Игровые технологии в практике работы с детьми младшего дошкольного возраста
методическая разработка по психологии (младшая группа)

Журина (Ваганова) Светлана Федоровна

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического взаимодействия по освоению опыта в применении инновационных технологий и форм работы с младшими дошкольниками.

Задачи:

  • создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
  • повысить профессиональное мастерство участников;
  • обозначить актуальность применения инновационных технологий и форм работы с младшими  дошкольниками;
  • распространить передовой педагогический опыт применения инновационных технологий и форм работы с младшими дошкольниками;
  • провести практическую часть по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ярсалинский детский сад «Солнышко»

«Игровые технологии в практике работы с детьми младшего дошкольного возраста»

Форма проведения: семинар - практикум

        Разработчики: Журина С.Ф.

Злыгостева О.А.

Чуева Н.С.

Яр-Сале

2023


Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического взаимодействия по освоению опыта в применении инновационных технологий и форм работы с младшими дошкольниками.

Задачи:

  • создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
  • повысить профессиональное мастерство участников;
  • обозначить актуальность применения инновационных технологий и форм работы с младшими  дошкольниками;
  • распространить передовой педагогический опыт применения инновационных технологий и форм работы с младшими дошкольниками;
  • провести практическую часть по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками.

Ожидаемые результаты: использование коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками.

Оборудование: презентация, ноутбук, мультимедиа проектор, экран для показа презентации, коробки разного цвета и формы, массажные мячи и ортопедические коврики, разноцветные кольца и шарики, пластиковые крышки от детского питания.

Педагог - психолог: Здравствуйте, уважаемые, коллеги. В дошкольном детстве ведущим видом деятельности является игра. Что же это такое?!

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой, как правило, заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Игровая технология - это организация педагогического процесса в форме различных игр, последовательная деятельность педагога по созданию мотивационной основы для формирования конкретных навыков и умений.

Совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса складываются в педагогическую технологию.

Игры можно разделить по виду деятельности:

  • физические (двигательные),

цель: формировании разносторонне развитой личности ребенка,         оздоровление, воспитание.

Задачи: развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы;  

формирование правильной осанки у детей;

 повышение функциональной деятельности организма;

 воспитание физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости;

активизация действий игроков;

социализация.

  • «Зайка серый умывается».

Цель: выполнять действия в соответствии с текстом стихотворения, прыгать на двух ногах с продвижением вперед, использовать всю площадь группы.

  • «Поймай комара»

Цель: выполнять прыжки вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка, не уменьшать круг во время подпрыгиваний.

  • «Надувайся пузырь»

Цель: упражнять  детей вставать в круг,  действовать в соответствии с текстом стихотворения.

  • «По ровненькой дорожке»

Цель: учить действовать в соответствии с текстом и ритмом стихотворения, выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед, действовать совместно.

  • «Мы топаем ногами»

Цель: действовать в соответствии с текстом стихотворения, выполнять  бег по кругу

  • «Солнышко и дождик»

Цель: действовать по сигналу, выполнять ходьбу, бег врассыпную, ориентироваться в пространстве

  • «Найди свой цвет»

Цель: учить детей действовать по сигналу, ориентироваться по цвету, выполнять  ходьбу, бег врассыпную.

  • интеллектуальные (умственные)

                Цель: развитие логического мышления, внимания, стимулирование речевой                                     активности.

Задачи: развитие логического мышления, принятие и понимание правил интеллектуальных игр.  Учить детей отыскивать ответы на вопросы, высказывать свое мнение. способствовать развитию познавательной сферы детей, расширению их кругозора. формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

  • «Подбери крышку».

Цель: развивать навыки классификации и сопоставления предметов.

  • «Найди домик».

Цель: развивать логическое мышление и навыки сопоставления предметов.

  • «Один - туда, другой – сюда»

   Цель: развивать умение систематизировать предметы по признаку.

  • «Правильная морковка».

Цели: развивать мышление и навык классификации предметов по цвету.

  • «Три медведя».

Цель: развивать навык сопоставления по величине.

  •  трудовые
  •  социальные и психологические.

 По характеру педагогического процесса:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, занимательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, и др.

 По характеру игровой методики: предметные, сюжетно-ролевые (творческие, интеллектуальные игры), игры с готовыми правилами (дидактические, подвижные).

1. Предметные игры. Через игрушки, предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

В качестве примера может служить игра

  • «Чудесный мешочек». 

Цель: уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, дети овладевают сенсорными эталонами.

  • «Найди такой же листик»

 Цель: помочь различать предметы по качествам и свойствам, развивать наблюдательность.

2. Творческие игры, сюжетно-ролевые.

Сюжетно-ролевая игра включает в себя сюжет игры, содержание, роль.

Макеты – это уменьшенные целостные объекты, модели, отображающие определенные части окружающего мира и направляющие ребенка на игровую деятельность, создание сюжетных историй и событий, происходящих на этой территории.

Игры с макетами способствуют знакомству с окружающим миром, развитию творческого познавательного мышления, развитию коммуникативных навыков, монологической и связной речи, а так же умению играть в коллективе.

3. Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Основой является конструктивное творчество детей и развитие интереса к технике.

Игры делятся по содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

 По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Игры с готовыми правилами (дидактические). 

1) Игра «Цветные коробочки»

Цель: научить называть цвета предметов, сравнивать их по величине, определять пространственное расположение и количество, решать логические задачи, учиться считать, знакомиться с порядковыми числительными.

Для игры нужны несколько коробок разного размера и формы (из-под духов, фотопленки (в форме цилиндра), конфет «монпансье» (круглая плоская коробочка), спичек, зубочисток...). Коробки должны быть небольшими по величине, многократно и легко открываться, не ломаясь. Количество коробок зависит от возраста и возможностей малышей.Для начала надо 1-2 коробочки, по мере обучения можно увеличить до 3-5.

Коробки можно обклеить бумагой или картоном определенного цвета.

Перед игрой вместе с детьми необходимо рассмотреть и точно называть цвет (красная, синяя, желтая …), величину и форму (большая, круглая, высокая…). Затем детям сказать, что маленькая игрушка будет прятаться в коробочках.

Дети закрывают глаза, а игрушка прячется в одной из коробок. Затем, когда игрушка спрятана, дети открывают глаза, педагог называет признаки заветной коробки. Какие это признаки, зависит от поставленной задачи, от опыта детей. Можно назвать только цвет, если изучаются цвета, или форму, или величину, или два признака сразу: «в маленькой красной».

При усложнении проговариваются признаки с отрицательной частицей - «в синей, но не в маленькой», «в круглой, но не плоской». Начиная знакомить малышей с определением места предметов в пространстве, называем расположение коробочки: «слева от большой», или «между синими коробками». Коробки можно сложить «башенкой» - в этом случае называем верхнее или нижнее положение, или, например, такой вариант: «выше красной, но ниже синей» и т.д. Условия игры можно усложнять, ориентируясь на опыт и возможности детей.

Очень важно предоставить возможность детям самим спрятать предмет и определить признаки коробки, малыши должны научиться «озвучивать» задачу, что очень непросто маленьким партнерам.

Коробочки могут помочь и при обучении цифрам или буквам – наклеим их на коробочках, и будем называть еще один признак: «в красной коробке с цифрой три», например. При обучении порядковому счету: «четвертая коробочка слева», «вторая от окна»…

2) Игры с крышками  

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, мышления, внимания, сенсорное развитие.

Необходимо выкладывать крышки по заданному шаблоны, с каждым разом усложняя условия игры.

Нам нужно повторить рисунок из крышек по образцу (шаблоны подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей детей и задач, которые необходимо решить). Выложить:

  • дорожку
  • далее дорожку по цвету (постепенно вводим два цвета, потом три)
  • повторить простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)
  • затем пытаться изобразить сюжетные картинки (солнце, цветок,  дом, колобок, дерево, животное)
  • подобрать колеса к машине
  • построить пирамиду, башню
  • экспериментировать с водой (проверить тонут крышки или нет, поиграть в «Рыбалку»)
  • катить крышки по наклонной плоскости.

3) Подвижная игра «Разноцветные колечки»

Цель:

4) «Поймай в воде»

5) Игры с массажными мячами и ортопедическими ковриками

Цель: развитие мелкой и общей моторики, профилактика плоскостопия.

Заключение

Предлагаемые игры и задания предполагают совместную деятельность детей с взрослыми. Взрослый вызывает интерес к игре, является руководителем и организатором игрового пространства. Он знакомит с игрой, объясняет правила и следит за их выполнением. В простой, интересной и доступной для малышей форме. Игры приучают детей к организованности и ответственности, вниманию к окружающим.

Нам очень хотелось бы узнать ваше мнение о проведенном мастер-классе.

У вас на столах лежат по 2 стикера - солнышко и солнышко на тучке.

Солнышко – было интересно и познавательно, буду применять в своей практике, солнышко на тучке – есть предложения, рекомендации, замечания.

На стикерах можно написать или нарисовать своё отношение к выступлению.

Закончить наш семинар -практикум хотелось бы словами Зинаиды Михайловны Богуславской: «Нужно уметь вовремя удивиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, показать свою заинтересованность интонацией, движением, восхищение игрой и успехами ребенка. Конечно, все это требует от воспитателя артистизма. Но ведь педагогика - это искусство! Только радость от успеха, уверенность, заинтересованность ведут к формированию личности человека».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий ТРИЗ в работе с детьми среднего дошкольного возраста

В презентации предоставлены материалы, используемые в работе с детьми....

«Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»...

Игровые технологии в практике работы с детьми раннего возраста

Игровые технологии в практике работы с детьми раннего возраста (реализация образовательной обрасти "Развитие речи")...

Презентация "Доброжелательные технологии в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Представлен практический материал по внедрению доброжелательных технологий в работу с детьми....

Презентация: "Технология эйдетика в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Все обучение должно проходить в игре. Вот как сказал об этом Сухомлинский В.Л. - «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра - это самое серьезное ...