Мастер - класс для педагогов ДОУ
методическая разработка по психологии

Миронова Ольга Валерьевна

Мастер - класс на тему " Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста с помощью методов арт-терапии".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Индивидуальная работа с детьми с помощью методов арт-терапии».

Свою работу с детьми организую в форме групповых и индивидуальных занятий.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.

В занятии искусством, творчеством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь. Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого ребенка. Нет никаких эталонов, норм, требований. Современная арт-терапия  включает множество направлений. В своей работе я применяю такие методы как изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, пескотерапия, пластилинотерапия.

Показания для проведения детской арт-терапии:

• упрямство;

• агрессия;

• страхи;

• частая смена настроения;

• задержки речевого и психического развития;

• кризисные ситуации;

• трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми;

• подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;

•непослушании.

• застенчивости и неуверенности в себе;

• гиперактивность;

Я буду очень рада, если вам примите участие в практическом занятии, прочувствуете некоторые методы и техники арттерапии. Техники подойдут как детям, так и взрослым.

Но прежде чем приступить к практической части предлагаю выполнить упражнение на позитивное мышление, создать положительные эмоции и снять напряжение.

Предлагаем взглянуть на поднос с различными предметами: перья птиц, стеклянные камешки, массажные мячики-ежики, пластмассовые цветные шарики.

Инструкция: «Выберите, пожалуйста, 1 предмет, который вам больше всего понравился или привлек ваше внимание. Потрогайте его, запомните».

Интерпретация:

Вы выбрали перо! Вы легки на подъем; общительные, хорошие слушатели; нежные и ласковые, впечатлительные и тонкие натуры; готовы любого поддержать в трудную минуту и рассмешить, поднять настроение; вы с чувством юмора.

• Кто выбрал стеклянный камешек (бусинку) – у вас всегда все гладко, да сладко; вы открыты душой, легки в общении, гибкие натуры; не подвержены чужому влиянию; гламурные, изящные и хорошо разбираетесь в моде.

• Если вы выбрали мячики-ежики – вы загадочные и привлекательные натуры; шустрые, энергичные и веселые; не даете себя в обиду, можете постоять за себя; заботитесь о своем драгоценном здоровье; вы легко справляетесь с любой ситуацией, всегда найдете выход.

• У кого оказались цветные шарики – это значит, что вы веселые и бодрые, жизнерадостные и энергичные; открытые, добрые и доверчивые; общительные; вы всегда впереди, стремитесь к победе; вас везде замечают; с вами вместе – всегда праздник, вы душа компании. Немножечко узнали о себе.

Ну а теперь, непосредственно к практической части.

В последнее время увеличилось количество детей, имеющих речевые патологии, застенчивых детей, закомплексованных, имеющих синдром повышенной физической активности (СДВГ), агрессивные дети. Такие дети не могут сосредотачиваться на одном деле, не внимательны, не собраны, неусидчивы, им сложно налаживать отношения с окружающими, соблюдать правила в коллективе. Все это приводит к снижению познавательного развития и формированию заниженной самоооценки. Здесь поможет арттерапевтическая техника рисование с помощью разноцветных красок и круглых предметов, то есть речь идет  цветотерапии. Эта техника привлекает внимание ребенка, интересна, повышает эмоциональный настрой, делает занятие ярче, развивает творческое воображение, способствует развитию концентрации внимания и движений. Во время занятий даже самые непоседливые увлечены и сосредоточены на выполняемой работе.

  1. Предлагаем вашему вниманию лист бумаги в коробке. На кисточку вы набираете гуашь и наносите ее на лист бумаги (кто-то один цвет, кто-то несколько). Размещаем  в коробке с краской шарики, наклоняем коробку в разные стороны и шарики оставляют отпечаток на листе бумаги, создавая таким образов картину: «Мраморная абстракция». Надеюсь, это упражнение пригодится вам в вашей работе с детками.

В дополнение к данному упражнению предлагаю «цветотерапевтическую» игру.

Упражнение помогает скорректировать поведение, повысить познавательную активность, учит управлять своими эмоциями, стабилизируют эмоциональное состояние.

