Конспект мастер-класса «Диагностика школьной зрелости»
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Заикина Ольга Владимировна

Конспект для выступления на РМО по теме:  «Диагностика школьной зрелости».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_shkolnoy_zrelosti.docx36.32 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог дошкольного отделения МОУ «Румянцевская СОШ» Заикина О.В.

Мастер-класс  «Диагностика школьной зрелости».

Слайд 1

Приветствие и знакомство с участниками.

Понятие школьная зрелость. Психологический портрет идеального и реального первоклассника.

Как вы считаете, какими качествами, умениями и навыками должен обладать на ваш взгляд «идеальный первоклассник» на момент поступления в школу?

Наша задача – составить  психологический портрет. Работаем совместно. Я буду записывать предложенные всеми качества (обобщенный портрет идеального первоклассника записывается на листе ватмана и зачитывается).

Давайте проанализируем и обобщим полученный портрет.

И тут же второй вопрос: Какими качествами, умениями и навыками обладает реальный первоклассник («такой как все») на момент поступления в школу?

Наша задача – составить  психологический портрет. Работаем совместно.

Давайте проанализируем и обобщим полученный портрет.

В большой степени: хочет пойти в школу, знает буквы, счет, умеет играть и рисовать;
В меньшей степени: обладает хорошей памятью и богатым воображением, умеет писать печатными буквами и слушать взрослого.

Менее всего: проявляет организованность, дисциплинированность и обладает хорошей речью, развитым мышлением и внимательностью.

Мы с вами совместно составили портреты идеального и реального первоклассников.

В них есть общее, но есть и различия. В чём вы видите причину расхождения этих портретов?

Как мы видим, у каждого разные требования и мы с вами смотрим на эту проблему под разными углами зрения; не всегда наши требования к ребёнку объективны, оправданы; бывает так, что они завышены или занижены.

Слайд 2

Что же такое готовность к школе?

Обычно, когда говорят о готовности к школе, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения программы без ущерба для его здоровья.

Слайд 3

Те качества идеального и реального первоклассника, которые мы с вами называли, относятся к одному из компонентов психологической готовности.

Психологическая готовность содержит в себе следующие компоненты:

Интеллектуальная 

Интеллектуальная готовность предполагает развитость основных психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления; (ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнить их, видеть сходное и отличное, он должен научиться рассуждать, делать выводы).

Сюда можно и отнести и развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики рук означает сформированность пальцев рук к осуществлению графических и механических операций, таких как рисование, письмо, лепка, выстригание и т.д.

- Какие качества, умения и навыки в портрете идеального первоклассника соответствуют интеллектуальной готовности?

(Обладает хорошей памятью, развиты воображение, регулирующая функция речи, мышление, внимание, тонкая моторика рук, интеллектуальная активность).

Мотивационная готовность

Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль – роль ученика. Для этого важно, чтобы школа привлекала своей главной деятельностью – учёбой.

- Какие качества идеального первоклассника относятся к мотивационному компоненту?

(Выражает познавательные интересы, стремится освоить роль школьника, принимает систему требований, предъявляемых школой).

Коммуникативная готовность 

Коммуникативная готовность предполагает потребность ребёнка в общении, в том числе в общении с взрослым на новом уровне, умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться.

(Желает общаться со взрослыми и детьми, умеет войти в детский коллектив и найти свое место в нем, выполняет совместную работу, поддерживает равноправные взаимоотношения со сверстниками,

умеет устанавливать контакт со сверстниками и с учителем).

Эмоционально - волевая готовность 

Эмоционально - волевая готовность предполагает, что ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определённые усилия, оценить результат своего усилия; а так же уметь слушать и выполнять указания взрослого.

(Умеет управлять своим поведением, сохраняет работоспособность в течение одного урока и в течение учебного дня, обладает эмоциональной устойчивостью, произвольной регуляцией внимания, умеет задерживать свои импульсы, умеет продлить действие, приложив к этому волевое усилие).

Педагогическая готовность

  • обладает навыками чтения, письма, рисования,
  • сформирована звуковая культура речи,
  • имеет хороший словарный запас,
  • имеет общую осведомленность,
  • умеет развернуто ответить на вопрос.

Это идеал,  к которому надо стремиться. Но для этого надо приложить максимум усилий, как педагогам, так и родителям будущих первоклассников.

