Из опыта работы педагогов-психологов с педагогами дошкольных образовательных учреждений.
учебно-методический материал по психологии
Статья посвящена опыту работы педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений посредством формирования позитивных межличностных отношений в педагогическом коллективе. Описывается одно из занятий программы, проводимое в технике эко-арт-терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Склярова Татьяна Васильевна,
педагог-психолог
ГБУ ЦППМСП Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Пешковская Виктория Ростиславовна,
педагог-психолог
ГБУ ЦППМСП Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Из опыта работы педагогов-психологов с педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Эко-арт-терапия – это исцеляющая практика развития экологического сознания и экологичного образа жизни, основанная на субъект – порождающем взаимосодействии человека и разных уровней социальной общности с природной средой средствами искусства [5].
Эко-арт-терапия может быть органично включена в повседневную деятельность учреждений образования с целью профилактики «профессионального выгорания» педагогов, деформации межличностных отношений и для успешной адаптации молодых педагогов в педагогическом коллективе. Преимущественной формой работы при решении такого рода задач в образовательной среде является групповая интерактивная арт-терапия.
Содержание эко-арт-терапевтической работы и используемых практик основано на концепции системной арт-терапии, разработанной А.И. Копытиным и реализуемой в различных программах, согласно которой «выделяя изобразительную деятельность в качестве ведущего инструмента самовыражения и коммуникации клиента, эко-арт-терапия признает своим адресатом не только человека, но и окружающую среду, культурный ландшафт, живую экосистему» [3]. Эко-арт-терапия, как одно из средств формирования социально-экологической культуры, помогает устанавливать и гармонизировать отношения между личностью и социумом, между личностью и окружающей средой.
Для успешного формирования позитивных межличностных отношений в педагогическом коллективе посредством развития творческой индивидуальности и экологического сознания педагогов авторами разработана программа групповых занятий для специалистов системы образования, базирующаяся на положениях эко-арт-терапии.
К настоящему моменту разработано достаточно много программ, направленных на достижение той же цели. Однако основная часть программ, посвященных оптимизации педагогического взаимодействия, направлена на обучение педагогов коммуникативным техникам. Такие программы, безусловно, дают положительные результаты. При том, что в них затрагивается лишь внешняя, формальная сторона общения и остается не востребованной, не раскрытой индивидуальность педагогов, их творческий потенциал, эффект от их применения является кратковременным. Разработанная авторами программа посвящена оптимизации межличностного взаимодействия между педагогами на основании расширения эко-сознания, формирования субъектной позиции педагогов и развития творческого сотрудничества. Применяются арт-терапевтические, экологические и цифровые технологии, такие как, ландшафтная скульптура, терапевтическая средовая фотография, пленэрные зарисовки. Используются как уже известные эко-арт-терапевтические упражнения, так и новые, разработанные авторами.
Развитие творческой индивидуальности и экологического сознания каждого члена педагогического коллектива в процессе реализации творческой активности позволяет сделать межличностные отношения более гармоничными и способствует формированию позитивной педагогической среды в образовательном учреждении.
Специфической чертой педагогического коллектива является его гендерный состав: преобладающее большинство членов педагогических коллективов образовательных учреждений – женщины. В преимущественно женском по составу педагогическом коллективе всегда преобладает высокий эмоциональный фон. Сотрудники такого коллектива больше подвержены быстрой смене настроения, более конфликтны, чем коллективы, где преобладают мужчины. Поэтому крайне важно развивать эмпатию и расширять экологическое сознание, особенно у молодых специалистов. Большое влияние на характер взаимодействия педагогов в процессе осуществления профессиональной деятельности оказывают неформальные отношения.
Следующей отличительной чертой педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности. Индивидуальные усилия отдельных педагогов не принесут желаемых успехов, если они не согласованы с действиями других педагогов, если нет единства действий, требований в организации режима дня, в оценке качества знаний.
