Доминирующие факторы, влияющие на когнитивное развитие ребенка.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Фомина Наталья Геннадьевна

    Полагаю, достаточно ясно, что уровень когнитивного развития человека в наши дни может определить всю его судьбу, социальный статус, карьерные достижения. Интеллектуальное развитие продолжается на протяжении всей жизни человека. Но, безусловно, основное закладывается в детстве. Родителям хочется, чтобы его ребенок достиг успеха и благополучия. Что можно сделать для повышения интеллектуальных способностей ребенка с самого раннего детства? Как можно повлиять на данные способности и возможно ли это? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Факторы, влияющие на

когнитивное развитие ребенка.

   Полагаю, достаточно ясно, что уровень когнитивного развития человека в наши дни может определить всю его судьбу, социальный статус, карьерные достижения. Интеллектуальное развитие продолжается на протяжении всей жизни человека. Но, безусловно, основное закладывается в детстве. Родителям хочется, чтобы его ребенок достиг успеха и благополучия. Что можно сделать для повышения интеллектуальных способностей ребенка с самого раннего детства? Как можно повлиять на данные способности и возможно ли это?

   В подобном вопросе обратимся к детской психологии в целом и к «Теории когнитивного развития человека» швейцарского философа и психолога Ж. Пиаже в частности.

   Прежде всего необходимо определиться с самим термином «Когнитивное развитие». Итак, когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — это развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятиепамять, решение задач, формирование понятий, воображение и логика.

   Целью моей работы является попытка выявить и охарактеризовать основные факторы, которые влияют на когнитивное развитие ребенка. Что же влияет на интеллектуальное развитие ребенка? На какие факторы можно повлиять, а какие из них врожденные? Вопрос о факторах, влияющих на когнитивное развитие, остается достаточно сложным. Рассмотрим современные представления о данной проблеме, не отходя, тем не менее от теории Жана Пиаже.

   Современная психология считает, что все факторы, которые могут повлиять на когнитивное развитие ребенка можно (и нужно) делить на врожденные и приобретенные. Соответственно, зная эти факторы, можно влиять на интеллектуальное развитие ребенка с самого его рождения.

   Я попытаюсь раскрыть основные факторы, влияющие на интеллектуальное развитие ребенка и обозначить их сущность ( врожденные либо приобретенные) в соответствии с теорией Ж.Пиаже.

  1. Врожденные факторы.
  1. Генетический фактор.

   Главным врожденным фактором, влияющим на когнитивное развитие человека, разумеется, является генетический фактор. Существует теория, что каждый человек, уже при рождении, имеет определенный запас знаний, который ему был передан родителями. Данная теория довольно спорна, т.к. не всегда высоко интеллектуально развитые родители могут похвастаться столь же развитыми детьми. Интеллект в чистом виде никогда не передается. Передается лишь направление мыслительной деятельности. И это очень важно.

   Абсолютно точно можно сказать о том, что ряд негативных факторов может повлиять на когнитивное развитие человека именно на генетическом уровне.  Для примера рассмотрим Синдром Дауна. Синдром Дауна у родителей, страдающих им, может не передаться ребенку и абсолютно никак не повлиять на его интеллектуальное развитие. Наоборот, у генетически здоровых родителей, вдруг, рождается ребенок с данным синдромом. Механизм передачи врожденных генетических болезней от родителей к детям до конца, к сожалению, еще не ясен. Однако, выявлена закономерность между возрастом  родителей и вероятностью получения их ребенком генетического заболевания. У родителей, чей возраст на время зачатия составляет меньше 25 лет вероятность произвести на свет ребенка с Синдромом Дауна составляет 1/2000. Однако, если даже одному из родителей больше 40 лет, то подобная вероятность составляет 1/40! Таким образом, можно сказать, что «старорождение» является негативным фактором, который может повлиять на генетику ребенка и, соответственно, на его интеллектуальное развитие.

  1. Факторы, возникающие во время беременности.

   Образ жизни беременной женщины напрямую влияет на развитие ребенка, как физическое, так и интеллектуальное. Мозг ребенка, находящегося в чреве у матери, созревает весь период беременности. Правильное сбалансированное питание, здоровый образ жизни способствуют развитию здорового ребенка. Однако, зачастую, подобные условия будущими мамами не соблюдаются.     Идеологи пренатального воспитания, такие как М. Оден (M. Oden), А. Бертин (A. Bertin), Д. Чемберлен (D. Chamberlain), считают, что беременность – это активный диалог не только между матерью и ребенком, но и между матерью и отцом, окружающим миром. Алкоголь, никотин, наркотические средства пагубно влияют на развитие эмбриона, и младенца в последствии. Огромное количество исследований показывает, что интеллектуальное развитие детей, рожденных от матерей с негативными привычками, гораздо ниже среднего. К примеру, детей, рожденных женщинами, которые употребляли алкоголь во время беременности, может развиваться фетальный алкогольный синдром. Называют его еще «алкогольная эмбриофетопатия». У детей, чьи матери курили во время беременности, наблюдается задержка интеллектуального развития вследствие эмбриональной асфиксии.

   Однако, даже состав питания будущей матери оказывает огромное влияние на развитие эмбриона. Отсутствие рационально сбалансированного питания или даже части витаминов и микроэлементов может крайне отрицательно повлиять на когнитивное развитие ребенка. Например, дефицит йода в организме беременной женщины зачастую приводит к такой болезни ребенка как Кретинизм.

   Очень большое значение для когнитивного развития ребенка имеет не только отсутствие вредных воздействий, но и нормальная продолжительность пренатального периода. Установлено, что дети, родившиеся с глубокой степенью недоношенности (меньше 33 недель гестации), даже при отсутствии двигательных расстройств, имеют выраженные когнитивные нарушения при обследовании в возрасте 20–24 года.

  1. Факторы окружающей среды.

Жан Пиаже установил зависимость психических и когнитивных свойств индивида от факторов окружающей его среды. К факторам окружающей среды относятся факторы природного характера и факторы техногенного характера. К факторам природного характера можно отнести питание будущей матери, качество питания самого ребенка. К факторам техногенного характера отнесем место проживания семьи. К примеру, семья, проживающая у моря, где чистый воздух, оптимальная влажность, насыщенность продуктов питания йодом и другими необходимыми микроэлементами и витаминами имеет больший шанс произвести на свет ребенка с хорошими интеллектуальными задатками, нежели семья, живущая в промышленном районе крупного города. Так, большие дозы ионизирующей радиации вызывают повреждение ЦНС новорожденного ребенка, плохая насыщенность воздуха кислородом приводит к асфиксии эмбриона, отсутствие йода в питании будущей матери (как говорилось выше) может привести к кретинизму новорожденного ребенка.

Современными психологами было произведено исследование о влиянии месторождения и дальнейшего проживания на физическое, психологическое и когнитивное развитие детей. Результаты исследования были удивительными. Оказалось, что уровень невротизации у «сельских» детей дошкольного возраста гораздо ниже ( а физическое развитие, психологическая устойчивость, социальная адаптивность, интеллектуальный уровень – выше), чем у детей «городских». Потому что сельская, деревенская среда, в которой обитают дети, уже сама по себе является более развивающей, чем закрытый мир квартиры и детского сада городского ребенка. Таким образом, чем более естественная, природная среда обитания у малыша, тем выше его интеллектуальное развитие. Однако, этот фактор начинает терять свою значимость по мере взросления.

  1. Личностные качества ребенка.

Ещё одним важнейшим врожденным фактором, влияющим на когнитивное развитие, является личностные качества ребенка. Сюда относятся особенности личности ребенка: его тип темперамента (меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик), различные физиологические отклонения, ведущий тип восприятия (визуальный, кинестетический, аудиальный, дигитальный).

На данный момент у доминирующего количества людей присутствует визуальный тип восприятия. Современная система дошкольного и начального школьного образования построена так, что «визуалам» развиваться легче, чем детям с другими ведущими типами восприятия. Рассматривание наглядного материала на занятиях в детских садах, на уроках в школе является одним из основных методов обучения. Соответственно «кинестетики» или «дигиталы» воспринимают наглядный учебный материал тяжелее и гораздо медленнее. Это не говорит об их когнитивной неразвитости. Если ребенку предоставить программу воспитания и обучения, которая будет соответствовать его темпераменту, его ведущему типу восприятия, то результаты его интеллектуального развития могут быть великолепными.

  1. Приобретенные факторы.
  1. Социальное положение семьи.

По статистике социальное положение семьи на 20% влияет на когнитивное развитие ребенка. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психологической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психосоматическими заболеваниями, отклонениями в поведении. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения.

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.

  1. Количество детей в семье.

На уровень интеллектуального развития ребенка влияет количество детей в семье. Исследования показывают, что чем больше в семье детей, тем ниже уровень интеллектуального развития каждого. Идеальным вариантом является семья с двумя детьми. В этом случае уровень интеллектуального развития старшего ребенка даже выше, чем у семьи с одним ребенком.

Исследования показывают, что если в семье много детей (около девяти), то самые младшие дети имеют очень сильное отставание от своих старших братьев и сестер. Запоздание в интеллектуальном развитии составляет порядка 20%. Однако, в семье, где большое количество детей, наблюдается большая возрастная разница между самыми старшими детьми и самыми младшими. Тогда наступает момент, когда старшие дети, наряду с родителями, становятся значимыми для передачи информации, опыта, интеллектуального развития своим младшим братьям и сёстрам.

  1. Личностные особенности родителей.

Ребенок определенное количество времени познает мир исключительно подражанием. Он подражает предметам, звукам, животным. Постепенно он начинает копировать поведение родителей, потому что они для ребенка являются авторитетными, значимыми. Таким способом ребенок обретает опыт.

