Педагогический проект «Развитие личностного потенциала педагогов путем формирования в коллективе системы индивидуального сопровождения»
методическая разработка по психологии

Ефремова Елена Александровна

Целью данного проекта является формирование умений эффективного поведения педагогов по урегулированию конфликтов в системе дошкольного образования.           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_efremova_vklad_v_budushchee.docx120.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад №239»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)

г. Барнаул

logo

        

Педагогический проект

«Развитие личностного потенциала педагогов путем формирования в коллективе системы индивидуального сопровождения»

\

Разработчик: Ефремова Е.А.

воспитатель

1-я квалификационная категория

МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»

2021

Краткая аннотация проекта

Педагогический проект «Развитие личностного потенциала педагогов путем формирования в коллективе системы индивидуального сопровождения» разработан Ефремовой Еленой Александровной, воспитателем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка – «Детский сад №239» г. Барнаула.

Разработке проекта предшествовало обучение на курсах повышения квалификации «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений», состоящего их четырех модулей. Инициатором Программы выступает Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Программа направлена на расширение возможностей ребенка совершать осознанный выбор целей и путей их достижения.

Управленческой командой МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»,  был разработан проект  по созданию личностно – развивающей образовательной среды детского сада «Развитие личностного потенциала педагогов для формирования бесконфликтной образовательной среды». Целью данного проекта является формирование умений эффективного поведения педагогов по урегулированию конфликтов в системе дошкольного образования.           Данный педагогический проект является логическим продолжением управленческого проекта нашей образовательной организации.

Обоснование значимости и актуальности проекта.

«Век живи – век учись».

В этой пословице заключена народная мудрость о необходимости непрерывного образования. В полной мере эти слова относятся к педагогической деятельности.

Инвестиции в развитие образования, модернизация его материально-технической базы, обновление содержания образования не будут давать ожидаемого эффекта, если уровень профессионального развития педагогических кадров не отвечает этим изменениям. Фактический уровень профессионального развития педагога, его квалификации, компетентности и опыта, степень профессиональной готовности педагогического коллектива могут не соответствовать уровню сложности созидательной задачи, поставленной социумом. Дефицит квалификации и опыта педагогических кадров, их отставание от сложности профессиональных задач указывают на общую потребность социума, педагогического коллектива, каждого педагога в постоянном и опережающем, перспективном профессиональном развитии. Профессиональное развитие педагогических кадров – фактор положительной обратной связи в управлении качеством образования.

Чтобы вырастить новое поколение детей, педагог должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.

В связи с этим остается актуальной проблема повышения качества дошкольного образования, решение которой зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров.

Детский сад сегодня - это сложный организм, который:

-стремится к развитию,

-ищет новые возможности материального финансирования, развития деятельности,

-создает необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества,

-обеспечивает условия для творческой профессиональной работы педагогов,

-стремится отвечать современным требованиям развития общества.

Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях перехода к ФГОС меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетенции. Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. На сегодняшний день в дошкольных учреждениях наработан материал по формам методической работы, но проблема в том, что они стабильны и не изменяются, повторяются из года в год, а нетрадиционные формы вводятся достаточно редко, неактивно, меняется и методическая работа с кадрами.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов. Важное условие, способствующее его повышению в ДОУ, - создание гибкой системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов с целью роста их педагогической компетентности.

Творческий потенциал специалистов, изменение их профессионального уровня и развитие личности, способствуют становлению педагогической компетенции как одной из основных составляющих профессиональной компетентности.

Только творчески работающий коллектив педагогов способен обеспечить высокий уровень воспитательно-образовательной работы с детьми, формирование творческой личности.

Для того чтобы личность педагога стала фактором формирования личности воспитанников, он должен быть профессионально грамотным, творческим членом педагогического коллектива, хранящим и обогащающим его традиции, разделяющим его взгляды, идеи, ценности.

А.С. Макаренко особое значение придавал творчески работающему, слаженному педагогическому коллективу, а если педагоги не объединены в сплоченный творческий коллектив, то даже опытный и творческий педагог не достигнет высоких результатов в работе с детьми.

Выявив способности и возможности каждого из педагогов, необходимо создать условия для их реализации и дальнейшего совершенствования педагогической деятельности.

Способность преодолевать жизненные коллизии, умение находить новые нестандартные решения проблем - эти качества стали актуальными в условиях современного мира. Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений. Все это делает проблему роста личностного потенциала педагога ДОУ актуальной и своевременной.

Цели и задачи проекта

Цель данной работы: исследование факторов активизации личностного потенциала педагогов ДОУ.

Объект исследования - личностный потенциал педагогов ДОУ.

Предмет исследования - активизация личностного потенциала педагогов ДОУ.

