Десять факторов, влияющих на психологическое развитие ребенка
статья по психологии

Дербина Марина

Описаны десять важнейших факторов, которые обеспечивают психологическое развитие дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_faktorov_razvitiya.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Мой хит-парад факторов, влияющих на психологическое развитие ребенка (писала про дошкольников, но для других возрастов тоже актуально).

И на десятом месте нашего хит-парада:

Вопросы вместо готовой информации

Развитие мышления – это активизация процессов внимания, восприятия, памяти, сравнения, анализа. Если просто запомнить, что 1+1 =2, это еще не мышление. Можно спросить ребенка, «как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы на столе оказалось две ложки? А сколько останется, если убрать одну?»

И так во всем. «Что это?»,  спрашивает ребенок.  «А на что это похоже, как ты думаешь?», может ответить взрослый. При этом нужно с большим вниманием и уважением выслушать версию ребенка. Допустим, он назвал лису собакой.  Да, похоже, действительно. Вообще, они дальние родственники. Это лиса, у нее мордочка  немного другой формы и хвост более пушистый.

Если ребенок назвал зайца собакой, можно удивиться. Ты думаешь, это собака? Смотри, он беленький, прыгает, собаки так прыгают?

Важно не стыдить, не ругать. Это процесс познания, он сложный, неравномерный, непонятный иногда.

9. Последовательность, регулярность и повторение.

Невозможно выучить иностранный язык за два занятия. Сложно объяснить абстрактные понятия (например, время) за один раз. В любую настольную игру будешь играть лучше, если сыграть в нее несколько раз. Формирование любого навыка, любых знаний требует регулярности и большого терпения от взрослого. А дети любят повторяемость и стабильность.

8. Друзья

Пишу друзья, потому что имею в виду небольшой сплоченный коллектив, где можно вместе играть, договариваться, соблюдать очередь, учиться общаться и решать спорные вопросы. В коллективе ребенок может стать смелее, больше пробовать новое. Но это, конечно, относится не ко всем детским коллективам.

7. Рефлексия

Рефлексия означает обдумывание, осмысление, формулирование своей позиции, своего отношения. Что бы Вы ни делали вместе с ребенком – прогулка, гости, просмотр мультфильма, игра, приготовление обеда – обсудите во время или после: Что ему понравилось? Чем это понравилось? Что запомнилось? Избегайте вопроса «Почему?», он часто воспринимается как давление.  Чтобы вопросы не превращались в допрос, поделитесь и своими впечатлениями.

6. Ограничение экранного времени

Что проще: освоить правила игры в Монополию или управление героем в виртуальной игре? Выучить цифры и буквы или собрать сокровища в игре-ходилке? Попросить Алису включить сказку или прочитать ее самому? Что быстрее даст ощущение радости и успеха?

Невозможно и не нужно бороться с гаджетами. Но нужно понимать, что даже взрослые люди, которые много умеют, знают, лучше должны регулировать свое поведение, «пропадают» в компьютерных играх и социальных сетях, забывая про еду и сон. Яркость  и скорость виртуального мира, постоянные изменения, азарт, «быстрый дофамин»  не оставляют шансов реальности.

Есть познавательные  виртуальные игры для детей, безусловно. Шахматы, например. Но основное, что развивает дошкольника – игры, которые он выдумывает сам.  

5. Игра

Многим родителям очень хочется  загрузить дошкольника английским, скорочтением, математикой и прочим. Мало кому из детей такая интеллектуальная нагрузка идет на пользу.  Задача дошкольника – освоение мира. Мир предметов, явлений, речи, отношений, чувств.  Это фундамент для дальнейшей жизни в обществе. И лучше всего в этом помогает сюжетная игра.

Иногда взрослые находят утомительными сюжетно-ролевые игры. Попробуйте участвовать эмоционально, не обязательно биться на мечах или играть в дочки-матери. Можно подкидывать идеи – вот кукла заболела, полечи ее, пожалуйста. Тебе интересны сражения, вот солдатики готовы к этой игре. Кто наступает?

