Семинар-практикум "Как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей"
учебно-методический материал

Исаева Татьяна Петровна

Обучение педагогов конструктивным методам общения с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_emotsii_1.docx1016.39 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум на тему:

«Как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей»

Участники: педагоги ДОУ.

Цель: обучить педагогов приемам конструктивного общения с детьми.

Задачи:

- мотивировать воспитателей на уважительные отношения с ребенком;

- научить развивать конструктивное общение у детей;

- стимулировать творческую активность педагогов.

Ход мероприятия:

Вступление

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Бывает так, что бытовые трудности, конфликты с семьей, недопонимание с коллегами вызывают у нас негативные эмоции. И приходя на работу, мы не всегда можем справиться со своим психологическим состоянием и переключиться. Вследствие чего можем неосознанно срывать это на детях.

Когда мы устали, раздражены или расстроены, не замечаем, как переносим негатив в свою речь. Такие действия только мешают нам добиваться поставленной цели, например наладить дисциплину в группе. В этот момент нами движут эмоции.

Семинар позволит нам побыть на месте воспитанника и научиться отделять общение с детьми от собственных эмоций.

Сегодня мы поговорим об общении и выполним специальные упражнения. Давайте вспомним известные приемы общения и найдем новые подходы, которые можно использовать и в работе, и в жизни.

Позвольте начать мне с байки. На стройке работали три человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, те ответили по-разному. Один сказал: «Я кладу кирпичи». Другой: «Я зарабатываю на жизнь». А третий ответил: «Я строю храм». Вы сами выбираете, какую занять позицию и какой выбрать способ общения с детьми. Возможно, сегодня вы просто просите убрать игрушки, подвинуть стул, взять кого-то за руку, но как вы скажете свою просьбу, повлияет на стиль общения ребенка в дальнейшем.

Основная часть

1. Упражнение «Общение»

Раздать педагогам карточки с вариантами обращений к детям. Рядом с каждой фразой указать интонацию, с которой педагоги должны будут их произнести.

Ведущий: Я предлагаю вам разделиться по парам и сказать по очереди друг другу, глядя в глаза, фразы спокойным голосом и на повышенных тонах.

Фразы, которые произносят педагоги
1. Ты играл с этой игрушкой! Отнеси ее на место! (
На повышенных тонах.)
2. Ты играл с этой игрушкой? Отнеси ее на место. (
Спокойным голосом.)
3. Зачем ты так сделала? Это просто невыносимо! (
На повышенных тонах.)
4. Мне неприятно, что ты так сделала, ты хорошая девочка, но поступила плохо. Пожалуйста, будь в следующий раз аккуратнее. (
Спокойным голосом.)

Ведущий: Проследите за своими ощущениями, когда слушаете и когда говорите. Часто сложно говорить спокойно и в некоторых случаях это не сработает. Но постоянно отдавайте себе отчет, пойдет на пользу повышенный тон или нет.

Умение общаться формируется в дошкольном возрасте. Если дети невнимательны и грубы по отношению друг к другу, они испытывают сложности во взаимодействии, не могут поддержать и развить установившийся контакт. Все это приводит к агрессивному поведению, конфликтам, отгороженности, замкнутости.

Чтобы помочь дошкольникам, которые испытывают трудности в общении, нужно формировать у них коммуникативные навыки. Обогатить опыт детей и смягчить проблемы вы можете в совместной деятельности с ними. Родители закладывают основы поведения ребенка в семье, но ваша задача – показать другие способы общения.

2. Три установки в общении с детьми

Зачитать вслух три установки в общении с детьми. Каждую установку обсудить с воспитателями.

Я – образец для подражания

Именно такого отношения к себе вы ждете от детей.

Ребенок – личность. Я уважаю мнение ребенка

При разговоре с ребенком присядьте на корточки, чтобы показать ему свое уважение.

Я – взрослый человек. Я задаю тон общения

Только вы решаете, может ли ребенок вывести вас из равновесия или нет.

Ведущий: Если взрослый задает тон общения, то давайте задумаемся, как действует на психику ребенка, например, постоянное повторение частицы «не».

3. Упражнение «Жизнь без частицы «не»

Пригласить одного из педагогов по желанию сыграть роль ребенка. Остальным воспитателям раздать стикеры. Каждый из педагогов подходит к «ребенку», наклеивает на его одежду стикер и говорит фразу с частичкой «не», например: не спорь, не крутись. Делать это нужно без улыбки, без остановок.