Предлагается, что в результате проведения разных мероприятий у педагогов ДОУ:

- уменьшается степень выраженности таких поведенческих и личностных проявлений как тревожность, агрессивность, демонстративность;

- выше становятся показатели общительности, самоконтроля, нервно-психической устойчивости;

- оптимизируется самооценка и уровень притязаний,

- общение становится более гибким.

В соответствии с целью были определены задачи работы:

- определить личностный потенциал сотрудников организации как социально-психологическую категорию, рассмотреть психологические составляющие личности педагогов, влияющие на эффективность педагогического процесса;

- проанализировать процесс развития личностного потенциала педагогов в процессе профессиональной деятельности;

- определить пути и средства активизации личностного потенциала педагогов;

- исследовать влияние комплекса мероприятий, направленных на повышение педагогического мастерства, повышение уверенности в себе, личностный рост, на изменение показателей самоконтроля, нервно-психической устойчивости, выраженности характерологических особенностей личности, самооценки педагогов ДОУ;

Основное содержание проекта.

 «Учитель живет до тех пор,

пока он учится,

как только он перестает учиться,

в нем умирает учитель»

Инновационные процессы в современной системе образования направлены на создание условий для полноценного развития и реализации не только ученика, а так же личностного и профессионального потенциала преподавателя.

Преподаватель реализует свой личностный и профессиональный потенциал по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признаёт педагогические ценности.

Развитие личностного и профессионального потенциала - это непрерывный процесс, влияющий на педагогическую деятельность в целом. Конечно, самое главное в этом - личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании.

Личностный потенциал человека включает, прежде всего:

-ресурсы личности, данные ему от рождения (мировоззрение, мотивацию к самореализации);

-личностные качества (коммуникативный, эмоциональный, познавательный, творческий потенциал).

Второй его составляющей служит профессиональный потенциал (деловые способности и возможности, а также профессиональные качества - профессиональное мышление, лидерские способности).

Развитие личностного потенциала требует от преподавателя достаточно высокой степени активности, способности управлять, регулировать своё поведение в соответствии с задачами и ситуациями.

Итак, для развития профессионального потенциала необходимо обладать личностными качествами. Тогда раскроются и способности, и интересы, и инициативность, и самостоятельность, и ответственность, и пригодится педагогический опыт, будут развиты творческие возможности. Появится необходимость творить себя, творчески осмысливать события жизни и собственного опыта, творчески использовать и преобразовывать известное, создавать качественно новое.

Качества творчески работающего педагога:

- нацеленность на формирование творческой личности

(социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности);
- педагогический такт;
- способность к сочувствию, сопереживанию;
- артистизм;
- развитое чувство юмора;
- умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы;
- создание проблемных ситуаций;
- умение возбуждать вопросы детей;
- поощрение воспитателем детского воображения;
- знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.

Ученые склоняются к убеждению, что развить в себе личностный и профессиональный потенциал можно, если заниматься этим постоянно и целенаправленно. Чем большего педагог достигает в профессиональном становлении, тем больше он развивается как личность.

На основе выше сказанного можно сделать вывод:                                                         -развитие личностного и профессионального потенциала преподавателя заключается в совершенствовании себя и своей деятельности, осознании себя творческой индивидуальностью, а также в решении педагогических задач. Ведь любые трудности и препятствия в становлении профессиональной личности - это стимул дальнейшего развития.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, образование определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

 - Система повышения квалификации;

-  Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию;

- Самообразование педагогов;

-   Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов;

-   Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;

-  Овладение информационно-коммуникационными технологиями;

-   Участие в различных конкурсах, исследовательских работах, экспертных комиссиях.

Для решения поставленных задач были использованы следующие группы методов:

- теоретические (анализ психологической, социологической и педагогической литературы);

- эмпирические – тестирование;

-статистические – методов математической обработки результатов исследования;

Практические методы в предупреждении и урегулировании конфликтов между педагогами:

Соглашение - это своего рода договор, созданный совместными усилиями педагогов коллектива, и касающийся того, как они хотят чувствовать себя в коллективе и что они готовы сделать для этого; обязательно записанный и подписанный всеми участниками обсуждения.  Пункты соглашения могут быть самыми разнообразными, например: «Быть вежливыми», «Быть активными» и др. Желательно, чтобы все формулировки были в позитивном ключе: без отрицаний и без частицы «не».                                                                 Обратная связь — это отзыв или отклик, реакция на какое-либо действие или событие.

Понимание и управление эмоциями – умение распознавать эмоции у себя и других, способность контролировать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей.

Использование квадрата эмоций -

Ненасильственное общение – это общение, которое помогает людям по новому выражать себя, слышать себя и разрешать конфликтные ситуации. Обучаясь ненасильственному общению, человек начинает лучше узнавать себя, осознавать свои истинные потребности и лучше понимать собеседников.

