважением, педагог-психолог МБДОУ №9 «Алые паруса» Новикова В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая гостиная «Сохранение психологического благополучия в семье через психогимнастику»

Психологическая гостиная «Сохранение психологического благополучия в семье через психогимнастику»...

"Эмоциональное благополучие в семье и семейные ценности"

Семейные ценности-то,что важно во все века. Очень важно сохранять их и передавать из поколения в поколение....

«Эмоциональное благополучие в семье»

laquo;Эмоциональное благополучие в семье»...

Консультации для родителей "Психологическое благополучие в семье"

Консультации для родителей "Психологическое благополучие в семье"...

Консультация для родителей "Психологическое благополучие в семье"

Консультация для родителей "Психологическое благополучие в семье"...

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие в семье и взаимодействие родителей со своим особым ребёнком»

Для большинства родителей рождение ребѐнка с детским церебральным параличом является тяжѐлым испытанием. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребѐнка: растерянност...