Коучинг в сфере дошкольного образования
статья по психологии

Перминова Лариса Алексеевна

Задачи:

• Способствовать повышению квалификации педагогов путем применения разнообразных форм в работе с ними.

• Способствовать изменению мотивации педагога, развитию самосознания, самообразования, самостановления.

Пополнение знаний, обучение новым навыкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kouching_2.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

В  настоящее  время  особенно  остро  стоит  вопрос  подготовки  педагогов

дошкольного учреждения к  введению новых  ФГОС дошкольного  образования

В  настоящее  время  особенно  остро  стоит  вопрос  подготовки  педагогов

дошкольного учреждения к  введению новых  ФГОС дошкольного  образования

В  настоящее  время  особенно  остро  стоит  вопрос  подготовки  педагогов

дошкольного учреждения к  введению новых  ФГОС дошкольного  образования

В настоящее время особенно остро стоит вопрос подготовки педагогов дошкольного учреждения к введению новых ФГОС дошкольного образования.  При поступлении на работу молодой специалист или начинающий воспитатель в детском саду испытывает серьёзный стресс. От того, насколько легко он преодолеет данный этап, зависит становление педагога как профессионала и его верность выбранной профессии. Помочь педагогу в этом может организованное в ДОУ коучинговое сопровождение начинающего воспитателя, задача которого - учесть факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества воспитателей.

Начинающие воспитатели в ходе организации воспитательно-образовательного процесса, показало, что молодые специалисты:

  • с трудом применяют полученные теоретические знания на практике;
  • имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми;
  • неадекватно оценивают свои возможности;

           Коучинг  в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения.

 Смысл коучинга заключается в:

-движение к цели;

- полное раскрытие потенциала педагога или команды.

При поддержке коуча педагог самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную из них.

Главное – забота о том, чтобы обучающийся (педагог) решил проблему/ вопрос сам.

В педагогическом коучинге отсутствует директивное управление. Обучающий (коуч) не приказывает, не руководит, не инструктирует, не дает советы, одним словом не оказывает давление, воздействие. Он слушает, чтобы понять, обдумывает, перефразирует, суммирует, задает вопросы, вносит предложения, осуществляет обратную связь. Коуч (консультант) стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость педагогов. Основная процедура коучинга - диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.

Коучинг - это технология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания

Коучинг проходит ряд этапов, которые уважаемые педагоги мы разберем с вами по теме «Работа с детьми ОВЗ»

1 этап - постановка цели, определение задач.

2 этап - анализ реальности (текущей ситуации): существующие ресурсы, ограничения, возможности; изучение внешних и внутренних препятствий.

3 этап - поиск решений: рассмотрение различных вариантов, выбор варианта достижения задачи и цели;

4 этап - составление плана достижения цели. ;

5 этап - сопровождение и поддержка во время движения к це

Пять основных принципов коучинга:

-Первый принцип коучинга — это равноправие, иначе говоря, партнёрство. Именно оно создаёт благодатную почву для сотрудничества педагогов. Коуч координирует, направляет процесс, не являясь при этом доминирующей силой. Коучинг не ставит своей задачей учить чему-нибудь и наставлять его «на путь истинный».

- Второй, не менее важный принцип — вера в наставника, его способности и возможности. Главное в процессе коучинга — это задачи и цели подопечного. Потенциал человека огромен, нужно лишь раскрыть его.

-Третий принцип — отсутствие экспертной оценки. Коуч не предлагает подопечному готовых ответов и решений, подопечный должен «дойти» до них сам. Когда человек принимает решение самостоятельно, он берет на себя ответственность за его выполнение и последствия. Коуч не должен давать советов, подход «если бы я был на Вашем месте, то…» в данном случае неприменим, он может лишь подталкивать подопечного к очевидному, направлять его.

-Четвёртый — принцип единства и взаимосвязи. Все сферы жизни человека взаимосвязаны. Если положительные изменения коснутся одной сферы педагога, это непременно отразится на другой.

-Последний, пятый основной принцип — принцип мониторинга. Необходимо понимать, что коуча в первую очередь интересует настоящее и будущее подопечного, чьё внимание должно быть сосредоточено на поставленных целях.

Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии коуча и педагогов, в котором коуч создаёт специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им значимых для него целей в оптимальные сроки в конкретной предметной области знания.   

Упражнение «Хорошо – плохо».

Предложите участникам сесть в круг. Попросите одного из педагогов произнести фразу «Педагогом быть хорошо, потому что…» и привести аргументы. Затем предложите следующему по очереди в кругу педагогу произнести фразу «Педагогом быть плохо, потому что…» и привести аргументы в защиту этого высказывания. Далее, чередуя эти две фразы, высказываются все участники сессии. Упражнение желательно закончить на положительном высказывании – «Педагогом быть хорошо, потому что…». Это упражнение помогает педагогам осознать свою профессию, ее необходимость и значимость для общества.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования

За последнее время в социально-экономической, политической, культурной сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения, а именно, в направлении ...

Нравственно-патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования

Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции....

Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования)"

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования повышает требования к профессиональным качествам воспитателя. Каким должен быть воспиталь определяет профессиональный...

Нравственно-патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования - статья

Нравственно-патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования - статья...

Статья на тему: "Эффективный контракт в сфере дошкольного образования

Представленный материал отражает свещения теоретических и практических аспектов перехода на работу по эффективным контрактам в сфере дошкольного образования...

Руководители дошкольных образовательных организаций и специалисты органов управления в сфере дошкольного образования примут участие в конкурсе профессионального мастерства

С 20 августа по 15 октября 2021 года при поддержке Минпросвещения России пройдет всероссийский конкурс профессионального мастерства среди управленческих работников в системе дошкольного образования (д...