4 «К» компетенции – включают в себя:

-критическое  мышление  — это рациональный, скептический и непредвзятый анализ или оценка получаемой информации. Сегодня эти навыки часто упоминаются в списке обязательных soft skills (‘гибких навыков’), которыми должен обладать претендент на ту или иную должность.

-креативность – способность создавать и находить принципиально новые подходы к решению проблем, решать задачи нестандартным способом.

- коммуникация – способность передачи информации от одного человека к другому, один из способов доведения индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей.

Колоборация (кооперация) - совместная деятельность (процесс), в какой либо сфере, двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия (консенсуса).

В работе были использованы следующие диагностические методики:

- исследование характерологических особенностей личности осуществлялось при помощи опросника Шмишека (приложение А)

- исследование способов поведения в конфликтной ситуации осуществлялось при помощи методики Н.В.Гришиной (адаптация методики К.Н.Томаса) «Оценка способов поведения в конфликте» (приложение В)

- уровень самооценки изучался с помощью методики Дембо-Рубинштейна (приложение С)

Исследование включает в себя следующие этапы:

1. Констатирующий эксперимент – проведение психодиагностики характерологических особенностей личности педагогов, предпочитаемого ими способа реагирования в конфликтных ситуациях, уровня развития самооценки и уровня притязаний, уровня развития нервно-психической устойчивости.

2. Формирующий эксперимент - проведение серии тренинговых занятий, направленных на оптимизацию изменяемых личностных и поведенческих показателей, с педагогами ДОУ.

3.Контрольный эксперимент–проведение повторного психодиагностического обследования личностных и поведенческих показателей педагогов.

Выявленные значимые позитивные отличия между результатами констатирующего и контрольного экспериментов будут свидетельствовать о положительном влиянии серии проведенных занятий на личностный потенциал педагогов ДОУ.

Ресурсы:

-Временные  - мероприятия из плана проекта реализуются во время дневного сна два  раза в месяц, по длительности 30-40 минут.

-Информационные, интеллектуальные:

 - Материалы к программе «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений», доступные на электронном сайте «Виртуальная школа»; 

-Психолого-педагогическая  и методическая литература;

-Интернет-ресурсы;

-Человеческие(кадровые) - Администрация ДОУ (4 человека), воспитатели групп, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре;

-Организационные, материально-технические:                                                  

  - сотрудники ДОУ (педагогический состав);                                                          технические средства (компьютер, принтер, проектор, магнитофон);                    

  -информация, доступная на сайте «Виртуальная школа»

Целевая аудитория

Педагоги МБДОУ ЦРР - "Детский сад№239", состав педагогического коллектива 30 человек, средний  возраст 22-55 лет.

План реализации проекта

Этапы проекта:

1 этап – организационный (декабрь): формулировка проблемы (цели) на основе изученных проблем педагогов; формулировка задач; определение продуктов проекта.

2 этап – планирование работы (январь-февраль): разработка плана достижения цели, подбор методов, составление плана работы с педагогами коллектива.

3 этап – реализация проекта (март-май): реализация плана проекта. Мероприятия по работе с воспитателями проводятся два раза в месяц.

4 этап – презентация проекта (май): подготовка к презентации; презентация.

План реализации проекта

Таблица 1

Месяц

Работа с педагогами

Март

-Консультация «Профессиональное саморазвитие педагога»

-Круглый стол "Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ, необходимые для самореализации в профессии?"

Апрель

-Консультация «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального и личностного роста педагогов в условиях внедрения ФГОС»

-Мастер-класс «Развитие Soft skills компетенций у педагогов ДОУ»

Май

Консультация «Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников»

Круглый стол «Современный воспитатель. Какой он?»

Ожидаемые продукты, результаты и социальный эффект

В ходе реализации данного проекта по теме «Развитие личностного потенциала педагогов путем формирования в коллективе системы индивидуального сопровождения» и проведения диагностик можно получить следующие результаты:

- в коллективе уменьшилась степень выраженности таких поведенческих и личностных проявлений как тревожность, агрессивность, демонстративность;

-выше стали показатели общительности, самоконтроля, нервно-психической устойчивости;

- оптимизировалась самооценка и уровень притязаний;

- общение между педагогами, а также между педагогом и детьми стало более гибким;

-педагоги научились распознавать эмоции у себя и других, контролировать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Данный проект можно продолжить реализовывать в новом учебном году, доработав план работы с педагогами.

Приложение А

Опросник К.Леонгарда – Н.Шмишека

Текст опросника.

