Конспект непосредственно образовательной деятельности по определению уровня школьной зрелости "Путешествие в страну знаний"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Берендеева Татьяна Ивановна

Конспект по определению уровня школьной зрелости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zanyatiya_po_urovnyu_shkolnoy_zrelosti.docx53.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД занятия по уровню школьной зрелости.

Путешествие в страну знаний.

Цель: Выявить уровень школьной зрелости детей подготовительной группы
Задачи: 1. Образовательные.
Обобщить знания, умения и навыки детей: в усвоении звуко-слогового анализа и синтеза
(деление слов на слоги, определить количество слогов, подбор слов к слоговой схеме, определение места звука в слове, характеристика звуков, подбор слов к звуковым схемам разных типов). Знание букв, чтение односложных и двусложных слов.

3. Развивающие.
Правильное употребление простых и сложных предложений разных конструкций и использование их в связной речи.

3. Воспитательные.
Воспитывать любознательность, творческую активность. Развитие памяти, внимания, мыслительных операций (анализ, синтез, классификация).

Материал: касса, билеты - карточки, макет домов (деревня - животные домашние, деревья), пособие на звуковой анализ слов, мяч, карточки на слоги - дикие животные, самолет - игрушка, пароход - штурвал, шкатулка, картинки о зиме, игры, одежда для Знайки, песня, подарки. Названия остановок - табличка с названиями остановок.

Ход занятия.

  •  Мы отправляемся в путешествие в страну знаний.
  •  Вы откроете для себя много нового и интересного.
  •  Закрепите понятия: «звук», «слог», «слово», «предложение».
  •  Наши задания будут занимательные.
  •  Тот из вас в школу пойдет, кто на все вопросы ответ найдет!
  •  Итак в путь!

I. 1. Остановка - звуковая.

Откуда мы начнем свое путешествие. 1. Игра «Поймай звук»,
а) Выдели звук У из ряда (А, У, С, П, У, Д, У).

б) Выдели звук М из слов (мы, ум, на, ам, ма, он, ми).

в) Выдели звук О из слов (дом, Оля, озеро, река, отпуск, отдых, кот, овцы, корова, молоко, дает, нам).

Беззвучная артикуляция (по форме губ - определяем - уа, ум, хорошо, молодцы).

А теперь.

Пойдем на автовокзал купить в кассе билеты на автобус.

  1.  Задание: берите билеты карточки - определите позицию звука Л в словах.

Посадка начинается, занимайте свои места согласно билетам.

Проходите показываете билет, говорите: Вот мой билет: (лопата - звук л находится в начале слова, место начале автобуса - образец).

Все заняли свои места согласно билетам. Поехали.

  •  Чтобы нам не было скучно в пути.
  1.  Вспомните скороговорки.

Определите какой звук встречается чаще всего.

Произнесите скороговорку, выделяя нужный звук.

а) Шла с базара кошка,

У кошки лукошко (щ).

б) Варвара варенье доваривала Ворчала и приговаривала (jp).

в) От топота копыт, пыль по полю летит (т).

г) Купи кипу пик (к-п).

д) Осип Осип, Архип охрип (п).

  1.  Поиграем в игру «Тим-том» или «Камень- вата».

Будем узнавать твердые - мягкие согласные звуки.

  •  Звуки любят прятаться в словах.

Я назову слова, а вы услышите в слове звук (С) - сожмите руки в кулачки (твердый звук),.если звук (С’) - помашите рукой (мягкий звук).

4

Т - а) собака, сапоги, сухари, сорока, осы, носорог, сок, сук, сор, салат, сушки.

М - б) сено, сила, сеять, сервиз, коса, синица, Сеня, серый.

  1. Вот мы и приехали. Выходим, давайте посмотрим, где это мы оказались.
  •  Посмотрите, что это, да это деревня.
  •  Найдите слова в которых есть звук (р), (р’).

(Крыша, труба, дверь, ручка, рама, порог, крыльцо, чердак.

Сервант, кровать, кресло, телевизор, ковер, деревня, береза, рябина, сирень).

Вы любите открывать тайны, узнавать секреты? Сегодня мы откроем необычные секреты - секреты слов. Итак, начнем.

