Тренинг для педагогов «Когда эмоции берут верх», или как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей
консультация

Шарова Ирина Сергеевна

Тренинг для педагогов «Когда эмоции берут верх», или как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100

(47545)  5-14-77 michskazka@yandex.ru / michskazka.68.edu.ru

ТРЕНИНГ

 

городское профессиональное объединение педагогов

по работе с родителями

 Тема:

«Пути решения конфликтных ситуаций с родителями воспитанников детского сада»

Подготовила:

старший воспитатель

Шарова Ирина Сергеевна

г. Мичуринск, 2022

Мир постоянно информационно усложняется. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель – родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

(Слайд 2) Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками.

Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли мы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.

(Слайд 3) Воспитатель  это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада.

(Слайд 4) Родитель  это «заказчик», который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя — в среднем от 15 до 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.

(Слайд 5) Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

(Слайд 6) Сегодня будем говорить с вами о конфликтах в системе «воспитатель - родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

(Слайд 7) Старинная английская игра

Цель: внести оживление в работу группы, обсудить некоторые причины возникновения конфликтов.

Содержание: Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета, маленькая игрушка, сувенир и т. д.). Требование к призу одно: он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Тренер заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.).

Для участия в игре я попрошу выйти пять педагогов. Садитесь поудобнее. Игра совсем не сложная. У меня есть коробочка, внутри которой лежит приз. Но получит его только один из вас. Правила простые: пока будет звучать музыка, вам необходимо передавать эту коробочку по кругу следующему игроку, тот — следующему и так далее. Внезапно музыка будет прекращаться, и участник с коробочкой в руках должен быстро начать раскрывать ее и пытаться добраться до приза. Делать это можно до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки. Но хочу предупредить, что сделать это будет не просто, так как он очень надежно запакован.

Обсуждение: Коллеги, хочу вас спросить, как вы думаете, где и в какие моменты между участниками игры могли возникнуть конфликты? Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему? (Например, конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом. Можно было бы обвинить тренера в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки и т. д.).

Благодарю вас, коллеги, за ответы. А как можно было бы изменить инструкции к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов?» (Сделать инструкцию более четкой, дать всем участникам равное количество времени на разворачивание свертка, ввести некоторые ограничения, положить в коробочку приз для каждого участника игры и т. д.). В каком случае 6ыло бы интереснее играть: в первом (как мы играли) или во втором (смоделированном варианте?).

(Слайд 8) Еще одно упражнение «Тренировка интонации» (участники разделены на два круга). От интонации, с которой мы скажем собеседнику информацию, зависит эмоциональное состояние нашего собеседника и возможно его отклик на эту фразу. Посмотрим, как вы умеете применять интонацию, в зависимости от ситуаций.

Произнести фразу: «Мне не безразличны успехи Вашего ребенка».

Произнести эти фразы необходимо с оттенками иронии, упрека, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках).

- А мы с коллегами, попробуем догадаться, с какой интонацией Вы произнесли фразу.

Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями? Какой вывод помогает сделать нам это упражнение? Интонация играет большую роль при подаче собеседнику информации. То есть мы можем изначально доброжелательно расположить к нам собеседника, или наоборот, оттолкнуть его. От неправильной информации, у родителя может возникнуть вопрос: «Почему со мной так разговаривают». И мы знаем множество пословиц и поговорок по данной теме: «Как аукнется, так и откликнется», «Словом можно ранить», «Слово не воробей…»,

Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворен положением ребенка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т. д.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

  • с ребенком мало занимаются в саду;
  • не создают должных условий для укрепления его здоровья;
  • не могут найти подход к ребенку;
  • используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);
  • плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку);
  • ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
  • ограничивают свободу ребенка;
  • часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
  • не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали).

У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:

  • неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;
  • забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;
  • забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
  • приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
  • поздно забирают детей;
  • плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);
  • предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Спасибо за ваши ответы, коллеги, хочу подчеркнуть, что каждое ваше мнение являлось верным и правильным. Какой бы не была причина конфликта, пострадавшей стороной в любом случае останется ребенок. Поэтому  разрешать конфликтную ситуацию следует быстро.

(Слайд 9) Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

  • Возникновение конфликта (появление противоречий).
  • Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной.
  • Конфликтное поведение.
  • Исход конфликта.

Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями?» Устно

Группа делится на две команды: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.

Положительные и отрицательные стороны конфликтов

  • Получение социального опыта.
  • Нормализация морального состояния.
  • Получение новой информации.
  • Разрядка напряженности.
  • Помогает прояснить отношения.
  • Стимулирует позитивные изменения.
  • Настроение враждебности.
  • Ухудшение социального самочувствия.
  • Формализация общения.
  • Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение.
  • Эмоциональные затраты.
  • Ухудшение здоровья.
  • Снижение работоспособности.

Вывод: Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

(Слайд 10) Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций (раздать таблицы)

Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

(Слайд 11) А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций.

(Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша»  избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).

Необходимо выработать у воспитателей умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «воспитатель-родитель»; способствовать осознанию воспитателем причин и последствий конфликта.

(Слайд 12) Конфликтные ситуации в процессе взаимодействия воспитателя с родителями воспитанника могут возникнуть по разным причинам. Перед воспитателем ДОУ стоит задача найти правильный выход из сложившейся ситуации.

Таким образом, предупреждение конфликтов является одной из важнейших задач педагогического коллектива дошкольного учреждения, предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?» педагог-психолог: Диденко М.В.

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему ...

Тема. «Как помочь ребенку справиться с эмоциями?»

Каждому из нас хочется,что бы наш ребенок вырос спокойным и рассудительным,но как этого достичь?...

Консультация для педагогов и родителей «КАК помочь ребенку справиться с тревожностью».

Шпаргалка для взрослых по работе с тревожными детьми.Ø Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.Ø Не сравнивайте его с другими ребятами.Ø Чаще использовать телесный контакт и...

«Когда эмоции берут верх», или Как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей». Семинар для воспитателей.

Семинар состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Основная часть включает четыре упражнения, с помощью которых педагоги смогут испытать, что чувствуют дети, ...

Семинар-практикум "Как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей"

Обучение педагогов конструктивным методам общения с детьми....

Семинар для педагогов «Когда эмоции берут верх», или как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей

Семинар для педагогов «Когда эмоции берут верх», или как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей...

Семинар «Когда эмоции берут верх», или Как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей

Когда педагоги приходят на работу, часто они не могут справиться со своим психологическим состоянием и переключиться. Бытовые трудности, конфликты с семьей, недопонимание с...