У каждого из вас есть цветные квадратики. Возьмите их в руки. Теперь вы -феи. Я-синяя фея. Посмотрим, насколько внимательны феи цвета. Сейчас я буду называть разные предметы. Если это синий предмет,  то свой квадрат поднимает «Синяя фея», если он красный-то «Красная» фея. А если предмет бывает разных цветов, то свои квадратики могут поднять сразу несколько фей. Например, какого цвета роза? Приготовились? Слушайте…

Апельсин, снег, море, небо, василек, лимон, лиса, помидор, банан, медведь, крот, колокольчик, лес, баклажан, одуванчик, солнце, платье, огонь, мак, цыпленок, туча, сливы, трава, ворона, огурец, заяц, радуга, кошка, машина.

  1. Техника -Рисование двумя руками. Именно рисование двумя руками это непривычный способ творчества. Так же это и моторный процесс. Тренировка пальцев рук напрямую связана с развитием речи и мышления. Всеми психическими процессами управляет головной мозг. Известно, что каждое полушарие головного мозга выполняет свои функции (Правое полушарие отвечает за координацию движений, пространственное, зрительное восприятие, эмоциональность, музыкальность, творческие способности. Левое полушарие отвечает за слуховое восприятие, постановку целей, построение программ).

Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин отставания в развитии ребенка, проблем с интеллектуальным и речевым развитием, вниманием и поведением, нарушением письменной речи, дисграфии и дислексии. Применение данного метода арттерапии помогает детям снять лишнюю тревожность, напряжение.

Сейчас предлагается широкий выбор различных материалов, трафареты, доски, шаблоны.

Предлагаю вашему вниманию задания для развития межполушарного взаимодействия, выполнить рисование обеими руками одновременно от центра к краям. Именно многократное повторение каждого задания будет иметь коррекционный эффект.

Рисовать можно карандашами, красками, мелками, крупой , песком.

Рисуем медведя и произносим скороговорку: «Медвежонок хан простужен, мед дадим ему на ужин». Переворачиваем лист и на обратной стороне рисуем любой симметричный рисунок –изображаем крестик и нолик, чередуем нолик, крестик.

  1. Работа с фольгой. Очень интересная новая техника в арт-терапии. Во первых, фольга на бессознательном уровнен вызывает отклик о детстве, о вкусняшках. При работе с фольгой развивается мелкая моторика, а это в свою очередь активизирует развитие интеллекта и готовит к школьным письменным занятиям, развивается зрительная и двигательная координация, ребенок мыслит, творит, фантазирует. Воспитывает усидчивость, внимание, возникают положительные эмоции. Она легко податлива любому движению, ее можно скручивать, мять, разглаживать, на ней можно рисовать,  соединять части в единое целое, отделять лишнее. Из фольги можно делать объёмные и плоскостные работы, кукольный театр. Можно и закреплять сенсорные эталоны (форму цвет), развивает тактильное восприятие (на ощупь.)

Предлагаю наиболее простой вариант с фольгой. В мешочке помещаю овощи, на ощупь достает и называет. Затем я оборачиваю в фольгу и выкладываю перед ребенком. Должен угадать зрительно что это, развернуть и проверить.

  1. Синельная проволока- пушистая проволока, которая никого не оставит равнодушным. Поделки из пушистой проволоки источник большого количества положительных эмоций. Полезный, приятный на ощупь материал, с помощью которого ребенок развивает фантазию, творчество, развивается синхронная работа рук, мелкая моторика, координация движения, яркость и привлекательность  материала стимулирует мотивацию детей. Самостоятельно играя, дети улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Таки образом, незаметно, без психологической нагрузки, мы проводим профилактику нарушения письменной речи. Из нее можно выложить цифру или букву, если говорить о детях 6-7 лет.

Предлагаю вам поработать с синельной проволокой, проявить творчество, фантазию и получить положительные эмоции.

Упражнение «Прекрасный сад» с элементами музыкотерапии.

Предлагаю сесть поудобнее, закрыть глаза. Представьте, что вы находитесь в волшебном прекрасном саду. Вы это удивительный цветок. Какой он этот цветок, какие листья, стебель, а может быть, у цветка есть шипы. Высокий или низкий? Яркий или не очень? Большой или маленький. А теперь откройте глаза и попробуйте этот цветок изготовить из синельной проволоки.

Предлагаю наши цветы поставить в вазу. Все разные непохожие друг на друга, но вместе мы прекрасный букет.

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....