  1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
  2. Восприимчивы ли вы к обидам?
  3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
  4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
  5. Считаете ли вы себя более смелым, чем
  6. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
  7. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных в детском возрасте?
  8. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?
  9.  оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
  10. Серьезный ли вы человек?
  11. Можете ли вы сильно воодешевиться?
  12. Предприимчивы ли вы?
  13. Быстро ли забываете, если кто-то вас обидит?
  14. Мягкосердечный ли вы человек?
  15. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?
  16. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
  17. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
  18. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
  19. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?
  20. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
  21. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
  22. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
  23. Склонны ли вы к состояниям внутреннего беспокойства или страстного стремления?
  24. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
  25. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?
  26. Смогли бы вы убить человека?
  27. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется устранить эти недостатки?
  28. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни дома?
  29. Часто ли у вас без причины меняется настроение?
  30. Всегда ли вы старательно вы относитесь к своей деятельности?
  31. Быстро ли вы можете разгневаться?
  32. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
  33. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
  34. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
  35. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?
  36. Влияет ли на вас вид крови?
  37. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
  38. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
  39. Трудно ли вам входить в темный подвал?
  40. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое дело?
  41. Являетесь ли вы общительным человеком?
  42. Охотно ли вы декламировали стихи в школе?
  43. Убегали ли вы ребенком из дома?
  44. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
  45. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали нервы, что вы не выходили на работу?
  46. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
  47. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если кто-то вас оскорбит?
  48. Любите ли вы животных?
  49. Уйдете ли вы из дома или с работы, если у вас там что-то не в порядке?
  50. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?
  51. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
  52. Затрудняет ли вас выступать на сцене перед большим количеством народа?
  53. Можете шли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?
  54. Много ли вы общаетесь?
  55. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли вы в отчаяние?
  56. Нравится ли Вам работа организаторского характера?
  57. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
  58. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
  59. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
  60. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?
  61. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
  62. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
  63. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении,, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
  64. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
  65. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
  66. Часто ли вы смеетесь?
  67. Можете ли вы быть приветливыми с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
  68. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
  69. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?
  70. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
  71. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
  72. Пугливы ли вы?
  73. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?
  74. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках худ. Самодеятельности, в театральном кружке?
  75. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?
  76. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
  77. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
  78. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
  79. Переносите ли вы злость длительное время?
  80. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
  81. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?
  82. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
  83. Часто ли вы видите страшные сны?
  84. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна под приближающийся поезд?
  85. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
  86. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
  87. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлились?
  88. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?
  89. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

Обработка результатов по опроснику Г. Шмишека

Подсчитайте количество ответов «Да» (+) на одни указанные вопросы и количество ответов «Нет» (—) на другие, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число.

                                                                                       Таблица 2

Шкала №1

Гипертимный тип акцентуации

(номера вопросов)

+ («Да»)

 - («Нет»)

1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77

нет

умножить значение шкалы на 3

Шкала №2

Застревающий тип акцентуации

+ («Да»)

— («Нет»)

22, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81

12, 46, 59

умножить значение шкалы на 2

Шкала №3

Эмотивный тип акцентуации

+ («Да»)

— («Нет»)

3, 13, 35, 47, 57, 69, 79

25

умножить значение шкалы на 3

Шкала №4

Педантичный тип акцентуации

+ («Да»)

— («Нет»)

4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 36

умножить значение шкалы на 2

Шкала №5

Тревожный тип акцентуации

+(«Да»)

 - («Нет»)

16, 27, 38, 49, 60, 71, 82

5

умножить значение шкалы на 3

Шкала №6

Циклотимный тип акцентуации

+ («Да») — («Нет»)

6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84

нет

умножить значение шкалы на 3

Шкала №7

Демонстративный тип акцентуации

+ («Да») — («Нет»)

7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 51

умножить значение шкалы на 2

Шкала №8

Возбудимый тип акцентуации

+ («Да») — («Нет»)

8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86

нет

умножить значение шкалы на 3

Шкала №9

Дистимический тип акцентуации

+ («Да») — («Нет»)

9, 21, 43, 75, 87

31, 53, 65

умножить значение шкалы на 3

Шкала№10

Экзальтированный тип акцентуации

+ («Да») — («Нет»)

10, 32, 54, 76

нет

умножить значение шкалы на 6

Максимальный показатель по каждому типу акцентуации равен 24 баллам. Вывод о степени выраженности акцентуации делается на основании следующих показателей по шкалам:

0-12 – тип акцентуации не выражен;  

 13-18 – тенденция к тому или иному типу акцентуации;

19-24 – выраженность типа акцентуации.

 Перед интерпретацией полученных данных необходимо построить график – профиль типов акцентуаций характера, обратив внимание на то, как расположились полученные точки. Начинать делать выводы следует с общего вида графика – профиля кривой (на оси y– отметить баллы по каждой из 10-ти шкал опросника; на оси x– обозначение каждого из 10 типов акцентуаций), обращая внимание на то, как расположились полученные точки (показатели типов акцентуаций) относительно нижнего и верхнего предела нормы, то есть границы 12 и 18 баллов.

Возможно несколько вариантов графика.

 Вариант 1. Все или практически все точки на графике оказались значительно ниже предела 12 баллов (от 0 и до 8 баллов). В этом случае есть два направления интерпретации данных:

1. Перед нами личность, которая стремится показаться социально нормативной. Обычно такие люди демонстрируют сниженную самокритичность, неискренни. В этом случае данные о чертах характера человека, прошедшего тестирование, недостоверны.

2. Перед нами человек, лишенный привлекательной индивидуальности, пассивный, эмоционально обедненный. Такой человек старается уединиться, быть неприметным, медлителен. Он вряд ли станет лидером в коллективе, предпринимателем или борцом за идеи. Но за него можно и не беспокоиться: он не отважится на интриги, авантюры, вряд ли резко проявит свои эмоции. Исследования позволяют утверждать, что у подобных людей могут возникнуть сложности в преодолении трудных жизненных обстоятельств. Вариант 2. Большинство значений акцентуированных черт характера оказались на уровне или выше 19 баллов (19 и выше). По всей вероятности, перед нами сложный в общении человек, со многими «острыми» углами, но не исключено, что в тоже время это яркая личность.

Вариант 3. Графическая кривая имеет отчетливый «зубчатый» профиль – высокие показатели чередуются с пониженными. Такой график, как правило, встречается у людей с определенными характерологическими достоинствами и недостатками, которые могут создавать трудности в коммуникативном и воспитательном плане. Интерпретируя показатели акцентуаций, нельзя рассуждать прямолинейно: чем они меньше, тем лучше.

 Сказанное относится к интерпретации почти всех акцентуированных черт — на это следует обращать внимание, анализируя каждую из них отдельно. Следует понимать, что акцентуация отражает крайнее состояние нормы, не является патологией и в целом характеризует сильную выраженность отдельных черт характера, что указывает на повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий. Акцентуация затрудняет адаптацию личности в некоторых специфичных ситуациях. При этом важно подчеркнуть, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью (!) к другим воздействиям в ситуации социальной адаптации в других ситуациях.

Подробное описание типов акцентуаций характера, особенностей их проявления в общении и поведения личности.

  1. Гипертимный тип отличается активностью, энергичностью, оптимизмом, беззаботностью, склонностью к риску, новизне, стремлением к лидерству. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Склонны к повышенной раздражительности. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество. Очень высокие показатели по этой шкале (22 – 24 балла) свидетельствуют о мощной физической и психической энергии. Однако этот факт имеет как положительное, так и негативное следствие. С одной стороны, гипертимность – важное условие активности человека, благодаря которому он обычно достигает успехов, продвигается в карьере, становится руководителем и неформальным лидером, а с другой – при столь интенсивном проявлении гипертимности нередко личность становится сверхактивной, старается привлечь к себе внимание любой ценой.

Привлекательные черты: энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм.

Отталкивающие черты: легкомысленность, несерьезное отношение к обязанностям, раздражительность в кругу близких людей. Ситуации, в которых возможен конфликт: Противопоказаны монотонность, одиночество, условия жесткой дисциплины, постоянные нравоучения могут вызвать гнев.

Предпочитаемая деятельность: Работа, связанная с постоянным общением: организаторская деятельность, служба сбыта, спорт, театр. Склонны к смене профессий, места работы.

  1. Застревающий тип отличается длительностью переживаний какого-либо чувства, настойчивостью, упрямством, трудностью от переключения с одной проблемы на другую. Его характеризует склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее. Для него характерна жесткость установок и взглядов. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике. Чем меньше показатели застреваемости, тем лучше. 19 и более баллов набирают люди, готовые к недружелюбным выпадам, находящиеся в состоянии постоянной защиты своего «Я». При этом некоторые личности достаточно самокритичны и признают склонность к затяжным аффектам, искренне бы хотели избавиться от такой черты характера. Другие, напротив, недооценивают коммуникативные издержки данного качества, защищают его в себе и находят различные доводы, чтобы не изменять себя.

Привлекательные черты: стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, устойчивые взгляды.

 Отталкивающие черты: обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, ревнивость. Ситуации, в которых возможен конфликт: Задетое самолюбие, несправедливая обида, препятствия к достижению честолюбивых целей.

Предпочитаемая деятельность: Работа, дающая ощущение независимости и возможности и проявить себя. Необходимо развивать гибкость.

  1. Эмотивный тип отличается тонкостью эмоциональных реакций, проницательностью, отзывчивостью, чувствительностью, тревожностью, глубокими реакциями в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность. Люди этого типа редко вступают в конфликты. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Высокие показатели (22 – 24 балла) свидетельствуют о склонности человека концентрироваться на пережитом. В пределах 12 – 14 баллов можно предположить выраженность впечатлительности у человека, который адекватно откликается своими эмоциями на жизненные события. Низкий показатель эмотивности свидетельствует о душевной холодности, неспособности эмоционально откликаться на происходящее.

 Привлекательные черты: альтруизм, сострадание, жалостливость, радуются чужим удачам; исполнительны, с высоким чувством долга. Отталкивающие черты: крайняя чувствительность, слезливость. Ситуации, в которых возможен конфликт: Конфликты с близким человеком, смерть или болезнь родных воспринимается трагически. Противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей.

Предпочитаемая деятельность: Сфера искусств, медицина, воспитание детей, уход за животными, растениями.

  1. Педантичный тип характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, формализму. Охотно уступает лидерство другим людям. Интерпретация показателей требует особой осторожности и привлечения дополнительных наблюдений за человеком, прошедшем тестирование. Завышенные показатели педантичности (22 – 24 балла) характерны для людей, стереотипность и негибкость мышления которых оказывают деструктивное влияние на совместную деятельность с другими людьми. Заниженные показатели (4 – 8 баллов) встречаются у людей недисциплинированных, несобранных.

Привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах и чувствах, ровное настроение.

Отталкивающие черты: формализм, стремление переложить принятие важного решения на других. Ситуации, в которых возможен конфликт: Ситуации личной ответственности за важное дело, недооценка их заслуг, склонность к навязчивостям.

Предпочитаемая деятельность: Профессии, не связанные с большой ответственностью, не склонны менять место работы.

  1. Тревожный тип отличается ощущением беспокойства, внутренней напряженности, склонен ожидать неприятности. Для данного типа характерны постоянные сомнения в правильности своих поступков и мыслей, чувство собственной неполноценности. Свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, неуверенность в себе. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Характерные для людей данного типа обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Повышенные показатели по данному типу акцентуации – более 20 баллов – свойственны мнительным людям, настороженным, как правило, весьма сдержанно, с подозрением относящимся к малознакомым партнерам. Существенное значение имеет то, как показатели тревожности соотносятся с импульсивностью. При повышенной тревожности и относительном уровне импульсивности люди сдержанны в общении, держатся от других как бы на дистанции. Они сдержанно проявляют свои чувства, открыто не показывают эмоциональные реакции как положительные, так и отрицательные. Низкий уровень тревожности (не более 8 баллов) – явление двойственное: у одних это свидетельство молодости и оптимизма, например, у студентов университета, а у других – признак поверхности эмоционально-чувственной сферы.

Привлекательные черты: дружелюбие, самокритичность, исполнительность.

Отталкивающие черты: боязливость, мнительность. Ситуации, в которых возможен конфликт: Ситуация, страха, угрозы, наказания, насмешек, несправедливых обвинений противопоказаны.

Предпочитаемая деятельность: Не рекомендуется быть руководителем, принимать ответственные решения, так как принятие решения вызовет затруднения.

  1. Циклотимный тип отличается частыми периодическими сменами настроения, а также зависимостью от внешних событий. Радостные события вызывают у него картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. Настроение влияет на самооценку. Данный тип акцентуации свидетельствует о врожденности перепадов энергии у человека: чем выше показатель, тем ярче и чаще наблюдается смена двух фаз – подъема и упадка внутренних сил. Завышенный показатель (22 и более баллов) отмечается у людей, поведением которых управляет внутренняя «биохимическая лаборатория», а не логика внешних обстоятельств или отображения необходимости. Ситуации, в которых возможен конфликт: В период подъема ведет себя как люди с гипертимным типом акцентуации, в период спада – как люди с дистимическим типом акцентуации. В период спада обостренно воспринимают неприятности.

 Предпочитаемая деятельность: Интересы зависят от цикла настроения. Склонны к разочарованию в профессии, смене места работы.

  1. Демонстративный тип отличается эгоцентричностью, жаждой признания, оригинальностью, стремлением быть в центре внимания. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, направленному на приукрашивание своей личности, авантюризму, артистизму. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей личности, жажда власти, похвалы. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии глубоких чувств. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Завышенные показатели – более 20 баллов свидетельствуют одновременно о яркости и сложности натуры. Выраженная демонстративность в сочетании с хорошим интеллектом является предпосылкой профессиональных достижений, коммуникативности и привлекательности человека. Пониженный уровень демонстративности – менее 10 баллов отмечается у людей с низким показателем гипертимности, что свидетельствует о слабости энергетических ресурсов. Низкий уровень демонстративности отмечается у представителей таких профессий, для которых не требуется быть оригинальной личностью

Привлекательные черты: актерское дарование, обходительность, упорство, целенаправленность, способность увлечь других, неординарность.

Отталкивающие черты: эгоизм, хвастливость, отлынивание от работы, склонность «заболевать» в самые ответственные и трудные моменты, склонность к самоуверенности и высоким притязаниям. Ситуации, в которых возможен конфликт: Ситуации ущемления интересов, недооценка заслуг.

Предпочитаемая деятельность: Замкнутый круг общения, однообразная работа угнетают. Благоприятна работа с постоянно меняющимися кратковременными контактами.

8. Возбудимый тип отличается агрессивностью, упрямством, раздражительностью, властностью, требовательностью, неуживчивостью, неудержимостью. Для данного типа характерна повышенная импульсивность, угрюмость, склонность к конфликтам. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Завышенные показатели свидетельствуют о неуправляемости, невыдержанности личности, проявляющейся в резкости поведения, грубости в ответ на критику, на ущемление личных интересов и потребностей. Средние показатели возбудимости (10 – 12 баллов) – условие эмоциональной отзывчивости личности, когда она достаточно гибко и заметно для окружающих реагирует на происходящее. Сниженный показатель возбудимости (7 – 9 баллов) выявляется у людей, почти безразличных к происходящему и прежде всего к тому, что не касается их лично. Их отношение к происходящему «здесь» и «сейчас» не окрашено эмоционально, и часто это создает впечатление равнодушия, безучастности.

Привлекательные черты: вне приступов гнева – добросовестность и аккуратность.

Отталкивающие черты: раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки гнева, ослабленный контроль над влечениями. Ситуации, в которых возможен конфликт: Склонность к конфликтам по незначительным поводам, к невротическим срывам, нравоучениям, к асоциальным поступкам.

Предпочитаемая деятельность: Физический труд, атлетические виды спорта. Из-за неуживчивости часто меняют место работы. Необходимо развивать выдержку, самоконтроль.

  1. Дистимический тип отличается серьезностью, частой подавленностью настроения, пессимистичным отношением к будущему, предчувствием неприятностей. Для этого типа характерны медлительность, слабость волевого усилия, заниженная самооценка, низкая контактность. Люди такого типа обычно избегают общества, шумной компании, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления. Данный тип акцентуации связан с заторможенностью нервных процессов, постоянным пониженным настроением, сосредоточением на мрачных, печальных сторонах жизни. Низкий уровень дистимии сочетается с высоким показателем гипертимии. Привлекательные черты: серьезность, высокая нравственность, добросовестность, справедливость.

 Отталкивающие черты: пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, «отрыв от коллектива». Ситуации, в которых возможен конфликт: Ситуации, требующие бурной деятельности; смена привычного образа жизни противопоказана.

Предпочитаемая деятельность: Работа, не требующая широкого круга общения.

10 Экзальтированный тип отличается способностью восторгаться, восхищаться, ощущением счастья, радости. Эти чувства у людей данного типа часто возникают по причине, которая у других не вызывает большого подъема. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, проявляют яркость и искренность чувств. Подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики. Очень высокие показатели акцентуации (20 и более баллов) свидетельствуют о склонности личности проявлять эмоциональные крайности. На факты, события и поступки других ей свойственно реагировать слишком открыто, преувеличенно однозначно. Средние показатели экзальтированности (12 – 14 баллов) свидетельствуют о способности личности адекватно откликаться эмоциями и чувствами на происходящее. Слишком низкий показатель экзальтированности (менее 8 баллов) является признаком скованности эмоций и чувств.

 Привлекательные черты: альтруизм, чувство сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств. Отталкивающие черты: чрезмерная впечатлительность, паникерство, подверженность отчаянию. Ситуации, в которых возможен конфликт: Неудачи, горестные события воспринимают трагически.

Предпочитаемая деятельность: Сфера искусств, художественные виды спорта. Профессии, связанные с близостью к природе.

Приложение В

Методика «Определение стиля поведения в конфликтной ситуации»

методики Н.В.Гришиной (адаптация методики К.Н.Томаса)

 Тест адаптирован Н.В.Гришиной и используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации:

соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

компромисс;

избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.

В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

Текст опросника.

1. а) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

б) вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы оба расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. а) я стараюсь найти компромиссное решение,

б) я пытаюсь уладить конфликт с учетом всех интересов – другого человека и моих собственных.

3. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего,

б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) я стараюсь найти компромиссное решение,

б) я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого,

б) я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) я пытаюсь избежать неприятности для себя,

б) я стараюсь добиться своего.

7. а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно,

б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего,

б) я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий,

б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) я твердо стремлюсь добиться своего.

б) я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы,

б) я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры,

б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. а) я предлагаю среднюю позицию,

б) я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах,

б) я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения,

б) я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) я стараюсь не задеть чувств другого,

б) я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего,

б) я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем,

б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. а) я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы,

б) я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. а) я пытаюсь немедленно преодолеть разногласия,

б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому,

б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.

б) я отстаиваю свою позицию.