Для диагностики уровня психологической готовности к школе были выбраны 9 методик и собраны в единую диагностику. Каждая методика выявляет уровень развития одного или нескольких компонентов уровня школьной зрелости.  

Диагностика проводится подгруппой детей – 4 человека, что позволяет диагностировать большее количество детей за имеющееся время. Результаты не отличаются от индивидуальных диагностик, так как материал подобран с целью исключить списывание и повторение ответов детей друг за другом.

Слайд 4

Методика «Выбери место» Авторская модификация методики Л.Н. Прохоровой.

Цель: изучение преобладающей мотивации воспитанников.

Обработка результатов: Ответы ребенка фиксируются в свободном порядке. Анализ проводится исходя из следующих положений:

  • место на капитанском мостике; остров, где можно стать принцем или принцессой, скорее всего свидетельствуют о преобладании мотива самоутверждения, лидерства;
  • место на камбузе, где готовится вкусная еда, в том числе любимые сладости; остров, на котором много сладостей, — о преобладании мотива извлечения личной пользы;
  • место в медицинской комнате, где находится больной щенок; остров, где живет грустный больной львенок, — о ярко выраженном мотиве оказания помощи;
  • место в каюте с любимым другом; остров, где ребенка ожидает друг, — о доминировании мотива общения;
  • место в каюте, где находятся географические карты, книги, из которых можно узнать что-то новое о разных странах; остров, где можно увидеть что-то новое, интересное, — о развитых познавательных мотивах;
  • место в каюте, где можно научиться конструировать и изобретать; острова, на которых можно стать изобретателем и научится делать все, что хочется, — о созидательной мотивации;
  • игровая комната, где собраны интересные игры и игрушки; остров, на котором много интересных игрушек, — о преобладании игровых мотивов.

Слайд 5

Методика «Лесенка». В.Г. Щур

Цель: исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Ход работы: ребенку предлагается «лесенка» и читается инструкция.

Оценка результатов:

Благоприятный вариант – если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступенек лестницы, а сами себя ставят на одну ступеньку ниже. Такой результат свидетельствует о том, что дети, чувствуя поддержку и принятие со стороны взрослых, умеют уже достаточно реалистично посмотреть на себя.

Неблагоприятный вариант - дети ставят себя на ступеньках выше, чем, по их мнению, поставили бы взрослые. Такой выбор свидетельствует об осознании ребёнком неприятия со стороны взрослого и негативном противопоставлении оценке взрослого собственной оценки.
Однако при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница (учитель)?» - помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитателя.

Положение на любой из нижних ступенек говорит не об адекватной самооценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

Если дети ставят себя на ту же ступеньку, на которую, по их мнению, могут поставить их взрослые, то это свидетельствует: об инфантилизме (все ответы – «на верхнюю ступеньку», не может ответить на вопрос «почему?»); о «компенсирующей самооценке» (желаемое выдаётся за действительное).

Слайд 6

Методика «Домик» (Н.И.Гуткина)

Цель: методика позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсо-моторной координации и тонкой моторики.

Обработка результатов:

Ошибки:

•  Неправильно воспроизведенный элемент,

•  Замена одного элемента другим,

•  Отсутствие элемента,

•  Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть.

Оценивают работу по числу ошибок:

3 балла - без ошибок - высокий уровень;

2 балла-1-2 ошибки - средний уровень;

1 балл – 3 ошибки – уровень ниже среднего;

0баллов - более 4-х ошибок - низкий уровень.

Слайд 7

Тест Пьерона-Рузера

Цель: определить уровень концентрации внимания.

Ход работы: Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Обработка результатов:

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Число обработанных фигур

Баллы

Уровень концентрации внимания

91-100

3

высокий

80-90

2

средний

65-79

1

ниже среднего

64 и меньше

0

низкий

За допущенные при выполнении задания ошибки баллы снижаются.

Если ошибок 1-2. то балл снижается на единицу,

если 3-4 – на 2 балла концентрация внимания считается хуже,

а если ошибок больше 4, то – на три балла.

Слайд 8

Методика «Слушаем и рисуем» (Тихомирова Л.Ф.)

Цель: обследование слуховой памяти, восприятия; уровня слухового внимания.

Текст зачитывается 2 раза.