Характер педагогической среды в образовательном учреждении зависит от того, насколько гармоничными в нём являются межличностные отношения среди педагогов. Межличностные отношения в педагогическом коллективе определяются целями и содержанием профессиональной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Отношения, которые складываются между педагогами в коллективе, можно разделить на официальные и неофициальные. Официальные отношения — это общая система межличностных нравственно-психологических отношений, которая охватывает весь педагогический коллектив. Неофициальные отношения — это сеть избирательных отношений, основанная на дружелюбии и проявлении взаимных симпатий между отдельными педагогами [2].
Действенность межличностных отношений в коллективе можно определить по степени удовлетворенности или неудовлетворенности его членов, особенно молодых специалистов, так как у них еще не сложились устойчивые стереотипы взаимодействия с коллегами.
По определению Б.Г. Ананьева, «межличностные отношения являются процессом познания участниками друг друга во время общения, процессом преобразования внутреннего мира общающихся людей, а также процессом самостоятельного регулирования поступков человека, с учётом полученных знаний» [1].
Межличностные отношения педагогов в образовательном учреждении характеризуются тем, что одни педагоги дружелюбно относятся к окружающим людям, ориентированы на принятие других, стараются найти со всеми общий язык, готовы к продуктивной совместной деятельности, то есть обладают высоким уровнем развития эмпатии. Другие же педагоги, недостаточно понимающие и учитывающие чувства и потребности других людей, а потому относящиеся к ним с недоверием, равнодушием, то есть обладающие низким уровнем развития эмпатии, отличающиеся нежеланием брать на себя ответственность, не готовы к сотрудничеству. Наличие такой разной личностной направленности педагогов может добавлять конфликтность, противоречивость, неопределенность в межличностные отношения педагогического коллектива. Целенаправленно проводимая система групповых занятий с педагогами приведёт к снижению конфликтности и формированию позитивной педагогической среды в образовательном учреждении.
Занятия проводятся в групповом режиме. Группа формируется из всех желающих педагогов образовательного учреждения. В процессе работы участники осваивают различные эко-арт-терапевтические техники: выбор пейзажных фотографий, создание ландшафтной инсталляции, «фотопрогулка», написание эссе, создание коллажа из фотографий и рисунков.
Большинство заданий, выполняемых участниками в ходе занятий, основаны на арт-терапевтических упражнениях, разработанных А.И. Копытиным.
Учитывая специфику педагогического коллектива и актуальность развития экологического сознания у педагогов, авторами разработаны собственные упражнения.
Сад камней – авторское эко-арт-терапевтическое упражнение для анализа взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Цель: исследование характера отношений педагога в коллективе.
Задачи: Знакомство с различными природными камнями и исторически сложившимися представлениями о них. Повышение сенсорной восприимчивости на основе тактильного, визуального взаимодействия с природными камнями. Формирование умения ассоциировать себя и других людей с различными природными камнями. Исследование своих отношений с людьми в процессе создания ландшафтной инсталляции посредством изобразительной деятельности с использованием природных камней и других экоматериалов. Формирование экосознания.
Материалы: Аппаратура для показа презентации, набор природных камней и других экоматериалов, карандаши, фломастеры, краски, кисти, листы бумаги формата А3, клей.
1.Вступление
Ведущий рассказывает о роли отношений с другими людьми в жизни человека. Затем предлагает участникам поисследовать свои отношения с коллегами.
Для исследования предлагается использовать такой природный материал, как камни. Камни очень индивидуальны. Каждый из них имеет свои свойства и особенности, подобно тому, как свои индивидуальные черты имеет каждый из людей. Далее ведущие представляют те камни, с которыми будут взаимодействовать участники. Рассказывают об их особенностях, свойствах и сложившихся людей представлениях о них. Участникам предлагается обратить внимание на свои ассоциации, связанные с определенными камнями.
2. Рассказ о природных камнях.