23. а) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас,

б) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

24. а) если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу,

б) я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте,

б) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) я обычно предлагаю среднюю позицию,

б) я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) зачастую я стремлюсь избежать споров,

б) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего,

б) улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

29. а) я предлагаю среднюю позицию,

б) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

30. а) я стараюсь не задеть чувств другого человека,

б) я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Обработка и интерпретация результатов теста

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

Ключ к тесту

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

 

 

 

А

Б

2

 

Б

А

 

 

3

А

 

 

 

Б

4

 

 

А

 

Б

5

 

А

 

Б

 

6

Б

 

 

А

 

7

 

 

Б

А

 

8

А

Б

 

 

 

9

Б

 

 

А

 

10

А

 

Б

 

 

11

 

А

 

 

Б

12

 

 

Б

А

 

13

Б

 

А

 

 

14

Б

А

 

 

 

15

 

 

 

Б

А

16

Б

 

 

 

А

17

А

 

 

Б

 

18

 

 

Б

 

А

19

 

А

 

Б

 

20

 

А

Б

 

 

21

 

Б

 

 

А

22

Б

 

А

 

 

23

 

А

 

Б

 

24

 

 

Б

 

А

25

А

 

 

 

Б

26

 

Б

А

 

 

27

 

 

 

А

Б

28

А

Б

 

 

 

29

 

 

А

Б

 

30

 

Б

 

 

А

Приложение С

Методика Дембо-Рубинштейн

Методика Дембо-Рубинштейн используется психологами для изучения личностных качеств человека. По его результатам можно узнать уровень самооценки, зрелости, самокритичности

Тест на самооценку Дембо-Рубинштейн считается частью психодиагностики. Она помогает определить несколько параметров:

уровень самооценки;

как человек воспринимает себя;

настроение;

адекватность;

уровень зрелости;

наличие или отсутствие проблем;

уровень критичности;

требовательность к себе;

удовлетворенность своей жизнью.

Возьмите чистый лист бумаги. Начертите 4 вертикальные линии. Их высота не должна превышать 10 см. На середине каждой линии поставьте отметку. 1 мм равен 1 баллу.
Линии обозначают:

-характер;

-состояние здоровье;

-умственные способности;

-счастье;

По желанию можно вписать оптимизм, удовлетворенность собой (качествами). Если тест Дембо-Рубинштейн проходит подросток, добавьте способности, внешность, авторитет среди сверстников, уверенность в себе.

Верх линий – наивысший показатель для параметра, например, самый умный, самый красивый и т.д. Низ, соответственно, – самый низкий.
Задумайтесь, как вы оцениваете себя в свете каждого параметра. Насколько вы счастливы? Считаете ли вы себя красивым и счастливым человеком? Пользуется ли авторитетом среди друзей или коллег? Уверены ли вы в себе или страдаете от комплексов?

Ноликами («0») отметьте желаемый уровень. Крестиками («X») – объективную оценку. Горизонтальной черточкой – текущий показатель того или иного параметра.

Используя линейку, измерьте и запишите расстояние от нижней части линии до крестика. Это будет уровень притязаний или желаемый показатель. От нолика до горизонтальной полоски – самооценка. Также нужно посмотреть расхождение между притязаниями и самооценкой.

Как оценивать результаты

Как сказано выше, тест Дембо-Рубинштейн помогает выяснить уровень самооценки. Ее главными свойствами являются высота, устойчивость, реалистичность.

                                       Значения уровня самооценки

Значения уровня самооценкиИнтерпретация результатов методики диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн выглядит так:

50-75 баллов – средняя и высокая самооценка. Человек оценивает себя адекватно, реально смотрит на вещи.

75-100 баллов – завышенная самооценка. Возможно, в процессе формирования личности произошли какие-то нарушения. Человек воспринимает себя искаженно, он не хочет учиться чему-то новому, не замечает свои ошибки, нечувствителен к критике и замечаниям.

Меньше 50 баллов – низкая самооценка.

После оценки результатов нужно выяснить, почему человек именно так относится к себе. По каким причинам он сомневается в своих возможностях или, наоборот, чрезмерно превозносит себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие творческого потенциала ребёнка в рамках реализации ФГОС в ДО»

Проектная деятельность в доу по теме "Развитие творческого потенциала ребёнка в рамках реализации ФГОС  в ДО"Развитие детского творчества, через различные виды художественно ...

Педагогический проект «Развитие кадрового потенциала дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО».

Создание оптимальных условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в реализации инновационной  модели воспитательно-образовательного процесса....

Проект «Развитие личностного потенциала ребёнка через создание единого образовательного пространства «Взрослые-дети» (2023-2025 гг.)

В рамках обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации«Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» КАУ ДПО «АИРО имени А.М. ...

Проект «Развитие личностного потенциала ребёнка через создание единого образовательного пространства «Взрослые-дети» (2023-2026 гг.)

Проект «Развитие личностного потенциала ребёнка через создание единого образовательного пространства «Взрослые-дети»(2023-2026 гг.)...

Презентация проект «Развитие личностного потенциала через формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улицах города»

laquo;Развитие личностного потенциала через формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улицах города»...