Обработка результатов:

3 балла – ребенок нарисовал в соответствии с рассказом - у ребенка хорошо развита слуховая память

2 балла – ребенок ошибся в одной детали (руки снеговика) - средний уровень развития

1 балла – ребенок ошибся в нескольких деталях (неправильное количество снеговиков, руки снеговиков не соответствуют рассказу или не соблюдён размер снеговиков, руки снеговиков и др). ниже среднего

0 балл - ребенок ошибся в размере снеговиков, количестве, украсил рисунок несуществующими деталями и пр., рисунок без опоры на рассказ - низкий

Слайд 9

Методика «Узнавание фигур» (Богданова Т.Г.,Корнилова Т.В.)

Цель: обследование кратковременной зрительной памяти, восприятия.

Обработка результатов:

 3 - правильно нашел 7-9 фигур – у ребенка хорошо развита зрительная память

 2 - нашел 5-6 фигур - средний уровень развития

 1 - 3-4 фигур – ниже среднего

 0- 1-2 фигуры – низкий

Слайд 10

Методика «Четвертый лишний» (по Е.Л. Агаевой) (Модификация)

Цель: определение уровня развития операции классификации

Ход работы: Ребенку предлагается 4 классификационных карт по разной тематике.

Обработка результатов:

Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово).

Задания оценивается в баллах:

• обобщение по существенному признаку – 2 балла;

• употребление обобщающего слова – 1 балл.

Максимальное число баллов – 12.

12 баллов – высокий (3 балла)

8-11 — средний (2 балла)

5-7 — ниже среднего (1 балл)

менее 5 –низкий         (0 балл)

Слайд 11

Методика «Последовательность событий» (Берштейн А.А.) (мышление, речь)

Цель: исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению.

Ход работы: перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.

Задание состоит из двух частей:

• выкладывание последовательности событий картинок;

• устный рассказ по ним.

После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.

Оценка результатов:

3 балла, Высокий уровень – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа.

2 балла, Средний уровень – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.

1 балл, Ниже среднего уровень – если:

• каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа;

• на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

0 балл, Низкий уровень:

• ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;

• по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ; составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;

Слайд 12

Методика «Рукавички». (Г. А. Цукерман)

Цель: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений. 

Ход работы: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т. е. были бы одинаковыми.

Оценка результатов:

Критерии оценивания:

• продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

• умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д. ;

•взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

• взаимопомощь по ходу рисования,

•эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом, нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

3 балла, высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

2 балла, средний уровень –сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

1 балл низкий уровень, ниже среднего – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем;

Слайд 13

Протокол диагностики готовности к школе

Перед вами представлен сводный протокол, куда заносятся все результаты диагностик. Заносим тип мотивации и уровень самооценки, баллы остальных 7 методик суммируем и делим на 7.

Высокий уровень готовности – 2,6 - 3 баллов

Средний уровень готовности – 1,6 – 2,5 баллов

Ниже среднего уровень готовности – 0,6 – 1,5 баллов

Низкий уровень готовности - 0 – 0,5 баллов

Слайд 14

Результаты диагностики 2022 – 2023 учебного года

По результатам мониторинга на начало учебного года из 26 детей:

4 детей – высокий уровень.

9 детей  – средний уровень.

10 детей - ниже среднего.

3 ребенка – низкий уровень готовности к школе.

На конец учебного по результатам диагностики:

11 детей  - высокий уровнем готовности к школе,

8 детей - средний уровень готовности,

4 ребенка с уровнем ниже среднего.

2 детей с низким уровнем готовности, которые в последствии остались в детском саду еще на один учебный год.  

Слайд 15

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йерасека

Дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе. Но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе тоже могут хорошо успевать! Это испытание для заключения о школьной зрелости, а ...

Ориентационный тест школьной зрелости – вербальное мышление

Ориентационный тест школьной зрелости – вербальное мышление...

конспект родительского собрания на тему "Школьная зрелость"

Собрание проводится в подготовительной группе.  Уважаемые  родители близится то время, когда ваши дети пойдут в школу. Это важное событие  в жизни всей семьи, которое коснется всех ее ...

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Конспект заседания клуба "Будущий первоклассник" на тему: "Школьная зрелость"

В работе рассмотрено понятие «школьная зрелость», компоненты школьной зрелости, практические рекомендации родителям по подготовке детей к школьному обучению....

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....