Ведущий демонстрирует участникам занятия презентацию и рассказывает о различных природных камнях, об их свойствах, применении в прошлом и в настоящее время, о связанных с этими минералами мифами, легендами. В процессе презентации участникам выдаются образцы тех минералов, камней, о которых ведется рассказ. Педагоги могут не только посмотреть на них, но и подержать в руках, ощущая «характер» каждого камня, обращая внимание на свое восприятие каждого камня в процессе «знакомства» с ним.
Познакомив участников с представленными природными камнями, ведущий рассказывает о различных ландшафтных садах, например, японском саде камней и др., о различных способах организации и взаимосвязи природных и созданных руками человека объектов в таких садах.
3. Инсталляция «сад камней»
Педагогам предлагается создать свой «Сад камней» из выбранных ими природных камней и других экоматериалов на листе бумаги формата А3, дорисовывая, достраивая элементы ландшафта. Создаваемый «Сад камней» должен отображать структуру и характер межличностных отношений участника с другими значимыми для него членами коллектива.
4. Обсуждение в парах.
Участники объединяются в малые группы по два человека. «Наблюдатели» рассказывают создателям «сада камней» о том, на что они обратили внимание при рассматривании созданных произведений, каков, по их мнению, характер «сада», каковы особенности выбранных природных камней и их взаимное расположение. Они отмечают, в каких частях «сада» им хотелось бы задержаться подольше, а какие вызывают напряжение, тревогу. Затем авторы работ рассказывают партнерам о своих «садах камней», о том, как они создавались, какие камни были выбраны ими для себя и своих коллег и почему, как осуществлялся выбор.
После этого каждый участник говорит о том, на что он обратил внимание, когда слушал «наблюдателя», рассказывающего о своем восприятии его «сада камней», о том, на что он обратил внимание, когда создавал свою композицию. Ведущий, с разрешения участников, проводит фотофиксацию созданных педагогами арт-композиций для отслеживания эффективности занятий.
3.Подведение итогов
Участники рассказывают, на что они обратили внимание в процессе занятия, что было важным для них, чему они научились, какие выводы они сделали для себя, что из приобретенного опыта они хотели бы использовать для улучшения отношений в коллективе.
Литература
1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания: монография. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
2.Андреева Г.М. Социальная идентичность: временные и средовые компоненты// Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 344-357.
3. Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. М.: Изд-во. Когито-Центр, 2006.
4. Арт-терапия в России: медицина, образование, социальная сфера / Под.общ. ред. А.И. Копытина. Спб.: Скифия-принт, 2017.
5. Арт-терапия / Сост. и общ. ред. А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2001. 320 с.
6. Копытин А.И. Корт Б. Техники ландшафтной арт-терапии. М.: Когито-центр, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогические технологии в работе педагога дошкольного образовательного учреждения »
Уточнение понятия "педагогическая технология", классификация педагогических технологий....
"Интерактивные формы работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений"
Меиодические рекомендации для старших воспитателей...
Рабочая программа педагога-психолога Государственного бюджетного муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида детский сад №44 Колпинского района Санкт-Петербурга Коваль Аллы Владимировны
Пояснительная запискаОдной из приоритетных задач современного дошкольного образования является охрана и укрепление психического здоровья детей.Работа педагога-психолога в ДОУ в первую очередь до...
Сообщение из опыта работы на тему: «Воспитатель современного дошкольного образовательного учреждения как профессионал и личность в экологическом воспитании детей»
Воспитатель дошкольного учреждения - одна из массовых современных педагогических профессий. Функции современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации ...
Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами дошкольного образовательного учреждения
Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная ...
Консультация на тему: "Профессиональные компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования"
Цель: познакомить коллег с профессиональными компетенциями педагога ДОУ.Задачи:1. Познакомить с понятиями «компетенция», «профессиональная компетенция»;2. Раскрыть основну...
Описание опыта работы старшего воспитателя по теме «Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения»
В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческо...