"Семинар практикум на тему:Как справиться с детской тревожностью"
план-конспект занятия по психологии

Мороз Светлана Сергеевна

"Семинар практикум на тему:Как справиться с детской тревожностью"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnost.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

Тревожные дети – это обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Такие дети крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей — не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

У тревожного ребенка могут развиться невротические черты. Неуверенный в себе ребенок склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышено внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них – все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегание лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Замечено, что уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу,

как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта

разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, педагогов. Девочки боятся так называемых «опасных людей» — пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: педагогов, соседа, полицейского и т.д.

Правила работы с тревожными детьми, для педагогов

  • Избегать публичных порицаний и замечаний!
  • Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
  • Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.
  • Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
  • Не замечать ошибки, неудачи. В любой детской работе можно найти что- то достойное похвалы.
  • Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
  • Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.
  • Использовать наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижать ребенка, наказывая его.
  • Эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся… Ну ничего, в следующий раз получится…) — уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.
  • Стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю….
  • Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.).
  • Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для….
  • Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…).
  • Не торопить! Давать время сообразить.
  • Когда торопится, останавливать, успокаивать.
  • При необходимости повторить и уточнить инструкцию.
  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  • Чаще используйте телесный контакт.
  • Упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Признаки тревожности:

  1. Не может долго работать, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения задания очень напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему сняться страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10. У него нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнует
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдерживать слезы. 17.Плохо переносит ожидание.
  1. Не любит браться за новое дело.
  2. Не уверен в себе, в своих силах.
  3. Боится сталкиваться с трудностями.

Взаимодействие взрослых с тревожными детьми.

Игровое занятие «нитяные замочки»

Взаимодействие с тревожными детьми требует единого подхода относительно семьи, воспитателей и специалистов ДОО. Здесь не допустим разрыв, который сможет привести к искажению поставленной цели. Тревожный ребенок испытывает дискомфорт к проявлению «нового» вне дома, так как бывает не уверен и застенчив в ситуации отсутствия близких. И напротив, ребенку бывает легче справится в предложенным заданием, если методика ему знакома и нечто подобное он уже делал с родителями. Есть дети, которые любят ходить в кабинет специалиста, а есть дети для которых сам выход из группы и присутствие в «отдельном» месте где внимание сконцентрировано только вокруг его успехов или неудач, усиливает тревогу. В такой ситуации тоже требуется единство между всеми участниками педагогического процесса и ребенком.

Игра «Домик для страха»

Цель: коррекция эмоционального состояния на примере чувства страха.

Оборудование: клубки ниток разных цветов, лист бумаги, карандаши, клей. Ход игры: Ребенку дается коробка с разноцветными шерстяными нитками разных размеров и предлагается выбрать именно тот клубок, который больше всего похож а его страх.

  • Далее ведущий предлагает отмотать от этого клубка нитку такой длинны, какой есть его страх. Можно использовать формулировку: «отматывай нитку ровно столько, сколько ты боишься».
  • Далее, ведущий предлагает ребенку подержать в ладонях это сверток ниток, рассмотреть его, понюхать, потрогать. Какой он: серый, шерстяной, темный, мягкий, пахнет шерстью.
  • Ведущий подводит к мысли, это этот страх не такой уж и страшный, не самый плохой.
  • Ведущий задает вопрос: и что мы теперь будем с ним делать? Не бросим же мы его так? Предлагает на листе бумаги нарисовать для страха дом. Ребенок рисует дом, либо коробку и с помощью клея моток ниток приклеивается к середине. Можно дорисовать некоторые элементы (ножки, ручки, глазки, дверь, решетку).
  • Ведущий подводит к заключению: что теперь его страх живет отдельно от него, у него есть свой дом и если снова будет страшно, можно подойти погладить его, поговорить и страх сразу же пройдет.

Игра «Нить Ариадны»

Цель: Снятие тревоги, запутанности, «загнанности» в угол; развитие самоконтроля тела; отдых, развлечение

Оборудование: клубок ниток

Ход игры: Ребенку предлагается поиграть в прятки, но не привычным способом, а держа в руках клубок ниток и запутывая свой путь. Далее ведущий должен найти ребенка сворачивая в моток кончик нитки, ведущий к клубку в руках ребенка. Ведущий и ребенок меняются ролями. Взрослый может привязать к игрушке кончик ниток, далее запутав следы спрятать игрушку, ребенок должен ее найти сворачивая нитку в моток. Игра проводится в помещении где есть несколько комнат, либо на детской площадке, имеющей различные игровые модули.

Игра «Помпончик»

Цель: развитие координации и ловкости; развитие самоконтроля тела; отдых , развлечение.

Оборудование: клубки ниток, ножницы, два картонных - круга по количеству участников

Ход игры: Для изготовления помпона нужно два одинаковых круга из картона. Складываем их вместе и наматываем нитки, как на бублик. Затем разрезаем нитки «по ребру» намотанных кругов. Перевязываем заготовку, затягивая нить между картонными кругами. Получается помпон. Помпон ребенок может оформить в игрушку, приклеив глазки, лапки. А можно сделать совместную игрушку-гусеничку, стягивая помпон

Игра «Лазерная сигнализация»

Цель: развитие координации и ловкости; развитие самоконтроля тела; отдых , развлечение.

Оборудование: клубок ниток

Можно играть в группе или на улице.

Ход игры: Возьмите клубок шерстяных ниток, самых ярких, и натяните по всей территории (комнаты ли площадки) между всеми элементами окружения: столом, стульями, батареей, деревом и тд. На нити можно повесить колокольчики. И у вас получится вид «лазерной сигнализации» или нитяной лабиринт. Суть игры: ребенок должен пройти лабиринт не задевая «лазерные лучи». Игру можно постоянно усложнять, чтобы ребенок прыгал, ползал, прогибался.

Игра «Человек паук»

Цель: развитие координации и ловкости; развитие самоконтроля тела; отдых, развлечение.

Оборудование: клубок ниток

Можно играть в группе, если есть спортивный уголок, либо на улице.

Ход игры: Ребенку предлагается оплести клубком ниток турники, чтобы потом по ним залезть как можно выше. Игра проводится под контролем физического инструктора либо воспитателя.

Творческая игра «Нитяная живопись»

Цель: развитие зрительно-моторной координации; развитие мелкой моторики; развитие творческих способностей; отдых, развлечение

Ход игры: Ребенку предлагается нарезать разноцветные нитки на одинаковые полоски (не        больше        4        см),        далее-        предлагается        сделать        из        них аппликацию.

Нитки можно закреплять на клей, а так же можно выкладывать на фетровый коврик, либо на простую бумагу. Часто бывает необходимо показать ребенку как это делается и как это будет выглядеть, если ребенок этого никогда не делал. Начните первым.

Получится объемная картинка.

Список литературы

  1. А.М. Прихожан Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст /текст/: Питер; Спб.:2009
  2. Е.Ю. Протасова Образовательная программа Теремок: Издательский дом

«Цветной мир», 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А.И»

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. П...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар-практикум "Как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей"

Обучение педагогов конструктивным методам общения с детьми....

Консультация "Как справиться с детской тревожностью"

КУонсультация для родителей в рамках Консультационного центра по запросу....

Консультация для родителей на тему "Как справиться с детской тревожностью"

Консультация педагога-психолога для родителей для детей старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Особенности работы с тревожными детьми"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Особенности работы с тревожными детьми"...