Затем попросить педагога, который играл роль ребенка, рассказать о своих чувствах и ощущениях. Обсудить упражнение с группой и сделать вывод.

Ведущий: Теперь давайте попробуем заменить слова с частицей «не» на слова действия. Например, говорите «стой» вместо «не беги», «помолчи» вместо «не болтай».

4. Упражнение «Измени фразу»

Раздать воспитателям карточки с предложениями. Попросить их заменить фразу с частицей «не».

Ведущий: Частицу «не» сложно заменить в конкретной ситуации. Когда Саша бьет Машу, вам нужно сначала остановить действие, а потом комментировать. В таких случаях скажите ребенку: «Стоп!». Затем поясните ему: «Драться запрещено». Говорите ровным, спокойным тоном, как будто предлагаете просто попить. Исключайте агрессию. Давайте потренируемся.

5. Упражнение «Ситуация – слово педагога»

Ведущий: Дети могут конфликтовать друг с другом. Что делает ребенок, которого обидели? Дошкольник бежит к воспитателю или лезет в драку. Вам нужно научить ребенка решать конфликты самостоятельно, без вашей помощи и кулаков. Давайте потренируемся. Я буду называть ситуации, а вы по очереди отвечать, что должен сказать воспитатель. Например, если ребенок бежит по группе, вы говорите ему: «Стоп! По группе мы ходим шагом». Не забывайте про правило: употреблять фразы без частицы «не».

Примеры ситуаций

Ситуация 1. Миша отнимает у Даши игрушку.

Ситуация 2. Вася и Петя спорят, потому что не поделили один стул.

Ситуация 3. Маша и Лена вместе рисуют, Маша кричит, что Лена испортила ее рисунок.

Ситуация 4. Коля ударил Ваню лопаткой.

Ведущий: Теперь представьте ситуацию. Вы разговариваете с другим воспитателем, а ребенок хочет к вам обратиться. Чтобы дать возможность детям обращаться к вам, не перебивая разговор, научите их приему: ребенку, который хочет обратиться к вам, нужно подойти и дотронуться до вашей руки. Вы увидите, что нужны ребенку, закончите разговор и поговорите с дошкольником.

Однако все мы люди, поэтому не можем всегда быть на сто процентов уравновешенными. Предлагаю три упражнения, которые помогут вам сохранить нервную систему. Если вы напряжены и не можете расслабиться, выполните одно из упражнений.

https://e.profkiosk.ru/media/e4df4732-8625-4c73-a3d7-6049f25fb3ec/img/1.jpg

Заключение

Ведущий: Помните: нас научили бережно относиться к вещам, но не научили бережно относиться к людям. Одну и ту же информацию можно донести до ребенка с разным эмоциональным посылом. Уважайте личность в каждом ребенке, не переносите на него свои негативные эмоции. Давайте беречь другу друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь малышу справиться со страхами

При воспитании «боязливого» ребенка старайтесь избегать излишней опеки.Избегайте ситуаций неуспеха: соизмеряйте свои требования с возможностями ребенка, а в случае затруднений тактично помогите ему. Э...

Консультация для педагогов и родителей «КАК помочь ребенку справиться с тревожностью».

Шпаргалка для взрослых по работе с тревожными детьми.Ø Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.Ø Не сравнивайте его с другими ребятами.Ø Чаще использовать телесный контакт и...

«Когда эмоции берут верх», или Как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей». Семинар для воспитателей.

Семинар состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Основная часть включает четыре упражнения, с помощью которых педагоги смогут испытать, что чувствуют дети, ...

Семинар для педагогов «Когда эмоции берут верх», или как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей

Семинар для педагогов «Когда эмоции берут верх», или как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей...

Тренинг для педагогов «Когда эмоции берут верх», или как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей

Тренинг для педагогов «Когда эмоции берут верх», или как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей...

Семинар «Когда эмоции берут верх», или Как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей

Когда педагоги приходят на работу, часто они не могут справиться со своим психологическим состоянием и переключиться. Бытовые трудности, конфликты с семьей, недопонимание с...

Сказкотерапия.Что такое сказкотерапия для детей и какие ее методы можно использовать, чтобы помочь ребенку справиться с проблемами.

Если ваш ребенок не хочет ходить в детский сад, чего-то сильно боится, плохо спит, излишне замкнут или проявляет агрессию, ему может помочь сказкотерапия. Что такое сказкотерапия для детей и какие ее ...