Или, например, дошкольник катает машину. А не привезти ли тебе продукты в магазин? Там все раскупили. Лежат детали конструктора – может, подъемный кран погрузит их в грузовик? А дальше нам нужен продавец, который примет товар, и строитель. Когда такая игра освоена, можно переходить на следующий уровень – в магазине будут и покупатель, и продавец, и мышка, которая съела сыр, например. Или семья покупателей, которая готовится к празднику. Этот процесс может быть бесконечным  как мир. Не так важно, во что играть, важно  усложнять игровое взаимодействие.

4. Выбор

Взрослый человек  может принимать решения и нести за них ответственность. Но, увы, нет такого момента, когда ребенок, проснувшись утром, оказывается взрослым. Поэтому важно с самого раннего возраста давать ребенку выбор.  Сначала это может быть выбор еды, одежды, игры, проведения свободного времени, увлечений. Очень важно поддерживать выбор и интерес ребенка. Понравился мультфильм про животных – сходить в зоопарк. Понравилась книжка про космос – посмотреть фильм по этой теме. Неважно, будут это трансформеры или динозавры, важно учиться глубже погружаться в тему.

3. Работа в зоне ближайшего развития.

Если предлагать ребенку задание или игру не по возрасту сложную – ему будет некомфортно или скучно. Играть в одно и то же, хорошо известное, весело и комфортно, но не очень развивает.  Идеально брать то занятие, которое нравится и получается, и постепенно его  усложнять.

Расскажу на примере Домино, в которое мы сейчас учимся играть с дошкольниками:

  • маленький ребенок будет играть в него как в конструктор
  • на следующем уровне будет разглядывать и сравнивать картинки, и ставить фишки хаотично
  • потом учим ребенка перемешивать, отсчитывать себе семь фишек, класть общий «базар», ставить фишки по правилам
  • потом начинаем играть «в закрытую» - не показывать свои фишки.

Профессионалы, Вы знаете, считают, сколько каких фишек на поле и ставят «рыбу». Не все взрослые доходят до этого уровня.

2. Успех

Для того чтобы ребенок прошел с Вами тот путь развития игры, который описан в предыдущем абзаце, у него должна не потеряться мотивация.  Для этого нам даны: радость от совместной игры, ощущение успеха/выигрыша, поддержка.

Критика, крики, одергивания, нотации, шлепки разрушают привязанность и доверие, повышают ощущение опасности и своей «плохости», ранит ребенка.

Развитие лучше идет из точки покоя, из точки уверенности в себе. Силы тогда можно тратить на изучение мира, а не на поиск способов справиться, добиться внимания или «не огорчить взрослого».

1. Заинтересованный взрослый.

Все, написанное раньше, сработает только в том случае, если рядом с ребенком есть Взрослый, который уважает его личность, радуется его успехам и поддерживает при неудачах. Помните, ребенок строит свой мир через отражение себя в Ваших глазах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье

В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок, имеющий биологических родителей, которые, однако, не зан...

Консультация "Факторы, влияющие на психологическую адаптацию ребенка к детскому саду"

Изменение социальной ситуации в связи с поступлением ребенка в детский сад сопряжено с определенными трудностями. В связи с этим особую актуальность приобретают поиск путей и определение границ влияни...

Из опыта работы:"Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье"

Если в семье присутствуют: улыбка, любовь,радость, взаимопонимание, душевное тепло,забота и ласка,отзывчивость,доброжилательность,то такую семью можно сравнить с цветущим садом....

Консультация для родителей "Факторы влияющие на физическое развитие ребенка"

Данный консультационный материал раскрывает подробно какие факторы  являются важным аспектом,влияющие на физичекое развитие детей, которым необходимо уделять акцентированное внимание родителям с ...

Доминирующие факторы, влияющие на когнитивное развитие ребенка.

  Полагаю, достаточно ясно, что уровень когнитивного развития человека в наши дни может определить всю его судьбу, социальный статус, карьерные достижения. Интеллектуальное развитие продол...

Устное народное творчество, как средство обогащения словаря детей и фактор, влияющий на эмоциональное развитие ребенка раннего возраста

В настоящее время внимание многих привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как  первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития ребенка, когд...

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье. Профилактика социального сиротства.

Информация будет полезна для родителей и специалистов, работающих с детьми....