Нравственно-патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования - статья
статья на тему

Буряковская Галина Николаевна

Нравственно-патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования - статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_konferentsiya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования

Buryakovskaya Galina  Nikolaevna

воспитатель детского сада,

МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида№57 «Радуга»

Г. Старый Оскол Белгородская область

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны — это воспитание человека.

 Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного  образовательного учреждения, которое включает в себя создание благоприятных условий для полноценного  проживания ребенка дошкольного возраста, формирования основ базовой культуры личности, развитие  психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.

           Сегодня и мы сами взрослые начинаем смотреть по иному, много для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению очень поверхностно знакомы, например, с народной культурой, как жили русские люди, как работали и отдыхали. Что их радовало, а что тревожило? Какие  соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?  И поэтому мы должны больше знать о своих корнях и не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыке, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. И наша задача донести до детей то, что они являются носителями русской народной культуры и должны гордиться тем, что они родились в России.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина — Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города и в дальнейшем — на благо всей страны. Если человек заботится о Родине — значит, он является ее сыном, значит Россия для него Родина и он настоящий патриот. И поэтому мы обратилась к истокам русских традиций и  в первую очередь к фольклору (песенкам, закличкам, прибауткам и т.д.) Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Мы старалась соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Поэтому для дальнейшей работы нужны были следующие приоритеты:

  1. Создание атмосферы национального быта;
  2. Широкое использование фольклора;
  3. Знакомства с традиционными и обрядовыми праздниками;
  4. Знакомства с народным искусством;
  5. Знакомство с русскими народными играми.

          Так как у детей нравственно-патриотическое чувство начинается с отношения к семье, к самым близким людям — к маме, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Семья является средой и одновременно фактором формирования нравственных устоев. И поэтому, эффективнее всего, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям—эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественное, а не эгоистическая направленность. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. И поэтому, нашей задачей было, знакомя детей с фольклором подключить и родителей, которые вместе с нами продолжали работу у себя дома (пели колыбельные песенки, заучивали с детьми потешки, прибаутки и тому подобное). Так же заинтересовали родителей к организации нашего уголка — мини-изба. Они приносили утварь, вышитые рушники и другие нужные и забытые вещи наших предков. И это окружение предметов оказало большое влияние на формирование духовных качеств ребенка, они становились любознательными, чуткими, отзывчивыми.

            В нашей группе дети очень подвижны и эмоциональны и без народных игр нам нельзя было обойтись. Так как в этих играх был заключен огромный потенциал для физического развития ребенка. Но чтобы этим народным играм дать вторую жизнь, мы на родительских собраниях играли вместе с родителями, чтобы они в свою очередь могли использовать их в своей повседневной жизни ( на дне рождения своего ребенка, в гостях, на природе и т. д.) Наигравшись в народные игры мы плавно перешли к драматизации, чтобы привлечь внимание детей к русским народным сказкам. Ведь сказки являются кладезем народной мудрости они начинают волновать, увлекать ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством: трудолюбие, дружбу, взаимопомощь, любовь к своему краю и к стране. Дети с нетерпением ждали этих мероприятий. Итогом этой работы были инсценировки русских народных сказок детям других групп и родителям. Затем мы подключили родителей, давали консультации, какую сказку лучше прочитать в том или ином возрасте. Не все конечно родители читали своим детям на ночь или хотя бы в выходные дни. И это нас очень огорчало. И мы решили объединить родителей и детей в драматизации сказок. И тут были большие трудности уговорить сыграть роль со своими же детьми. Особенно пап, но усилия были не напрасны, как говорится в пословице: «Терпение и труд - все перетрут». В нашем репертуаре есть много сказок. Это даже стало традицией, что перед окончанием учебного года дети вместе с родителями показывали сказки. Такие мероприятия, несомненно, содействуют сближению семьи. И  становлению нравственно-патриотического опыта всех поколений.        

   Немаловажную роль в формировании русских традиций сыграли экскурсии и встречи с интересными людьми. Мы посетили школу искусств им. Эрденко. Узнали о народных инструментах много нового и интересного, услышали их звучание. Побывали в храме Александра Невского. Служитель этого храма рассказал детям доступным языком о церковных обрядах и порядках. Следующим мероприятием было посещение духовной гимназии, где находился исторический музей. Экскурсовод познакомила детей с бытом и традициями наших предков в городе Старый Оскол.

 Значимую роль в   организации нравственно-патриотического воспитания сыграли календарные праздники. Мы старались непросто рассказать детям о традициях, но принимали непосредственное участие. К праздникам дети заранее готовились, учили песни, стихи, делали костюмы вместе с родителями, готовили подарки друг другу. Это способствовало сплочению детского коллектива. У детей остались яркие впечатления от коледования по группам. Масленица запомнилась своими вкусными блинами и весельем. Ну и конечно, Пасха привела в восторг Куличами и играми в битки.

 Таким образом, дети, знакомясь с русскими обычаями и традициями родного края, усваивают нравственные и духовные ценности. Неоценимую помощь для детей в развитии нравственно-патриотического воспитания оказали родители и родственники, рассказывая необычные и интересные истории из жизненного опыта, о забытых традициях нашего города. Свои впечатления об услышанном дети выражали в творческих работах, поделках, рисунках. Вместе с детьми и родителями были организованы выставки, была выпущена фото газета .Так же родители приняли участие в создании альбома группы «Моя семья». Для беседы с детьми был приглашен настоятель Свято-Никольского храма батюшка Андрей. В ходе беседы дети узнали много интересного и полезного.

 А для себя мы поняли, что проведение отдельных праздников, занятий, экскурсий не дает положительного результата, если это не будет образом жизни, который включает в себя духовное обогащение. Ведь человек должен жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой и культурой.

Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка. И хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всем, и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры которые могут любить Родину такой, какая она есть. Успеха в нравственно-патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сам взрослый будет знать и любить историю соей страны, своего города, своей семьи. Мы должны уметь в нашем современном мире отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувства восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005,-256с.
  2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель – дети.- М.: 1985.- 204с.
  3. Воспитание нравственных  чувств у старших дошкольников /  Под ред. А.М Виноградовой . – М .: 1999-215с.
  4. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков дошкольного возраста Колпакова Н. // Дошкольное воспитание. – 1999,№10.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования

За последнее время в социально-экономической, политической, культурной сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения, а именно, в направлении ...

Нравственно-патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования

Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции....

Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...

Статья на тему: "Эффективный контракт в сфере дошкольного образования

Представленный материал отражает свещения теоретических и практических аспектов перехода на работу по эффективным контрактам в сфере дошкольного образования...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ"

В статье представлен комплекс мероприятий, способствующий формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Авторы статьи делятся опытом...

Статья "Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города".

quot;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом".С.Михалков...

Нравственно- патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования.

Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников формируется под влиянием окружающей жизни при целенаправленном воздействии родителей и воспитателей....