Соответственно, образ жизни семьи, традиции, увлечения напрямую влияют на интеллектуальное развитие ребенка. Если, например, огромное количество времени уделяется интеллектуальному развитию всех членов семьи, то когнитивное развитие ребенка будет высоким. Ребенок в такой семье посещает различные кружки, секции, развивается не только под контролем родителей, но и самостоятельно.

  1. Влияние школы.

Бесспорно, школа оказывает огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, на его интеллектуальное развитие. Здесь имеет значение множество факторов. Программа обучения, личность учителя, взаимоотношения со сверстниками, общая атмосфера.

Зачастую, от ребенка в классической школе требуются следующие качества: усидчивость, вдумчивость, спокойствие, послушание, уравновешенность. Если ребенок обладает такими качествами, то он, скорее всего, станет успешным учеником. Однако, не секрет, что все дети разные. Они обладают разным темпераментом, разными творческими способностями. Если родителям к выбору школы подойти особенно внимательно, то для любого «непослушного» и «необучаемого» ребенка можно создать идеальные условия для его когнитивного развития. Существует большой выбор школ, от классических до творческих школ-студий.

Заключение:

В своей работе я попыталась обозначить основные факторы, влияющие на когнитивное развитие ребенка. Все факторы разделяются на врожденные и приобретенные. Несомненно, подобных факторов гораздо больше, чем было разобрано в данной работе. Помимо перечисленных факторов можно рассмотреть влияние на когнитивное развитие детей телевидения, интернета. Формирование и поддержание когнитивных функций тесно связано с пищевым поведением. Известно, что пищевое поведение должно быть таким, чтобы обеспечить поступление в организм всех необходимых пищевых веществ для поддержания энергетического, белкового, углеводного, липидного, минерального обменов.

Необходимо сказать, что все факторы, влияющие на интеллектуальное развитие ребенка, необходимо рассматривать только в их совокупности. Каждый фактор по отдельности не может быть неоспоримым правилом. К примеру, фактор количества детей в семье. В семье, где детей больше семи, младшие дети интеллектуально менее развиты, чем старшие. Фактор неоднозначный. История знает большое количество примеров, когда младшие дети в многодетной семье становились известнейшими личностями. К примеру, великий физик и математик Исаак Ньютон был седьмым ребенком в семье, а Антон Павлович Чехов – третьим. Подобных примеров предостаточно. Это еще раз подтверждает необходимость рассматривать факторы, влияющие на когнитивное развитие ребенка, как врожденные, так и приобретенные, в их совокупности.

Литература:

  1. Алексеева Л.С., Плотник М.М., Спиваковская А.С., Ширинский В.И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М., 1995.
  2. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2 т. - М., 1980. - Т. 2.
  3. Вроно Е.С. Трудные родители, несчастные дети // Семья и школа. – 1996. - С. 35-40.
  4. Выготский Л.С. История культурного развития нормального и ненормального ребенка // Психология личности. – М., 1989.
  5. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1989.
  6. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991.
  7. 4. Обухова Л.Ф. Детская психология. Теория, факты, проблемы — М.: Тривола, 1995.
  8. 6. Пиаже Жан теория, эксперименты, дискуссии. Сб. статей / сост. и общ.ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001.
  9. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви). - М., 1986.
  10. Титаренко В.И. Семья и формирование личности. – М., 1987.
  11. Торохтин В.С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. – № 3. - С. 54-61.
  12. Шапиро Б.Ю. Психология семейных отношений. - М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье

В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок, имеющий биологических родителей, которые, однако, не зан...

Консультация "Факторы, влияющие на психологическую адаптацию ребенка к детскому саду"

Изменение социальной ситуации в связи с поступлением ребенка в детский сад сопряжено с определенными трудностями. В связи с этим особую актуальность приобретают поиск путей и определение границ влияни...

Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ

Эмоциональная сфера  является ведущей в психическом развитии ребенка дошкольного возраста и  поэтому является основой для осознания ребенком себя. Для целенаправленной работы с детьми необхо...

Консультация для родителей "Факторы влияющие на физическое развитие ребенка"

Данный консультационный материал раскрывает подробно какие факторы  являются важным аспектом,влияющие на физичекое развитие детей, которым необходимо уделять акцентированное внимание родителям с ...

Устное народное творчество, как средство обогащения словаря детей и фактор, влияющий на эмоциональное развитие ребенка раннего возраста

В настоящее время внимание многих привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как  первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития ребенка, когд...

Частые ошибки воспитания. Отрицательные факторы среды, влияющие на психическое развитие ребенка.

Многосторонность эмоциональных потребностей, обеспечивающих нормальное развитие, уже сама по себе говорит о возможности большого числа отрицательных факторов среды. Так как среду грудных и маленьких д...

Анкетирование родителей по теме: «Факторы, влияющие на активность вашего ребенка в музыкальном развитии».

Анкета – это быстрый и удобный способ получить понятные ответы на важные однотипные вопросы. Для того чтобы общение с каждой семьей не затягивалось надолго, педагоги и администрация детских садо...