  •  В этом задании мы искали один звук, но ведь слова состоят из нескольких звуков.

Давайте попробуем найти все звуки в словах.

6. - Проведем звуковой анализ слов.

  •  Сначала дадим характеристику звукам (пособие).
  •  Какие бывают звуки? (гласные и согласные - твердые и мягкие)
  •  Каким цветом обозначаются звуки?

(Красный - гласный звук,

синим - согласный твердый, зеленый - согласный мягкий).

а) А потом откроем секреты слов.

б) Звуковой анализ слов: тигр, кукла, барабан, синица, курица, буквы, нитки ... и т.д.

  •  Всели звуки нужны в словах? (Да)

з

II. Остановка слоговая.

  •  Пойдем на следующую остановку, пешком.
  •  Что такое слог? (часть слова)
  •  А как узнать сколько частей в слове? (Посчитать, сколько гласных звуков в слове, столько и слогов).

(В слове всегда столько частей (слогов) - сколько гласных звуков в нем слышится).

  •  Что-то мы заблудились, давайте покричим a-у, ма-ма, Ви-та-лик.

Позовем детей.

1. Назови свое имя, раздели на слоги, используя шаги.

Назови первый слог, второй слог ..., сколько слогов в слове (Ва-ня, Ан-тон ...).

Вот мы и вышли на полянку.

Тише, а кто это там под кустиками притаился.

Давайте посмотрим.

  •  Ой сколько здесь зверей.

Какие они славные, милые.

Они наверное замерзли, погреем их (Греют зверей -прячут под карточки, одеяло ...)

  •  Ребята мне жаль наших зверюшек, они не знают, где их домик, давайте поможем им вернуться домой.
  •  Расселим зверюшек в свои домики.

BI домике будут жить звери - в названии которых 1 слог, т.е. животные - названия которых не делится на части (односложные слова - волк, еж, лось, тигр, рысь).

Во II домике животные в 2 слога (лиса, белка, заяц).

В III домике животные в 3 слога (ми-шут-ка, о-ле-ни, мед-ве-ди,

ля-гу ш-ка).

  1. Мы делим слова на слоги, когда произносим считалку.
  •  Сделайте круг. Скажите считалку - на ком остановится считалка тот говорит пословицу, загадку, стихотворение, или я дам задания на слоги.

а) Катился горох по блюду,

Ты водй, а я не буду.

б) Аты-баты, шли солдаты, аты-баты на базар,

6

Аты-баты, что купили? Аты-баты самовар,

в)        За морями, за горами, за железными столбами на пригорке теремок, на двери висит замок. Ты за ключиком иди и замочек отопри.

  1. Слоговый аукцион.

(Передаю кубик - кто поднял руку - продолжает слово...)

Придумайте слова по первому слогу:

Бу- (мага, сы, квы, лка, ратино)

Ба- (ня, нан, ран)

ма- (к, кароны, лыш, газин, ртышка)

Ка- ...

Ру-...

III 3 остановка - Аэропорт - Остановка слов - Игры в полете

  •  Смотрите дети - Аэропорт - Давайте выберем на чем мы полетим (дельтаплан, планер, ракета, самолет, вертолет, дирижабль, воздушный шар)
  •  Ой, а можно полететь на ковре самолете... А я ни разу не летала, давайте сядем и полетим, а вы летали?... Не боитесь? Не страшно?

Сели ... полетели... продолжим наше путешествие...

Пока летим - поиграем в слова.

  1. Доскажи слова.

А) Кто играет с сумкой книг Утром в школу?... (ученик)

Б) Тот невежда и дикарь

Не осилил кто... (букварь)

А) Очень плох тот ученик,

Что не любит умных .. .(книг)

2.

  •  Наша речь состоит из слов. Мы говорим словами, слов много, они разные.
  •  Что вы сейчас называли? (слова) А теперь, вспомните, как можно больше слов на тему: «Школа».

7

А) Кто и что есть в школе - назовите предметы? (Учитель, доска, ученик, урок, ручка, перемена ...)

Б) Кто мы? (ученики, ребята, дошколята, сафоновцы, россияне...)

А)  Подбор слов действий? Что делает школьник? (учится, читает, пишет, считает...)

Г) Подбор слов признаков? Какой ученик? (умный, здоровый, добрый, послушный...)

        3.Скажи слова наоборот - Антонимы, (мяч) - встали.

Далеко-близко, Зима-лето, Грязь-чистота, Друг-враг,

Холодный-горячий, Высокий-низкий, Большой-маленький, Веселый-грустный, Помогать-мешать, Говорить-молчать.

IV

4 остановка - предложений.

Школа.

Вот мы и прилетели. Выходите.

  •  Ой, какое здание большое, светлое, красивое - это школа.
  •  Давайте зайдем в класс - в кабинете русского языка и литературы. Рассаживайтесь за столы.
  •  Из чего состоит наша речь? (из предложений). А предложения? (из слов).
  •  Сколько слов может быть в предложении? (1,2,3.. .много... слов)
  1.  Вот сейчас вы мне

а) Закончите предложения, которые начинаются со слова (Мы ...)

  •  Какое твое предложение, а твое...?

А вот у меня есть схемы предложений,

б) К какой схеме подходит твое предложение.

(Вот схемы предложений на доске.        .__ __. из        2-х        слов

__  __ __. из 3-х слов

 __ __ __ __. из 4-х слов)

в) Графическая запись предложений (в тетрадях, на доске, на столе).

  1.  Придумайте предложения со словом «друг».

8

Сколько слов в твоем предложении.

  •  Назови 1 слово, 2 слово, 3 слово... и т.д.

V

  •  А теперь из школы пройдем в детский сад. Здесь недалеко.
  •  Пройдем под песенку-речевку Чипполино.

«Я иду и ты идешь .

Я пою и ты поёшь Мы идем и мы поем Очень дружно мы живем...».

Игровая остановка.

Вот мы уже и в детском саду в своей группе (сели).

  •  Здравствуйте,
  •  А вот и я «Знайка», пришел к вам в гости.
  •  Познакомьтесь - это «Знайка», он принес с собой много игр. «Знайка» поумнел, как стал ходить в наш д/сад.
  •  Сейчас он поиграет с вами, предложит вам задания по «Звуковым часам».
  1.  «Звуковые часы» - многоцелевое пособие.

Цель: Закреплять и уточнять знания о звучащем слове. Упражнять в делении слов на слоги и в составлении предложений.

Теперь вы придумайте для «Знайки» задания. (Знайка отвечает).

  1.  - Посмотрите какие игры нам принес «Знайка». Поиграйте.

Недавно он был в путешествии, на одном из островов и принес нам игру

«Путешествие по океану». Цель: Упражнять в чтении слогослияний.

  •  Плаваем по океану, подплываем к острову - читаем (ма - ам). Острова - гласные буквы, корабли - согласные.
  1.  Игра «Забить в ворота гол». (Перед вами футбольные ворота и буквы- мячи).

j

Цель: составьте новые слова, загоняя по 3 мяча в ворота, (сыр, мак, лук, кум, пол, сын, суп, шум, наш, рак, шар...).

9

  1. - Пришла пора покорять вершины (чтение по стрелочкам)

но

БА

НО

МАК

ок

РЫ

ки

ГА

5.

К Г

п

к л

Итог:

Под музыку «Учат в школе» подвести итог занятия.

  •  Вот и закончилось наше путешествие в страну знаний.
  •  Чем мы сегодня занимались? (ответы) Где мы были, что узнали.
  •  «Знайка» нам принес подарки - цветок - оценка «5». Молодцы.
  •  Сегодня мы показали, как мы умеем играть, заниматься и дружить и чему мы научились в д/саду.

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Путешествие в страну Знаний

Цель:  Доставить  детям радость и удовольствие от игр и заданий развивающей направленности. Поддерживать интерес. проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Путешествие в страну Знаний

Цель:  Доставить  детям радость и удовольствие от игр и заданий развивающей направленности. Поддерживать интерес. проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.ЗадачиОбразовательн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Путешествие в страну Знаний»

Цель: обобщить знания, полученные в течении года. Образовательные задачи: уточнение и активизация словаря совершенствование навыков слогового анализа слов; совершенствование грамматичес...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну знаний»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну знаний»...